Белки слушают птиц для обнаружения опасности

Как животные предупреждают друг друга об опасности

Ефим Фиштейн: Мы продолжаем рассказывать об изучении коммуникаций у животных. Многие животные умеют предупреждать своих сородичей об опасности. Однако, что стоит за этими сигналами – выражение состояния тревоги или информация об источнике угрозы? Оказывается, это зависит от степени развития вида, как мы видим на примере сусликов и других млекопитающих, объясняет кандидат биологических наук Владимир Фридман. С ним беседуют Ольга Орлова и Александр Марков.

Ольга Орлова: Владимир, мы уже в прошлой передаче говорили о том, что у некоторых животных звуковой сигнал помимо обозначения какого-то смысла может одновременно заключать в себе какое-то действие. На каком примере это можно увидеть?

Владимир Фридман: На примере предостерегающей сигнализации сусликов, крике об опасности можно видеть, как стимулы, выражающие состояние, так называемые сигналы состояния, превращаются в сигналы о ситуации, скажем, о разных типах хищников.

Ольга Орлова: Покажите, как это выглядит у сусликов, что происходит? То есть разные виды крика?

Владимир Фридман: Скажем, у примитивных видов сусликов есть два основных крика об опасности – свист и щебет. Кажется, что свист – это реакция на хищных птиц, которые могут быстро приблизиться и напасть, а щебет на млекопитающих, которые идут и, соответственно, надо насторожиться. Во всяком случае чаще всего тот и другой типы криков встречаются в этой ситуации. При этом между крайними вариантами свистом и щебетом есть вся гамма переходов у примитивных видов. Однако эксперименты показывают, что если, например, наземный хищник выскочит резко или, например, в суслика бросить шапкой, сделать другое резкое движение, он свистит.

Александр Марков: Как на птицу.

Владимир Фридман: Да, как на птицу. И наоборот, если птица спокойно парит в небе где-то далеко, он щебечет. То есть более детальный анализ показывает, что эти два альтернативных типа крика – это выражение разных состояний. Опасность далеко и надо лишь насторожиться и опасность близко, надо немедленно скрываться. Соответственно если опасность с воздуха, которая обычно приближается очень резко, спокойно парит вдалеке, то он щебечет. То есть более подробный анализ показывает, что совпадение разных типов криков с разными опасными объектами, оно кажущееся и два типа крика отражают два состояния животного.

Ольга Орлова: То есть быстрое приближение или медленное приближение.

Владимир Фридман: Разные уровни страха. И более подробный анализ, проведенный Даниилом Блюмштейном, показывает, что в общем-то тут сигнализация идет механически. Появление опасного объекта с определенной скоростью вызывает определенное чувство страха, стресса, соответственно у животного изменяется его вегетативная ситуация, гормональное состояние, и он выдает тот крик, который является выражением этого состояния. Это у видов более примитивных.

Александр Марков: Но другие суслики понимают значение этих звуковых сигналов?

Владимир Фридман: Для этих видов, только если видят животного. То есть если проиграть этот крик, то реакция неспецифическая, они настораживаются, смотрят. Но собственно уход в нору, нужный способ затаивания, только если они видят кричащих животных.

Ольга Орлова: Имеется в виду, если они видят кричащих сусликов?

Владимир Фридман: Других сородичей.

Ольга Орлова: То есть если они увидели, что другой суслик кричит, тогда они понимают и тогда они уходят в нору. Но если они только слышат звук, если они видят кричащего партнера или просто сородича – это уже много.

Владимир Фридман: Если они сами отслеживают ситуацию. А вот у видов более продвинутых, с одной стороны тут достаточно крика, чтобы суслик адекватно среагировал.

Ольга Орлова: То есть просто звука.

Владимир Фридман: Те же самые два типа крика есть свист и щебет, поскольку виды родственные, они гомологичны свисту и щебету у видов более примитивных, но тут уже альтернативные типы криков четко соответствуют альтернативным типам опасных объектов. Один крик на опасность с воздуха, другой крик на опасность с земли, как бы ни варьировалось состояние особи, как бы он ни был напуган. Вот тут уже сигнал превращается в знак, обозначающий альтернативные категории опасных ситуаций. Для животного они значимы. И этот знак он произволен, как, знаете, в человеческой коммуникации в том плане, что он независим от мотивационного состояния. Как бы ни менялся уровень возбуждения, размер животного, а это тоже влияет, реакция на опасность, сигнал, как говорят этологи, эмансипирован от мотивационной подосновы. И соответственно, из пантомимы, которая с одной стороны выражает внутреннее состояние, а с другой стороны действует на партнера в правильную сторону, скажем, моя агрессия заставляет его подчиниться, моя тревога заставляет его тревожиться и убегать. Вот тут этого нет. Тут сигнал обозначает разные категории опасной ситуации. Когда животное слышит только свист, само не видит ситуацию, оно с одной стороны адекватно реагирует и ретранслирует этот сигнал. Тут в общении участвуют не двое взаимодействующих, как в случае сигналов мотивационных, а все сообщество.

Ольга Орлова: То есть если суслик один услышит тревожный сигнал, то он его потом передает.

Владимир Фридман: Старается во всяком случае. Поскольку если ситуация опасная, они должны выбирать между кормлением, ретрансляцией и бегством, прерывать кормление невыгодно, постоянно отслеживать опасность вокруг не будешь. Соответственно в этой ситуации сигналы очень полезны. Шелли и Блюмштейн работе 2005 года показали, что практически во всех ветвях наземных беличьих, которые ведут дневной образ жизни, живут колониями как суслики, как луговые собачки, как земляные белки, у низших обезьян, у мартышковых, у некоторых лемуров, у многих птиц внутри клаксонов в роду идет эволюция от сигналов состояний к сигналам, имеющим внешнего референта, можно назвать категориальным сигналом.

Читайте также:  Аляскинский кли-кай (фото): мини-хаски с характером шпица

Александр Марков: Категориальный сигнал, чем он отличается просто от слова? Как суслик говорит «опасность с воздуха» – это свист. Или «опасность с земли» – это будет щебет. Это по сути дела абстрактные символы получаются.

Владимир Фридман: От слова отличается тем, что мы слова умеем видоизменять и вкладывать в них новый смысл. А тут нет, это система специализации вида специфична и какой бы опыт ни приобрело животное помимо общения этими криками об этих категориях хищников, оно не может этот свой опыт добавить и, соответственно, обогатить значениями сигнала. Например, были очень интересные опыты Ньюмана и Уоренса, которые брали два вида макак или два вида беличьих обезьян. У них есть такая же дифференцированная система предупреждения об опасности. Они детенышей воспитывали в стаях другого вида, они вырастали, кричали они свои типы криков. При этом, поскольку обезьяны и макаки животные умные, они прекрасно понимали друг друга, то есть они понимали, какие крики другого вида какие типы опасности обозначают. Виды родственные и вольный кракт одного вида прекрасно был приспособлен для издавания звуков другого, если бы они умели и хотели подражать. При этом они прекрасно подражают телодвижениям друг друга, визгу, неспецифическим звукам. Но они всегда обозначали опасность своими криками.

Александр Марков: То есть врожденные, они не слышали ни от кого этих криков.

Владимир Фридман: Именно. То есть это именно такая симеосфера, которая присуща виду, как между игроками в шахматы или домино есть доска с фигурками, и они общаются друг с другом не непосредственно, а с помощью ходов, делаемых этими фигурками. Вот разумно демонстрация особей рассматривать не как телодвижения животного, ведь доска принадлежит и фигурки не отдельным игрокам, а некоей системе – игра, игровая арена, видовые уместно рассматривать, как относящиеся к видовому уровню. Единственная сложность, что поскольку у животных нет промышленности, которая бы изготавливала им фигурки, то приходится часть телодвижений животного зарезервировать не на выражение собственных эмоций, собственной мотивации, а на складывание видовых знаков для общения. То есть похожая аналогия как человек, зажатый в угол в сложной ситуации, нервно барабанит пальцами по столу, а затем, например, скидывает кукиш или иной жест, имеющий определенное значение в том сообществе, которое его понимает. Вот демонстрации, не зря, на мой взгляд, этологи 30-50 годов их отделяли от прочих, это не экспрессии индивида, а видовые сигналы, которыми животные лишь пользуются для того, чтобы выигрывать конфликты, прогнозировать поведение противника, приобретать и удерживать партнера в условиях конкуренции с другими особями. И вот тут, как мне кажется, существенно отделять стимулы от знаков, то разделение, которое этологи не всегда проводят. Сигналы состояния, действующие автоматически, принуждающие к нужной реакции – это стимулы. Например, зимой в лесу можно встретить стаи синиц-гаечек, которые кочуют, соответственно у них сигналы тревоги при появлении ястреба-перепелятника. В ответ на этот сигнал птицы, даже не видящие ястреба, автоматически затаиваются. Взрослые реагируют лучше и точнее, чем молодые и, соответственно, у молодых повышенная смертность, поскольку реагировать надо без промедления. Если бы сигнал действовал, возбуждая животное, то молодые реагировали бы лучше, потому что у молодых уровень возбуждения выше, а поведение менее ритуализовано, но тут важна не сила, а именно точность реакции.

Александр Марков: То есть они учатся в течение жизни.

Владимир Фридман: Скорее отбирают. Те, у кого реакция похуже, умирают быстрее. Кажется, это отбор, а не обучение. То есть те, у кого способность издавать тревожные сигналы созревает быстрее и способность распознавать эти сигналы от других членов стаи созревает быстрее, они просто лучше выживают. Соответственно в какой-то критический период, соответствующий моменту образования семейных групп гаечек, должны быть зрелые сигналы.

Ольга Орлова: А на примере млекопитающих можно это показать?

Владимир Фридман: На примере млекопитающих есть классические исследования системы предупреждения об опасности у верветок, зеленых мартышек, проведенные Сиффордом и Чейни, где есть сигналы на орла, на леопарда. И как раз там было показано, во-первых, что сигналы обозначают разные типы опасности, а не, например, разные уровни тревоги у животных. То есть в экспериментальных манипуляциях с их криками использовался тот момент, что, скажем, мы, например, считаем созвучные слова разными, скажем, «предательство» и «обстоятельства» разные слова, а скажем, «предательство» и «измена» похожие. Исследователи акустически синтезировали некий звуковой образ и модифицировали до тех пор, пока он не переставал вызывать реакцию. Оказалось, что действительно разные типы криков соответствовали разным типам опасности, и будучи проигранными, они соответственно вызывали нужную реакцию, разные способы спасения от хищников.

Чем опасны белки для благовещенцев

3 октября 2018 3:48

В этом году в Благовещенске развелось неожиданно много белок. Если раньше их можно было увидеть преимущественно в Городском и Первомайском парках, то сейчас пушистые грызуны появляются во всех районах города. Например, одну из белочек прикормили сотрудники амурского правительства, зверьку даже дали кличку – Зинка. И если даже взрослые проявили неравнодушие, то что уж говорить о детях. Они так и норовят подозвать зверушек поближе, покормить с руки или даже посадить себе на макушку. Однако для собственной безопасности делать этого не стоит – эти милейшие животные могут и сильно поцарапать, и серьезной инфекцией заразить.

Читайте также:  Бодибилдер и чихуахуа — маленькие питомцы большого человека

– Белки могут вести себя агрессивно, травмировать, что в результате может привести к нагноению ран. Даже если белка не нападет, она может быть переносчиком вируса бешенства, геморрагической лихорадки, лептоспироза, туляремии, – рассказывает кандидат ветеринарных наук, и. о. заведующего кафедрой ветеринарно-санитарной экспертизы, эпизоотологии и микробиологии ДальГАУ Зоя Литвинова.

Перечисленные заболевания у человека могут протекать очень тяжело. При этом с виду белки могут быть вполне здоровыми – чтобы разносить заразу, не обязательно быть больными:

– Допустим, в одном месте белка испачкалась фекалиями больного животного. Потом поскакала в другое место, залезла в ту же песочницу. Ребенок в этой песочнице поиграл, руки потом не помыл, и возбудитель попал в рот. Цепочка замкнулась, – описала возможный процесс заражения Зоя Александровна.

Бешеные стаи

Поэтому с уличными животными нужно быть крайне осторожными, лучше к ним не прикасаться. Это относится также к бездомным кошкам и собакам. По словам кандидата ветеринарных наук, особенно опасны собаки, которые собираются в стаи:

– Я всегда говорю, что собаки – это потомки волков, и инстинкты у них никто не отменял. В первую очередь кошки и собаки опасны из-за вируса бешенства. Заражение происходит через укус, вирус проникает в кровь, центральную нервную систему. Необходимо помнить, что бешенство неизлечимо.

По словам специалистов, хотя бешенство в Амурской области не наблюдалось более 70 лет, о профилактике в регионе не забывают. После укуса с согласия пациента делают прививки, если он отказывается – фиксируют это в документах, а данные передают на станцию по борьбе с болезнями животных. Но даже если вы не боитесь бешенства, обращаться к врачам нужно сразу же после укуса. Как объясняют врачи-травматологи, рана от укуса животных инфицированная, она не ушивается и требует ежедневного наблюдения.

– Что касается кошек, то есть так называемая болезнь кошачьей царапины, или фелиноз. Заболевание передается с царапиной при наличии возбудителя на когтях животного. Причем у инфицированных людей болезнь протекает очень тяжело и может даже привести к госпитализации, – уточняет Зоя Литвинова.

Крылатые вредители

Сердобольные горожане любят подкармливать не только белок, но и городских птиц. В сквере за зданием областного правительства часто невозможно пройти из-за засилья голубей, путающихся под ногами. И ладно бы речь шла просто о неудобстве, но ведь крылатые «побирушки» могут быть разносчиками заразы.

По словам Зои Литвиновой, перья и помет голубей могут быть источниками сальмонеллеза, туберкулеза и орнитоза. У последнего заболевания несколько наименований – пситтакоз, попугайная болезнь. Оно поражает верхние дыхательные пути, приводит к кашлю, насморку, конъюнктивиту. В некоторых случаях может развиться тяжелая астма. Кроме того, голуби наносят вред и другим птицам, они уже практически вытеснили из Благовещенска ласточек.

– Во-первых, надо обустроить площадки для кормления в стороне от жилых домов, магазинов, детских учреждений и так далее. Во-вторых, ограничить птицам доступ на крыши, залатав дыры в кровле и закрыв чердачные окна. Сделать это могут управляющие компании с подачи мэрии, – таким видит решение проблемы орнитолог Василий Дугинцов.

Угроза прямо в доме

Однако опасность подстерегает нас не только на улицах. Некоторые разносчики заразы запросто могут пробраться в квартиры и частные дома амурчан – к таким относятся, в частности, крысы и мыши.

– Их укусы могут привести к такому заболеванию, как «содоку». Болезнь характеризуется повышением температуры тела, сыпью, поражением внутренних органов вплоть до головного мозга, – перечисляет Зоя Александровна пугающие симптомы. – Также грызуны переносят вирусы бешенства, чумы, иерсиниоза, болезни Лайма, лептоспироза, сальмонеллеза, токсоплазмоза, микроспории, туляремии и так далее.

Заслушав такой список, волей-неволей начинаешь смотреть на мышей и крыс с ужасом. Если они завелись в доме, следует сразу же начинать борьбу. Помогут классические мышеловки, клеевые ловушки, отравленные приманки. А чтобы предупредить появление заразных грызунов, стоит тщательно заделывать все щели, чтобы они не пробрались в квартиру.

Читателю на заметку

Избегайте контактов!

– Необходимо исключать прямой контакт со всеми перечисленными животными, мыть руки после прогулки, при укусе обрабатывать рану и, конечно же, обращаться за медицинской помощью. Касательно грызунов могу добавить, что необходимо проводить мероприятия, направленные на их ликвидацию. И ни в коем случае нельзя употреблять в пищу продукты, которые повреждены грызунами, – подытоживает Зоя Литвинова.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Что слышат птицы

Ольга Нестеренко,
Московский зоопарк
«Химия и жизнь» №5, 2019

Фото: Flickr.com / pepperberryfarm

Продолжаем рассказ о чувствах птиц. Зачем им нужно различать инфразвук и ультразвук, как они обходятся без наружных ушей и какие виды птиц ориентируются с помощью эхолокации.

Заглянем птице в ухо

Слух — второе по важности после зрения чувство птиц. По крикам птицы находят своих голодных птенцов, певчие птицы «метят» песнями территорию. Тревожными сигналами птицы предупреждают друг друга об опасности, по голосу находят себе пару, а многие хищные птицы по звуку ищут добычу. Для птиц, живущих в густых зарослях, ведущих сумеречный или ночной образ жизни, слух может быть важнее зрения. Слышать самые тихие звуки, отличать нужный звук среди похожих или на фоне шума, определять направление на источник звука — все это им необходимо.

Читайте также:  Азиатская леопардовая кошка: описание, характер, среда обитания и образ жизни, фото

Ушное отверстие голубя обычно прикрыто перьями. Фото: А. Константинов

Наружных ушных раковин, в отличие от млекопитающих, у птиц нет. Правда, у сов, луней и у некоторых других птиц есть особые складки кожи, покрытые перьями, заменяющие им наружную ушную раковину. (Не путать с «ушами» филина и ушастой совы — их красивые рожки не имеют отношения к органам слуха, это просто кожные выступы, покрытые перьями.) Ушные отверстия птиц расположены по бокам головы, немного позади и чуть ниже глаз. Сверху слуховой проход обычно прикрыт перьями особой структуры.

В среднем ухе у птиц, как и у рептилий, есть только одна слуховая косточка (у млекопитающих, как известно, их три, см. «Химию и жизнь» № 2, 2019). Она передает колебания звука от барабанной перепонки во внутреннее ухо — к овальному окну, в жидкость, которая заполняет улитку. Такая «поршневая» передача кажется неэффективной по сравнению с человеческим средним ухом, где косточки соединяются, как рычаги, но только на первый взгляд. Слух у птиц не хуже благодаря множеству мелких преобразований и усовершенствований. Слуховой проход обычно шире, чем у млекопитающих сходного размера, имеет большой объем и сложный рельеф, а барабанная перепонка обширнее: так, у пеночки ее площадь около 8 мм 2 , а у домовой мыши — всего 2,7 мм 2 . Отношение площадей барабанной перепонки и основания стремечка в среднем составляет около 30–40 (у человека 14–18) — это усиливает звуковое давление и способствует различению звуков по высоте.

Среднее и внутреннее ухо птицы

Далее звуковые колебания распространяются в жидкости, заполняющей внутреннее ухо, и воспринимаются чувствительными волосковыми клетками — они превращают механические колебания жидкости в электрические сигналы, которые по слуховому нерву отправляются в мозг. Улитка внутреннего уха птиц, в отличие от свернутой в спираль улитки млекопитающих, представляет собой короткую слегка изогнутую трубку, тоже как у пресмыкающихся. Однако улитка птиц устроена сложнее, чем у рептилий. Рецепторные клетки имеют различное строение, и это, как и положение в улитке, обеспечивает настройку каждой клетки на определенный диапазон частот.

В конце улитки находится загадочное образование, которое называется лагена. У млекопитающих, за исключением однопроходных (утконоса и ехидны), его нет. Долгое время лагене приписывали вестибулярные функции, однако затем выяснили, что нервные волокна от нее идут как в вестибулярные, так и в слуховые центры, следовательно, лагена может воспринимать звуки. По некоторым данным, лагена птиц ответственна за восприятие магнитного поля.

От инфразвука до мышиного писка и далее

Слышат птицы хорошо. Считается, что они воспринимают примерно тот же диапазон частот, что и мы, — 20–20 000 Гц, однако наиболее чувствительны к диапазону 1–4 кГц. Зона особо хорошей слышимости у рогатого жаворонка — 350–7600 Гц, у канарейки 250–10 000 Гц, у домового воробья 675–11 500 (по другим данным, 18 000) Гц. У голубей и некоторых других видов обнаружили способность слышать инфразвуки, то есть звуки с частотой менее 20 Гц. Возможно, эта способность помогает им ощущать перемену погоды и приближение природных катастроф, так как инфразвук порождают землетрясения, сильный ветер с волнами, грозы и ураганы.

Область наибольшей чувствительности к звукам у разных видов разная, она связана и с экологическими особенностями обитания вида, и с тем, какие звуки издают сами птицы. Низкие частоты лучше слышат голуби, птицы отряда куриных, средние частоты — воробьиные птицы и попугаи, высокие частоты — совы. Понятно, что орган слуха птиц особо чувствителен к тем звукам, что издают особи своего вида, например голоса сизого голубя и домашней курицы как раз попадают в область их наибольшей чувствительности. Но слуховой диапазон птиц шире, чем издаваемые ими самими звуки. Так, у ушастой совы он составляет 100–18 000 Гц — звуки слетков и взрослых птиц попадают в гораздо более узкий диапазон, но ведь они должны слышать и писки, и шорохи мелких грызунов. А лесным воробьиным птицам необходимо узнавать крики тревоги ворон, сорок, соек и других птиц — они реагируют на этот звук как на сигнал опасности, что помогает им спасаться от хищников.

Одна из загадок, связанных со слухом птиц, состоит в том, что некоторые виды издают во время пения ультразвуки, но при этом нет доказательств, что они их слышат. Так, например, американские ученые установили в 2004 году, что синегорлые сверкающие колибри включают в свои сложные песни ультразвуковые ноты с частотой до 30 кГц, однако авторы исследования не обнаружили у них способность слышать ультразвуки. Звуки частотой до 50 кГц издают канареечный вьюрок, зарянка, тростниковая камышевка и другие птицы, правда, эти звуки низкоинтенсивны и сочетаются у них с обычными, в слышимом диапазоне.

Синегорлый колибри. Фото: Flickr.com / Bettina Arrigoni

Дальнейшее изучение показало, что некоторые виды все-таки могут слышать ультразвуки. Эта способность может зависеть от времени года — появляться весной и затем исчезать. Так, в опытах на обыкновенных скворцах, которых дрессировали на различение звуков, было продемонстрировано еще в 1964 году, что в июле и в августе самые высокие частоты, на которые реагировали птицы,— 26–28 кГц, в сентябре — 23–25 кГц, в начале октября около 20 кГц, а позже — только до 16 кГц. Есть данные, что и другие воробьиные птицы в сезон размножения могут реагировать на ультразвуковые частоты: снегирь слышит ультразвуки до 25 кГц, зяблик — до 29 кГц.

Читайте также:  Американский отель предложил постояльцам обниматься с коровами за 75 долларов

Возможно, интригующие данные о колибри, которые издают ультразвуки, но сами не слышат их, связаны с трудностью изучения их слуха методом регистрации частот, на которые реагируют слуховые нейроны продолговатого мозга, — на таких миниатюрных птицах выполнять подобные работы очень сложно.

Слушай своих

Несмотря на то что частоты, на которых птицы и люди слышат лучше всего, похожи, птицы, по-видимому, обнаруживают мельчайшие различия в звуках, недоступные для нашего слуха. В позывках и песнях многих птиц одна нота сменяет другую так быстро, что человек не может это расслышать, уловить отдельные звуки. Следовательно, птицы превосходят людей в способности различать и анализировать сверхкороткие звуковые импульсы и разделяющие их столь же короткие паузы. Такие серии звуков и пауз на наш слух звучат слитно, птицы же слышат каждый из этих звуков. Они более чувствительны к тону и ритму мелодии, и, очевидно, это помогает им расслышать интересующую мелодию даже в шумной среде. Интересно, что в шумных районах птицы поют громче и на более высоких частотах, так как более высокие звуки лучше различимы на фоне низкочастотных шумов.

Способность анализировать сложные комплексы звуков и запоминать их демонстрируют некоторые птицы, которые включают в свои песни фрагменты песен других видов, а также говорящие птицы. Мой попугай жако говорил несколько десятков слов и часто употреблял их ситуационно. Так как вместо «дай» он говорил «на», то при виде яблока повторял: «На яблоко, на яблоко. на. на. » Когда видел, что человек одевается, чтобы выйти на улицу, говорил: «Пока-пока-пока» и махал крыльями и лапой. При встрече говорил «привет», а когда слышал звонок телефона — «алё». И когда начинался дождь, кричал: «Буль-буль-буль-буль. »

Подражать человеческой речи способны не только попугаи, но и почти все представители семейства врановых — вороны, вороны, сороки, галки, сойки, а также некоторые скворцовые. Скворцы и в природе имитируют песни других птиц и другие звуки. И такие обычные для нас виды, как варакушки, пеночка, пересмешка, камышевка-барсучок, — тоже имитаторы. Особым талантом к подражанию отличается многоголосый пересмешник, или североамериканский певчий пересмешник Mimus polyglottos, тот самый, что дал название знаменитому роману Харпер Ли (см. фото в начале статьи). Эта птица включает в свое пение множество заимствованных звуков, от автомобильной сигнализации до человеческой речи, и подражает пению большого количества видов. Один наблюдатель, слушавший пересмешника, насчитал за десять минут отрывки из песен 32 птиц!

Доказано, что птицы могут узнавать по голосу своего партнера или птенцов, а также определять пол других птиц, даже у таких видов, у которых человек на слух не может уловить разницу в их голосах. Так, птенцы тонкоклювой кайры реагировали на крики своих родителей (им проигрывали крики в записи), но игнорировали крики чужих взрослых птиц.

Императорский пингвин находит свою семью по голосу. Фото: Flickr.com / Anne Frohlich

У императорских пингвинов яйцо сначала насиживает самка, но через несколько недель ее сменяет самец, а самки, похудевшие за время насиживания, отправляются в море на охоту на много дней. Когда они возвращаются, самцы издают громкие крики, и каждая самка находит своего самца по голосу среди сотен птиц. Родители-пингвины, возвращаясь с моря, среди птенцов в «детском саду» безошибочно находят своего по индивидуальным особенностям голоса и кормят только его. Подобная способность есть и у других колониальных птиц. А при изучении вокализации журавлей было показано, что индивидуальные особенности звуков птенцов усиливаются, когда птицы собираются в стаи, так как им необходимо находить своих птенцов среди других птиц.

Конечно, не все виды одинаково хороши в различении высоты звуков. Так, у волнистого попугайчика дифференциальные пороги в области частот 0,3–1 кГц — около 2–5 Гц, у голубей в том же диапазоне — десятки герц, у кур при частоте 0,3 кГц — 9 Гц, а при 1 кГц — 20 Гц. Чем выше звуки, тем труднее голубю различать тембры звонков и свистков: одни и те же птицы в области третьей и четвертой октав отличают полутона, а в шестой октаве — лишь терции.

Острым слухом знамениты совообразные. По-видимому, совы особенно хорошо слышат высокочастотные колебания — писки, издаваемые грызунами, хотя скорее они ориентируются на шорохи, которые добыча издает при перемещении. Известно, что слепые совы в природе могут успешно кормиться — был случай, когда в лесу нашли обыкновенную неясыть, упитанную и здоровую, при этом ее глаза были поражены катарактой. Птица была слепой по крайней мере несколько месяцев, однако нормально питалась. Американский орнитолог Роджер Пейн продемонстрировал, что сипуха в темноте, руководствуясь лишь слухом, может определить местоположение жертвы с точностью до одного градуса. Для этого в абсолютно темной комнате, пол которой был засыпан сухой подстилкой, выпускали мышей, и сипухи успешно их ловили. Но если пол был голый, сова не могла поймать мышь. Как пишет Ю. Б. Пукинский в книге «Жизнь сов» (Л., Изд-во ЛГУ, 1977), ушастые совы, бородатая и длиннохвостая неясыть обнаруживают полевок под полуметровым снежным покровом.

У многих видов сов есть своего рода «ушные раковины», образованные складками кожи и перьями, которые могут достигать чрезвычайно больших размеров, почти смыкаясь наверху и внизу головы. Эти складки вместе с покрывающими их перьями образуют так называемые лицевые диски. Перья диска подвижны, это позволяет регулировать режим приема звуковых сигналов. Многие видели в Интернете ролики, где совы забавно наклоняют голову то в одну сторону, то в другую. Сова таким образом «прислушивается» — эти движения способствуют точности локации звуков. Во время такого лоцирования совы изменяют не только положение лицевого диска, но и его форму и даже площадь.

Читайте также:  Британец бросил невесту сразу после свадьбы ради свиньи

У некоторых видов сов слуховые проходы расположены асимметрично, что предположительно улучшает лоцирование высокочастотных звуков. Но следует отметить, что у ряда видов, прекрасно охотящихся ночью, такой асимметрии нет. Сами слуховые проходы по форме похожи на воронки. У представителей отряда совообразных заметно увеличена барабанная перепонка по сравнению с другими видами, отношение площади барабанной перепонки к основанию стремечка у них максимально и достигает 40. Примечательно и то, что у сов слуховая косточка расположена несколько эксцентрично, что также усиливает давление. Острота слуха сов определяется не только устройством уха, но и особенностями строения слуховых центров головного мозга.

Эхолокация и другие важные вещи

Некоторые виды птиц могут пользоваться эхолокацией. Однако не ультразвуковой, как летучие мыши, а в слышимой человеком области спектра. Именно так ориентируются южноамериканские птицы гуахаро (Steatornis caripensis), гнездящиеся в темных пещерах. Они испускают очереди звуков и, воспринимая их отражение от стен пещеры, находят свои гнезда. Гуахаро издают отдельные импульсы с промежутками в 2–3 миллисекунды, которые человеческим ухом не улавливаются, — весь эхолокационный сигнал гуахаро мы воспринимаем как один щелкающий звук.

Гуахаро способны к эхолокации

Эхолокацией пользуются не только гуахаро. В Юго-Восточной Азии широко распространены стрижи-саланганы (роды Collocalia и Aerodramus), некоторые их виды также гнездятся в глубоких пещерах. Саланганы — дневные насекомоядные птицы, во время охоты они, очевидно, руководствуются зрением, но, летая по пещерам, издают щелчки и трески. Ученые допускают существование эхолокации у кроншнепов и буревестников, однако это не доказано экспериментально.

Кстати, об определении направления: каким образом большинство птиц обходится без наружных ушных раковин? Ведь они нужны в том числе для того, чтобы определить направление на источник, особенно по вертикали — снизу идет звук или сверху. Когда мы, прислушиваясь, наклоняем голову, изменяется интенсивность воспринимаемого звука, мозг интерпретирует эти изменения, и мы понимаем, под потолком или у пола расположен источник подозрительного пощелкивания. Но изменяется ли громкость в зависимости от высоты источника у птиц, которые улавливают звуки фактически просто отверстиями?

Исследователи из Мюнхенского технологического университета в 2014 году провели эксперименты с грачами, утками и курами (специально выбрав виды, которые тонким слухом не славятся и занимают различные экологические ниши). Они измеряли громкость звуков, приходящих с разных углов возвышения к правой и левой барабанной перепонке птицы. Все звуки, приходящие, например, слева, были одинаково громкими для левого уха, а вот в правом ухе громкость менялась в зависимости от высоты. Видимо, тут все дело в форме птичьей головы, сплюснутой с боков, — именно голова отражает, поглощает или рассеивает звук. Эта разница между сигналами от ушей и помогает определить направление на источник.

Локализация звука в вертикальной плоскости для птиц очень важна. Обзор по горизонтали у большинства из них — почти 360°, так как глаза расположены по бокам головы (см. «Химию и жизнь» № 6, 2017). Комбинируя информацию от органов слуха и зрения, они держат под контролем все окружающее пространство.

Авторы исследования отмечают, что у сов ситуация иная. У них и зрение бинокулярное, как у человека, и перья отчасти выполняют функцию внешних ушей. Совы слышат звуки впереди себя лучше, чем другие виды птиц (иное решение было бы невыгодным: куда годится такой хищник, который либо видит цель, либо слышит). Зато в умении вращать головой во всех плоскостях им нет равных. Локализации направления помогает и уже упомянутая асимметрия ушей. Так что, возможно, конструкция наружных ушей у сов усложнилась не только потому, что им необходим тонкий слух, но еще и из-за бинокулярного зрения!

Слух сипухи не ухудшается с возрастом. Фото: Flickr.com / MrClean1982

Совы наверняка удивят нас еще не раз. Например, не так давно в Ольденбургском университете решили выяснить, изменяется ли слух сипух разного возраста, и оказалось, что молодые и старые птицы одинаково успешно распознают звуки в диапазоне 0,5–12 кГц. У людей в старости слух ухудшается из-за отмирания волосковых клеток, но у сипух эти клетки способны восстанавливаться. Статья 2017 года (Proceedings of the Royal Society B, 2017, Volume 284, Issue 1863) называлась «У сипух уши не стареют». Похожую особенность слуха обнаружили и у скворцов, возможно, так обстоит дело и у других видов.

Таким образом, птицы не только видят мир иначе, нежели мы, но и слышат его по-другому. Вероятно, современные методы исследования в новом тысячелетии расскажут нам об этом еще больше. И мы наконец узнаем, из каких звуков состоит ночной мир совы и в чем суть майского песенного состязания соловьев.

Белки слушают птиц для обнаружения опасности

Разорители гнезд
Среди млекопитающих некоторые хищники разоряют гнезда, а при случае ловят и взрослых птиц. Это лисицы, ласки, хори, куницы, ежи. Для птиц, привлекаемых в искусственные гнездовья, опаснее всего куница, так как она отлично лазает по деревьям. Бороться с разорителями гнезд нелегко, но защитить от них яйца и птенцов в искусственных гнездовьях вполне возможно.

Читайте также:  Антицарапки для кошек: Отзывы ветеринаров об изделиях

Кошки
Домашние кошки – злейшие враги птиц. Именно кошки чаще всего бывают главной причиной неудач с привлечением птиц в плодовых садах. Считается, что эти животные ловят только мышей, но, оказывается, чаще они охотятся за птицами. Кошка может добраться до гнездовья и просунуть лапу в леток или ловить подросших птенцов, которые высовываются из летка, сидя на крыше гнездовья.

Особенно вредны кошки в деревнях. Каждая кошка в среднем уничтожает за свою жизнь многие десятки, если не сотни птиц: ведь кошки здесь живут полувольно, летом в доме бывают лишь, чтобы выспаться и поесть, только зимой, когда на улице холодно и голодно, они становятся по-настоящему домашними животными.

Некоторые кошки пропадают в окрестностях деревни по целым дням, другие же с головой выдают себя, имея привычку приносить домой свою добычу. В громадном большинстве случаев это бывают не мыши, а птицы.

Кошки – злейшие враги птиц

Проблемой защиты гнездовий от кошек занимались во многих странах мира. Например, испытывались специальные бубенчики, прикрепленные к ошейнику: их звон должен привлекать внимание птицы, когда кошка подкрадывается к ней.

Для защиты от кошек яиц или птенцов в искусственном гнездовье нужно, чтобы козырек крышки выступал над летком не менее чем на 5-7 см, тогда, сидя на крышке, кошка не дотянется лапой до летка. Помогают кошке добраться до гнезда и всякие присадные полочки и палочки под летком. Их лучше не делать.

Глубокие скворечники недоступны для кошки. При развеске нельзя ставить скворечник в развилку дерева, особенно так, чтобы леток был обращен в сторону сучка. Сидя на нем, кошка может легко добраться до летка.

Белка
Белка – растительноядный грызун, тем не менее летом она не обходится без животной пищи. Этот маленький зверек может быть большим врагом насекомоядных птиц. Белка нередко поселяется в скворечниках и других больших размеров искусственных гнездовьях, причем, если они были заняты птицами, поедает их яйца и птенцов. Надежная защита от белок – леток диаметром не более 4,5 см.

Змеи
В степной местности злейшими врагами скворцов, больших синиц и других птиц, поселившихся в искусственных гнездовьях, могут оказаться змеи, чаще всего полозы (на Украине обычно четырехполосый полоз), реже гадюки. Полозы приносят несомненную пользу, поедая много степных и полевых грызунов; значит, правильнее защищать от этих змей гнезда птиц, не уничтожая змей. Полоз отлично лазает по деревьям; последовательно осматривая их, он находит гнездо и поедает яйца или, что бывает чаще, птенцов.

Птицы – хозяева гнезда – всегда бурно реагируют на появление полоза, на шум слетаются птицы из соседних гнезд и принимают участие в тревоге. Скворцы очень боятся змей, они никогда не заглянут в леток не только тогда, когда в скворечнике змея, но и в том случае, если полоз, напуганный человеком, уполз на глазах у птиц. Такие скворечники, если даже в них остались кричащие голодные птенцы, родители бросают.

Из многих испытывавшихся способов защиты гнездовий от полозов удачными оказались два. Надежная защита – развешивание скворечников не на деревьях, а на проволоке, натянутой между ними. Чтобы придать им устойчивость, их подвязывали к колышкам, вбитым в землю. Второй способ рассчитан на отлов полозов. Вокруг ствола дерева с гнездом натягивают зонтом рыболовную сетку с ячейкой в 1,5 см. Полоз легко пролезает сквозь сеть, съедает птенцов, но, возвращаясь, застревает в ячеях раздувшимся брюхом и висит в сетке, пока его не возьмут или пока не переварится добыча. Мелкая сетка с ячейкой около 0,5 см, расположенная таким же образом, непреодолима для полоза.

Разорение врановыми птицами
Немало разорителей гнезд и среди птиц. Искусственные гнездовья обязательно делают со снимающейся крышкой, чтобы можно было чистить их от старых гнезд, вести наблюдения, если это возможно. Но эту особенность устройства быстро обнаруживают местные вороны. Они выучиваются открывать крышки, и тогда птенчики в синичнике пропали. Вороны чаще всего бывают не в лесу, а на открытых местах, поэтому более всего они вредят скворцам.

Вороны делают это так: подсовывают клюв в щель между крышкой и боковой стенкой, слабо держащуюся крышку сбрасывают мгновенно, с тугой трудятся иногда подолгу, постепенно поднимают то с одной, то с другой стороны, и если сразу крышка хоть чуть-чуть сдвинулась, обязательно ее сбросят.

О том, как предотвратить сбрасывание крышки скворечника врановыми птицами, мы уже рассказывали выше. Кроме того, недопустимо сооружение у скворечников всякого рода присадных полочек, усевшись на которые ворона или галка с удобством может вытащить из скворечника птенцов, когда они уже начинают высовывать голову из летка.

Разорение дятлами
Скворечники во всех их модификациях могут разорять дятлы. Они раздалбливают леток с целью добыть птенцов (летом) или с целью использовать скворечник для ночлега (зимой). Поэтому скворечники и синичники необходимо защищать от дятлов. Это делается путем прибивания вокруг летка жестяного кольца (например, из крышки от консервной банки) или набивания вокруг летка множества гвоздиков.

Жестяная накладка вокруг летка в качестве зашиты от дятлов Наружная планка удлиняет ход летка и делает скворечник безопасным

Можно также прибить к передней стенке скворечника планку толщиной около 2 см и шириной 4-5 см с горизонтальным расположениям волокон с отверстием, совпадающим с летком. Дятел не может раздолбить древесину, если ее волокна расположены горизонтально. Этим приспособлением достигается и другое: ход летка получается длинным, 4-5 см, и кошка или другой хищник не могут лапой достать до гнезда.

Читайте также:  Бобтейл курильский (фото): русская короткохвостная кошка

Порода собаки из фильма «Белый Бим Чёрное ухо»

Белый Бим — «неправильная» собака. Официально он относится к породе шотландский сеттер, но из-за нетипичного окраса роль пса пришлось сыграть двум английским сеттерам. Они были настолько обаятельны, что после просмотра фильма многие решили завести именно таких собак. Некоторые до сих пор мечтают об этом. Стоит ли? Давайте познакомимся с английскими сеттерами поближе!

Внешний вид

Главная черта английского сеттера — это крапчатый чёрно-белый или коричнево-белый окрас. Он никогда не бывает чисто белым. Больше всего заводчиками ценятся собаки с мелкими пятнышками. Слишком крупные отметины или одноцветный окрас является поводом для дисквалификации: такие питомцы не участвуют в выставках и разведении.

Иногда встречаются трёхцветные сеттеры: браком породы это не является

Тело английского сеттера покрывает мягкая прямая шерсть. На некоторых участках (грудь, живот, лапы) она длиннее. Подвес в виде густой шерсти также украшает хвост, который собака чаще всего держит вертикально. Телосложение у английского сеттера суховатое, но грациозное. Осанка — гордая. Голова и грудина немного выдаются вперёд. Это порода среднего размера: кобели могут весить до 25 кг. Высота в холке достигает 61–69 см.

Характер

Английский сеттер считается джентльменом среди всех пород собак. Это покладистый и спокойный питомец, который отлично понимает хозяев и легко поддаётся обучению. Сеттер более склонен к адаптации. Он приспосабливается, а не старается доминировать. Хозяину не придётся постоянно подтверждать свой авторитет, чтобы собака слушалась и уважала его. Английские сеттеры очень доброжелательны и хорошо относятся к детям и другим питомцам, но с кошками могут не ужиться. Это связано с сильными охотничьими инстинктами и игривостью собак.

Перед выбором питомца следует учесть то, что сеттеры подвижны и энергичны. Это не та собака, которая будет спокойно дожидаться вас дома, а потом ляжет на диван рядом с вами. Английский сеттер нуждается в полноценном выгуле с пробежками и активными играми. Хотя бы раз в 3–4 дня им нужно давать физическую и психическую разрядку, иначе питомец начнёт разрушать дом. Сеттеры обожают исследовать, поэтому могут чувствовать себя некомфортно в компактных квартирах. Вдобавок собаки этой породы очень социальные и общительные. В одиночестве они начинают скучать.

Можно оставлять любимцу специальные игрушки, внутри которых находится еда. Это поможет занять собаку и защитить имущество, пока вы находитесь на работе: сытый и утомлённый питомец менее склонен к разрушениям.

В качестве начинки для игрушки можно использовать сухой корм или замороженное мясо

Особенности ухода и дрессировки

Если вы хотите, чтобы шубка питомца выглядела ухоженно, вам придётся раз в 1–2 месяца посещать грумера. Он уберёт отросшие кончики и придаст соответствующий стандартам породы вид. Желательно ежедневно расчёсывать компаньона с помощью перчатки, чтобы предупредить образование колтунов.

Оптимальное время выгула сеттера — 1 час. Такая длинная прогулка должна совершаться хотя бы раз в день. Исключение составляют маленькие щенки, которые утомляются уже через 10 минут. Простое посещение туалета прогулкой не считается. Рекомендуется 2 раза в неделю устраивать «марафон» для питомца: выезжать на природу и давать компаньону выплеснуть лишнюю энергию.

У сеттера есть две вредные привычки, от которых его лучше сразу отучить: рытьё и лай без причины

Английский сеттер легко поддаётся дрессировке. В целом эта порода не нуждается в обязательном обучении командам, но умственная нагрузка способна частично заменить физическую. Энергии у сеттера много, поэтому лучше ежедневно заниматься с ним хотя бы для повторения.

Английский сеттер — это умная и добродушная собака, но она нуждается в уходе и внимании. Это достаточно крупный питомец, которому потребуется большое пространство. Однако на заботу и ласку собака ответит искренней преданностью и любовью. Впрочем, если вы проводите большую часть времени на работе и в командировках, лучше обратить внимание на другие породы.

“Белый Бим черное ухо”. Реальная история одного пса.

Английскому сеттеру Стиву (по-простому Степе), сыгравшему Бима, в жизни выпало больше страданий, чем любви и славы. Во время съемок фильма хозяин в очередной раз сдал пса в аренду киностудии и ни разу за полтора года съемок его не навестил. По большому счету Степе повезло, что хотя бы в это время он был окружен вниманием и заботой. Актеры и работники площадки баловали отчаянно тоскующего без хозяина сеттера и подкармливали всякими вкусностями, а Вячеслав Тихонов настолько вошел в роль, что смог стать псу настоящим другом — гулял с ним, разговаривал, даже брал с собой на охоту.

Степа справлялся со всеми трюками, но когда дело дошло до съемки самых душещипательных сцен… По сценарию в одном из эпизодов хозяина Бима — писателя Иванова — увозит скорая помощь, а поникший Бим провожает его преданными глазами. Хотя пес на собственной шкуре испытал, что такое тосковать по хозяину, показать это перед камерой он не мог — собака не умеет притворяться, играть чувства. Степу и Тихонова, много времени проводивших вместе, пришлось разлучить на время: только соскучившись по актеру, пес смог сыграть требуемое — сняли с одного дубля!

Съемки закончились, Степа уехал домой. Ходили слухи, что он так и переходил из рук в руки, отдаваемый в аренду режиссерам и охотникам, и однажды умер, не вынеся больше разлук. Полюбившийся тысячам телезрителей, пес так и не смог завоевать любовь своего хозяина.

Читайте также:  Бигль щенки (фото): грамотный уход за милыми непоседами

Найдены дубликаты

Как я ненавидела эту бабу, которая вызвала отлов животных. И сейчас ненавижу.

а я так и не досмотрела. Фильм хороший, но не могу я его еще раз посмотреть.

Я вторую серию не могу смотреть..

Смотрел этот фильм в детстве, рыдал в конце просто. Потом книжку прочитал, тоже тяжело но не так как фильм. Все таки это гениально, если заставляет плакать по такому, по сути банальному, сюжету.

В Википедии пишут, что он очень быстро умер.

Поскольку окрас Бима не соответствует окрасу его породы, в фильме в его роли снялся английский сеттер Стив (он же Стёпа) и его дублёр Денди. Напряженный ритм съемок подорвал здоровье Стива, и через несколько месяцев он скончался от сердечной недостаточности. С собаками работал кинолог В. Сомов.

и опять эти чертовы ниндзя со своим чертовым луком.

Есть ли где-то в интернетах этот фильм с английскими субтитрами или с переводом? Поделитесь, ссылочкой чтобы показать зарубежным товарищам

ОЧЕНЬ ФИЛЬМ ТРОГАТЕЛЬНЫЙ!!

Боюсь смотреть этот фильм. Реально боюсь.

посмотрела тоже в детстве. висит сейчас в закладках. не могу. просто не могу. но автору за этот пост спасибо, не знала, что там и правда пес был брошенный своим хозяином.

крутейший фильм – смотрел в глубоком детстве . и там (на афише слева) есть поезд ЭР-200 . а вот почему он там убей не помню.. напомните братья пикабутяне.

да это я помню . а что это эр-200 на него ехал?

Когда в три часа ночи пытаешься досмотреть свой любимый фильм 🙂

Фильмы о лучшем друге человека: Собачья жизнь 1-2, Путь домой

Советую посмотреть, чтобы отвлечься от негатива, фильмы “Собачья жизнь” , “Собачья жизнь 2” и “Путь домой”. В них от лица главных героев – щенков Бэйли и Бэллы – ярко показано, какую важную роль собака играет в жизни своего хозяина. Бескорыстная любовь и служба человеку, а также много юмора, добра и заставляющих задуматься моментов – всё есть в этих фильмах. Смотреть можно и одному, и в компании любимых, друзей, семьи.

Тенденции кино

Сквозь бассейн

Пёс Карай

Фильм «Собачье сердце», вышедший на экраны СССР в ноябре 1988 года, открыл сразу двух талантливых актеров, которым довелось играть фактически одну роль. Первый – актер из Алма-Аты Владимир Толоконников, второй – пёс Карай.

Мохнатого актера нашли в базе ленинградского Клуба служебного собаководства «Дружок». Выбирали из двадцати претендентов. Псу Караю на момент начала съемок было 5 лет, он состоял на службе в милиции и уже отличился 38 задержаниями.

Владелец и дрессировщик собаки, Елена Никифорова, рассказала, как режиссер фильма Владимир Бортко выбирал собак: «Меня просто спросили, что он может делать – ходить на задних лапах, ползать и так далее. Видимо, его выбрали потому, что он был дворняга в чистом виде – одно ухо висит, другое стоит. Пса сфотографировали, чтобы проверить фотогеничность, и обещали позвонить. Я уже и забыла о просмотре, как вдруг раздался телефонный звонок, на другом конце провода сказали: «Приходите на съемки, мы выбрали вашего Карая».

Режиссер Владимир Бортко говорил о собаке: «Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля».
Когда хозяйка привезла Карая на съемки, ей сразу сказали, что пес выглядит слишком гладким и ухоженным для дворовой собаки. Чтобы сделать пса «шелудивым», его обмазывали желатином. Один бок Шарика должен был выглядеть обваренным после того, как его окатили кипятком во дворе. Гримеры так постарались с красной краской, что прохожие шарахались от Карая во все стороны.

Дело в том, что съемки длились не один день, поэтому Елена грим не смывала, собака так и ходила в боевой раскраске. «Я его потом еле отмыла от желатина», – вспоминала хозяйка.

Режиссеру нужен был натуральный двортерьер, и Карай вполне соответствовал заданным параметрам. Елена Никифорова нашла питомца как раз на улице, щенком, возле гаражей. Характер у пса получился вполне актерский. На съемочной площадке он не страшился яркого освещения, множества незнакомых людей, даже ветродуй, нагоняющий в кадр метель, был ему нипочем. Единственное, чего боялся Карай – уколы. Что и сыграл: с чувством, с толком, с настроением.
Большую поддержку создателям фильма оказала Елена Никифорова. Она давала команды Караю, переводила ему задачи, которые он должен был выполнить, «с режиссерского на собачий».

Специально для фильма хозяйка научила пса ходить на задних лапах, сидеть «зайчиком», «ставить на место» кошек. Последняя задача – не из легких: Карай жил с кошкой в одной квартире, в дружбе и согласии, и не видел в представителях этого семейства врага. В итоге эпизод с кошкой в картину не вошел.

Караю нелегко далась сцена, где Шарик ловит на лету колбасу. Хозяйка вспоминает: «В течение нескольких дублей его просто закормили этой колбасой, которая к тому же была еще и соленая. Но дворняга честно ловила ее, правда, потом сплевывала и мчалась к ведру с водой, чтобы запить».
Карай стал всеобщим любимцем, но самая большая взаимная любовь возникла у пса с Евгением Евстигнеевым, сыгравшем роль профессора Преображенского. Кстати, Владимир Толоконников, несмотря на то, что на съемках фильма с Караем не пересекался, специально приходил на площадку, чтобы познакомиться со своим «предшественником».

Да, на «Собачьим сердце» дело не закончилось. Великолепный Карай после фильма снялся еще в четырех проектах. У него была роль в короткометражном фильме «Переэкзаменовка», детской сказке «Рок-н-ролл для принцессы» и в эпизодических ролях в картинах «Навеки 19-летний» и «Свадебный марш».

Читайте также:  Биологи обнаружили фазу быстрого сна у аквариумных рыб данио рерио

К сожалению, Карай долго не прожил, пес погиб от отравления через два года после съемок. Остается надеяться, что все собаки точно попадают в рай.

Про саспенс (не совсем об искусстве кино)

В своей замечательной книге про кино великий режиссер Александр Митта рассказывает про важность «саспенса». Саспенс-это момент, в котором вовлечение аудитории в фильм проявляется наиболее полно. Такое английское слово, наиболее точный перевод звучит как «напряженное ожидание».
Когда я прочитал про саспенс, то сразу поверил, что все именно так. Дело в том, что однажды, много лет назад мне довелось быть вовлеченным в фильм по самую макушку. Это был прям всем саспенсам саспенс, можно даже сказать мать всех саспенсов. Одним позднеосенним вечером показывали по телевизору «Собаку Баскервилей», а год был, между прочим, 1986, по телевизору шли в основном «Прожектор перестройки», «Сельский час» да программа «Здоровье» с «Клубом путешественников». Особняком стояли «Кинопанорама», «Вокруг смеха» и будоражащая стыдливые умы советских граждан ритмическая гимнастика по выходным.
Поэтому «Собака Баскервилей» было телевизионное событие. Сидим значит смотрим, я, мама и собака. Свет в комнате выключен, чтобы было лучше видно, так как телевизор «Рубин» отчаянно бликовал экраном отражая любые источники света. А на экране дело близится к развязке, Холмс-Ливанов и Ватсон-Соломин уже убедили Никиту Михалкова-сэра Генри, что прогулка по ночному болоту необходима каждому баронету. Никита Михалков в те годы на экране был всего лишь баронетом, до царя еще расти и расти, поэтому по тропинке между валунами Гримпенской трясины семенил он без необходимого монарху достоинства. Мы замерли в ожидании. Вот-вот должна была появиться собака. Мы с мамой разумеется переживали за сэра Генри-Михалкова, гадая добежит или нет. За кого болела собака было непонятно, но как мне думается сейчас, не за него. Вот уже послышался вой, точнее жуткий утробны рык, на экране замелькали два ярких пятна, сэр Генри обернулся, вскрикнул, споткнулся, но продолжал бежать, мы застыли не в силах пошевелиться, страшная светящаяся маска приближалась, огромное чудовище выметнулось из темноты. В следующий миг за нашими спинами раздался жуткий грохот и невнятные проклятия, можно было подумать, что сэр Генри упал у нас в прихожей, мы окаменели не в силах пошевелиться, однако собака мгновенно оценила ситуацию, сделала правильные выводы и метнулась под тумбочку под телевизором. От этого стало еще страшнее, но в следующую секунду в комнате вспыхнул свет и мы обернулись.
На пороге стоял папа, выглядел он странно, с его головы стекала густая прозрачная жидкость, на очках висели макароны, а в руке он почему-то держал кастрюлю. Мы с мамой сидели и не знали, что сказать, поэтому заговорил он. Оказалось, что будучи погруженные в неприятности сэра Генри Баскервиля мы не услышали как папа пришел с работы, он разделся и не зажигая свет в прихожей полез в холодильник, который стоял там же. Между прочим, для малогабаритной квартиры тех времен холодильник в прихожей вполне себе нормальное дело. Так вот, достал он значит из холодильника кастрюлю с куриной лапшой и решил пойти на кухню и разогреть ее на плите, но не тут-то было. Наша собака, видимо под впечатлением от фильма, сделала лужу в прихожей. Вот на этой луже папа и подскользнулся в темноте. Сначала упал он, затем сверху на него упала кастрюля со всем содержимым.
Все это он поведал нам на одном дыхании, перемежая рассказ невнятными угрозами в адрес нашей собаки вообще и всех псовых в частности. На экране как раз инспектор Лейстрейд гордо заявлял ошалевшему сэру Генри, что с собакой покончено.
Папа взглянул на экран, смахнул макароны с очков и удовлетворенно сказал: «Так ей и надо, суке!»

Фильм «Белый Бим Черное ухо»: Номинация на «Оскар» и трагическая судьба четвероногого актёра


Главные герои фильма *Белый Бим Черное ухо*, 1976

Когда 41 год назад, 15 сентября 1977 г. этот фильм появился в прокате, его посмотрели 23 млн человек. А спустя год его выдвинули на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Над этим фильмом плакало не одно поколение зрителей, а книгу, по которой он был поставлен, до сих пор рекомендуют школьникам в числе обязательных к прочтению. За кадром осталось много интересных моментов – еще один фильм можно было бы снять о судьбе пса, который сыграл в нем главную роль.


Главные герои фильма *Белый Бим Черное ухо*, 1976

Повесть «Белый Бим Черное ухо» стала самым известным произведением писателя Гавриила Троепольского. Впервые ее напечатали в 1971 г. в журнале «Наш современник», а через 3 года ее взялся экранизировать известный режиссер Станислав Ростоцкий. В главной роли он видел исключительно Вячеслава Тихонова, однако на тот момент он был занят в съемках другого проекта, и режиссеру пришлось ждать, пока он освободится. Тихонов сразу же согласился сыграть эту роль – ему уже тогда порядком надоел образ разведчика Штирлица, с которым все его ассоциировали. Но на протяжении трех лет постоянно возникали какие-то препятствия, которые мешали Ростоцкому приступить к съемкам. Целый год ушел на то, чтобы выбить у начальства деньги на дорогую иностранную пленку – иначе бы пришлось снимать под ослепительным и жарким светом софитов. И если актеры привыкли к таким условиям, собаку нельзя было обречь на такие мучения.

Читайте также:  Анатомия и физиология котов и кошек: интересные особенности строения скелета, ротовой полости и внутренних органов котят и взрослых животных


Стив (Степка) *в роли* Бима

Больше всего проблем возникло с поиском «актера» на главную роль – нужно было не только подобрать собаку той же породы (шотландского сеттера), но и найти среди них ту, которая смогла бы справиться со всеми задачами на съемочной площадке. В итоге в фильме снялись две собаки – главным героем стал английский сеттер Стив, или Степка, а его «дублером» был Денди, который снялся всего в одной сцене – там, где лапа Бима застряла в железнодорожной стрелке.


На съемках фильма

В состав съемочной группы входил профессиональный дрессировщик, кинолог Виктор Сомов. Он очень высоко оценил работу Степки, о котором все говорили, будто он сам прочитал сценарий и всегда знал, что нужно делать в той или иной сцене. Вячеслав Тихонов рассказывал: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».


На съемках фильма

Учитывая то, что главным героем был четвероногий актер, многие сцены снимали без репетиций или же репетировали без Степки, а сцену снимали вместе с ним. А для того, чтобы собака показывала нужные «эмоции», с ней иногда поступали достаточно жестоко. Когда ее хозяина по сценарию забирала «скорая», пес должен был смотреть ему вслед с тоской и любовью, но «сыграть» это абсолютно невозможно. И после того, как Тихонов много дней подряд гулял со Степкой, и тот к нему уже привык, им несколько дней не разрешали видеться. Потом сцену отрепетировали без собаки, а в момент съемок Степку выпустили на съемочную площадку. И он вел себя так, будто действительно прощался с любимым хозяином.


Вячеслав Тихонов в фильме *Белый Бим Черное ухо*, 1976

Кинолог Виктор Сомов рассказывал: «Дело в том, что собаки не могут играть или что-то изображать. Они всегда правдивы в своих чувствах и поступках. Поэтому было необходимо, чтобы Бим истинно любил своего хозяина – артиста Вячеслава Тихонова. Привязать, влюбить в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Для этого Тихонову пришлось значительное время провести с Бимом на охоте… Затем на короткое время их разлучили, и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной, так как второго дубля получить было невозможно. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране».


Валентина Владимирова в фильме *Белый Бим Черное ухо*, 1976

Зрители настолько поверили этой истории, что многих актеров долгое время отождествляли с их героями. Больше всего не повезло актрисе Валентине Владимировой, сыгравшей безымянную героиню (ее называли в фильме просто «теткой»). По сценарию она была злой соседкой хозяина Бима, которая буквально довела его до гибели. Актриса сетовала: «После этого фильма со мной даже соседи перестали здороваться… Никто не думал, что фильм станет кассовым. И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки». Однажды, когда герои фильма встречались со школьниками, ученики даже отказались с ней общаться.


Стив (Степка) *в роли* Бима

Фильм действительно пользовался невероятным успехом у зрителей. В год выхода его признали лучшим фильмом года, согласно опросу читателей журнала «Советский экран», а в 1978 г. номинировали на «Оскар». Говорят, когда американцы смотрели картину, в сцене на железнодорожных путях они аплодировали стоя. Фильм получил главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах, а позже режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и актер Вячеслав Тихонов были удостоены Ленинской премии. А спустя еще 20 лет, в 1998 г. в родном городе писателя Троепольского – Воронеже – бел установлен памятник легендарному Биму.

К сожалению, судьба Степки сложилась трагически. Его хозяин часто отдавал своего пса «в аренду» на киностудию, а сам исчезал. За полтора года съемок в фильме «Белый Бим Черное ухо» он ни разу не навестил своего питомца. Собака так тосковала по своему хозяину, что едва не сорвала съемки. Но после их завершения эта история повторялась еще не раз. Говорят, в результате сердце пса не выдержало, и он умер, не выдержав очередной разлуки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.