Прибежище для Шариков и Мурок
Первый шаг к будущим “домам” – определение конкретных земельных участков, на которых будет вестись стройка. Затем начнется этап согласований и непосредственно строительства. Конкретная дата реализации проекта не называется, однако чиновники уверяют, что все пройдет в максимально сжатые сроки. Потому что проблема с размещением собак и кошек, оставшихся без хозяина, требует решения. Последний отлов бездомных животных с последующим их уничтожением был 15 лет назад, после чего город перешел на принципиально другой вариант: собак отлавливали, но не уничтожали, а доставляли в ветеринарную службу. Там животное осматривал врач, затем собаку кастрировали, чипировали, вносили в базу данных, метили – купировали кончик уха (чтобы можно было на расстоянии увидеть, что животное кастрировано).Прооперированное животное размещали на три дня в пунктах передержки и в конечном итоге возвращали на место обитания. Все эти манипуляции финансировались из городского бюджета. Кстати, ветеринарные службы подсчитали: только за пять лет такой работы не появилось на свет 200 тысяч никому не нужных щенков.
Сейчас в городе проживает около одного миллиона домашних кошек и около 250 тысяч собак, у которых есть хозяева. Что касается собак безнадзорных, уличных, то их на город порядка семи тысяч. Кошек больше – 25 тысяч.
Что касается негосударственных приютов (а государственных у нас пока и нет), то таковых в Петербурге 17. В девяти основных из них (и самых крупных) содержится в общей сложности около 1300 собак и 1000 кошек.
Чтобы предоставить “дом” каждому уличному животному, нужно настроить огромное количество приютов. Тем более что наш менталитет однозначно диктует: приют – это пожизненное содержание животного (если не удалось отыскать его хозяина или найти нового). Задача обустроить всех и не ставится. Хотя бы хватило мест на тех, кто недавно остался без хозяина и кого можно пристроить в добрые руки, а также на покалеченных и нуждающихся в медицинской помощи животных, которым на улице просто не выжить.
Тем гражданам, которые кивают на другие развитые страны, уверяя, что там на улицах не встречаются бродячие животные, нужно напомнить: очень многие приюты там работают по иным принципам, нежели у нас. Да, животному дается время на обретение нового хозяина. Но если животное не удалось пристроить, его усыпляют, чтобы освободить место другим. Но главное: во многих государствах куда более ответственное отношение к животным. Люди понимают: взял пушистого друга – несешь за него ответственность. А у нас даже при том что город оплачивает чипирование и вакцинацию домашних собак, далеко не каждый владелец находит время на посещение ветеринарной службы.
– Каждый новый приют, каждое место в приюте – это спасенные жизни. Это понятно. Но открытие приюта, тем более на бюджетные деньги, имеет множество юридических нюансов. Мы, зоозащитники, надеемся, что проект, выдвинутый городской администрацией, будет реализован. И, на мой взгляд, не нужно стремиться строить огромные приюты на сотни и тысячи животных. Почему? Да потому что для них будет сложнее найти нового хозяина. Представьте себе: приходит в приют человек, желающий забрать животное. Вы его спрашиваете, какое именно он бы хотел. И показываете именно тех животных, которые могли бы ему подойти. Но сотрудник огромного приюта не сможет узнать об особенностях сотен и сотен подопечных. Будет сложнее сориентироваться и сделать выбор, – подчеркнула Татьяна Титова, директор благотворительного фонда помощи бездомным животным “Верность”.
А как сообщила “РГ” Елена Мезенцева, заместитель директора ООО “Ветеринарный госпиталь” (эта организация в минувшие годы выигрывала тендеры на отлов, кастрацию, чипирование, вакцинацию от бешенства бездомных животных), зоозащитники надеются, что в этом году будет возвращена услуга отлова специальными бригадами, доставляющими животных до ветеринара (прошлый год, к сожалению, по ряду причин прошел в “правовом вакууме”, и отловом собак занимались волонтеры и неравнодушные граждане).
Дом пушистикам от «Трансюжстроя»: душ для собак, тёплые вольеры и радость волонтёров
Мэр Юрий Галдун назвал новый приют для животных в Белгороде «прорывом для города», а глава региона Вячеслав Гладков лично осмотрел новую локацию и выступил за проведение здесь встречи с зоозащитниками и волонтёрами. Так и произошло 7 сентября.
На Коммунальной, 22 для обсуждения наболевших вопросов и обмена опытом собрались активисты, переживающие за судьбу брошенных животных, будущий руководитель нового приюта Наталья Пчёлкина, а также гендиректор компании «Трансюжстрой» Рустам Рамазанов. Именно эта компания взяла на себя все расходы по строительству приюта для собак и, собственно, построила объект. Причём на все работы ушло меньше четырёх месяцев.
Зоозащитники новый объект оценили очень высоко. Возможно, такой реакции способствовало то, что ещё на этапе проектирования нового приюта архитекторы работали в тандеме с зоозащитницей Натальей Пчёлкиной. Она же, к слову, будет руководить приютом после открытия. И это, по мнению зоозащитников, очень хороший знак: заботой о бездомных собаках на городском уровне займётся тот, кто болеет за них душой и хорошо понимает, как именно должна проводиться такая работа.
Сам новый приют для собак на Коммунальной имеет всё необходимое для полного цикла заботы о бездомных животных: после того, как сюда будут привозить выловленных в городе собак, прямо в приюте можно будет организовать карантин (есть специально оборудованная зона), провести стерилизацию, вакцинацию животных, чипировать их и сопроводить до момента, когда питомцы попадут в добрые руки и семьи, готовые забрать их к себе.
Как только мы узнали об инициативе строительства приюта, мы с удовольствием поддержали её в полном объёме. Получился хорошо продуманный комплекс, который станет ещё одним шагом к системному решению проблемы бездомных животных. Поработав в разных регионах нашей страны, могу сказать, что такой объект — это большая мечта для зоозащитников даже в крупных городах вроде, например, Казани. Поэтому здорово, что у нас получилось создать такой важный социальный проект в Белгороде. Уверен, что при участии волонтёров он будет успешно решать давно наболевшую проблему. Рустам Рамазанов, генеральный директор компании «Трансюжстрой»
Теперь на Коммунальной смогут помогать одновременно 300 животным, которые в своё время оказались на улице. Важно, что для этого здесь есть всё необходимое:
- административное здание площадью 520 м²,
- отапливаемые тёплые вольеры на 38 ячеек,
- два сооружения холодных вольеров на 53 ячейки на 305 м²,
- песчаная площадка для выгула собак площадью 1254 м².
Журналист «Бел.Ру» прошлась по территории пансионата: несмотря на пока неполную оснащённость, выглядит всё аккуратно, современно, просторно и красиво. В административном здании есть душевые для собак, изолятор с дополнительными клетками, постирочная, склад для кормов, кормокухня, различные кабинеты для удобства будущих работников и даже холл и ресепшен.
Что немаловажно, территория оборудована камерами видеонаблюдения, которые не только обеспечат безопасность находящихся тут собак. Они помогут зафиксировать и привлечь к ответственности любителей привезти ненужных им животных и бросить у порога подобных учреждений. А вскоре новый временный дом для четверолапых дополнят необходимым медицинским оборудованием, а также оснастят площадку для прогулок пушистиков дополнительным инвентарём. Но этим уже займутся Белгорблагоустройство и лично Наталья Пчёлкина.
Содержать пансионат планируем за счёт муниципального бюджета, но и надеемся, что волонтёры и неравнодушные люди будут приходить: кто-то корм привезёт, кто-то ещё чем-то поможет. Жертвователи приветствуются! К нам на Промышленную так Вячеслав Владимирович (Гладков) с кормом приезжал, а Юрий Владимирович (Галдун) даже щенка себе взял. Андрей Смирнов, и. о. гендиректора Белгорблагоустройства
Открытие нового приюта запланировано на конец сентября. По периметру территории рабочие «Трансюжстроя» уже высадили деревья и газон, выстлали дорожки щебнем, а тротуар — плиткой, организовали площадку для ТБО и даже провели интернет и телефонную связь. Дело за малым — завезти оборудование, нанять профессионалов и начать полноценную работу. Планируется, что к открытию в приюте приурочат благотворительную акцию, где любой желающий сможет или поддержать сам приют, или забрать четвероногого друга к себе домой.
ИА «Бел.Ру» © 1999-2019. Все права защищены.
Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру»
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23.11.2018 г. регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74127.
Дата регистрации: 23.11.2018
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПремьерМедиаИнвест»
Телефон: +7 (47-22) 24-97-77
e-mail: [email protected]; [email protected]
Главный редактор: Артемова О.А., [email protected]
Реклама на сайте: +7 (47-22) 24-97-78, [email protected], [email protected]
Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте www.bel.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объёма оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www.bel.ru, до или после цитируемого блока.
Материалы в сюжетах «Новости компаний» и «Партнёрский материал» публикуются на правах рекламы.
Как открыть приют для животных: пошаговое руководство. Открытие приюта для бездомных животных при поддержке государства
К сожалению, современные люди редко отличаются ответственностью и добротой, поэтому улицы постепенно заполняют брошенные и бродячие животные. Учитывая такие неприятные обстоятельства, все же находятся граждане, которые проявляют сочувствие к потерянным или оставленным питомцам. Помочь нескольким кошкам или собакам может каждый отдельный человек, а вот для более масштабного проекта необходимо подробно изучить вопрос о том, как открыть приют для бездомных животных.
Вид деятельности
Перед тем как открыть приют для животных, следует определиться, какие именно услуги он будет оказывать. Поскольку сам по себе приют практически не приносит прибыли и содержится на средства неравнодушных граждан и спонсоров, возможность собственного заработка лишней не будет.
На базе приюта можно открыть:
- ветеринарную клинику;
- гостиницу для животных;
- кинологические курсы;
- груминг и так далее.
Все коммерческие виды деятельности необходимо осуществлять параллельно с прямыми обязанностями организации, в которые входит обеспечение животным:
- жилья;
- пропитания;
- лечения;
- вакцинации;
- стерилизации;
- поиска хозяина.
По желанию, как, например, делают многие приюты для животных в Москве, можно организовать и отлов бродячих питомцев.
Поиск средств
При любом варианте выбора деятельности приюта для его открытия необходима стартовая сумма, причем немаленькая. На этапах строительства и организации рядовые граждане редко жертвуют свои средства, сетуя на нечестность других. Начинать строительство можно из собственных средств, если в распоряжении есть достаточная для этого сумма, а можно привлечь к проблеме известных личностей, местных политиков или других обеспеченных граждан в качестве спонсоров благотворительной деятельности.
Многие интересуются, как открыть приют для животных при поддержке государства. Сделать это просто, обратившись в органы местного самоуправления с соответствующим запросом, но вариант муниципального приюта всегда будет далек от идеального содержания. Дело в том, что источником его финансирования является государство, которое выделяет слишком мало средств для нормального содержания зверей.
Подбор команды
Перед тем как открыть приют для животных, даже если для этого уже есть деньги, нужно подобрать будущий персонал организации. В любом случае один человек не сможет справиться со всеми обязанностями, а для животных важно, чтобы их любили и понимали, особенно для тех, кто уже пережил предательство. Все работники приюта должны тепло относиться к своим подопечным, независимо от своей должности.
Обычно в штате приюта всегда есть:
- управляющий;
- ветеринар;
- помощники ветеринара;
- сотрудники, оказывающие повседневный уход животным;
- люди, убирающие помещения после зверей;
- ночные сторожа.
Также в зависимости от расширенности деятельности в штате может быть кинолог, водитель, человек, отлавливающий животных с улицы, и так далее.
Оформление деятельности
Итак, как открыть приют для животных, с чего начать, какие собрать документы и к кому обращаться? Первым делом следует посетить местный отдел общественных организаций города или района и пройти регистрацию. Выбрать для этого можно несколько вариантов.
Бескорыстный вариант
Для муниципального приюта лучше всего подойдет некоммерческая форма. Она подразумевает запрет коммерческой деятельности на территории организации, но при этом расширяет возможности для получения различных льгот от государства. Приюты для животных в Москве, работающие по данной системе, получают субсидии, платят налоги по сниженным ставкам и получают дополнительное финансирование от благотворительных пожертвований. К сожалению, данная форма организации окупит себя лишь через десяток лет, учитывая, что поступающие средства должны тратиться исключительно на нужды приюта на 80 %.
Дополнительная прибыль
Как открыть приют для животных, который будет приносить деньги или хотя бы окупит свои вложения в скорые сроки? Для этого юридически необходимо сразу оформить организацию как коммерческую. Данная форма допускает оказание на территории приюта дополнительных платных услуг. Список таких услуг ничем не ограничивается, поскольку сумма на выплату заработной платы сотрудникам не имеет четких рамок.
Такой приют может сам себя обеспечить, получая деньги:
- от оказания ветеринарной помощи домашним питомцам;
- косметических процедур для животных;
- проведения кинологических курсов и так далее.
Коммерческие организации при этом не получают финансирования от государства и не имеют никаких льгот.
На самом деле вопрос о том, как открыть приют для животных в России, очень сложный, и без юридической помощи специалиста в правильном оформлении организации и дальнейшем ее содержании мало кто справится. Если есть желание действительно помогать братьям нашим меньшим и сохранить приют на долгие годы, следует иметь персонального юридического консультанта, способного в любой ситуации отстоять интересы благотворительной организации.
Выбор подходящего места
Главное правило, которое следует знать, перед тем как открыть приют для животных, – это то, что находиться он должен не ближе 300 метров от ближайшего жилого дома. Также следует уделить внимание площади территории, которая в идеале должна составлять минимум гектар земли с возможностью организовать для животных выгул. Учитывая это, лучше всего выбирать место за городом или на пустыре, в пределах населенного пункта. Земля за чертой города будет стоить на порядок дешевле как при покупке, так и при аренде.
Стоимость необходимых сооружений
Для ускоренного процесса монтажа зданий можно воспользоваться каркасным строительством, но даже без особой отделки данный этап отнимет несколько миллионов рублей, ведь потребуются отопление, водоснабжение, водоотведение, проводка электричества и многое другое. Важным условием для приютов является твердое покрытие пола в помещениях и на территории всей организации, чтобы следить за чистотой было проще. Это приводит к необходимости асфальтирования или бетонирования, а значит, и дополнительных затрат. Также приют должен иметь по периметру забор высотой минимум 2,5 метра.
Внутреннее разделение
Чаще всего бродячими оказываются собаки и кошки, поэтому большинство помещений следует ориентировать на них. Для хомячков, крыс, мышей, попугайчиков, черепашек и других мелких питомцев достаточно приобрести одну стойку, рассчитанную на десять особей. Заполняться она будет в случае приноса животных самими недобросовестными хозяевами.
Итак, как открыть приют для животных с нуля? Строительство здания должно учитывать необходимость разделения помещений:
- для только что прибывших питомцев;
- больных животных;
- здоровых кошек;
- здоровых собак;
- хранения кормов;
- персонала.
- кабинет управляющего;
- ветеринарный кабинет;
- душевая для животных;
- крематорий или морг.
Помимо этого, все больные животные должны сортироваться по заболеваниям и содержаться отдельно. Новые обитатели обязательно разделяются в одиночные клетки, из которых переводятся к остальным только после купания, вакцинации, обработки от блох и гельминтов.
В случае кормления животных не сухими кормами потребуется дополнительное оборудование кухни. Чрезмерное употребление сухого корма может вызвать болезни почек и мочеиспускательного канала.
Душевые обязательны для регулярной гигиены животных, ведь в привлекательном, чистом виде они скорее обретут новый дом. Кроме этого, желательно, чтобы были моющие средства для питомцев.
Внешние помещения
Помещения для здоровых животных рассчитаны на щенков, котят и кошек. Взрослые псы содержатся на улице, в будках или вольерах, группами. Отдельно расселяют только агрессивных, родивших мам с щенками или подобранных на улице потерявшихся домашних животных. Поскольку собаки достаточно активны, площадь вольеров должна составлять минимум по три квадрата на одну крупную особь. Если при приюте организована гостиница, то такие помещения следует организовывать отдельно от содержания бездомных животных, желательно на противоположной стороне территории. И главное, все загоны должны иметь потолок минимум из металлической сетки, чтобы питомцы не смогли выбраться и сбежать.
Кошек также можно содержать на улице группами, но в специальных домиках. Отдельно отсаживаются кошки с котятами и агрессивные особи.
Ветеринарный кабинет
Оборудование данного помещения требует вложения нескольких миллионов рублей, поэтому решить проблему того, как открыть приют для животных, где взять деньги и нанять порядочных сотрудников, – задача непростая. Ветеринарная комната должна принимать всех новоприбывших, оказывать помощь уже живущим питомцам и, возможно, сторонним клиентам.
Для качественной и полноценной работы квалифицированного врача здесь следует оборудовать стационар, в котором будут находиться животные под наркозом и в последующий послеоперационный период или тяжелобольные. Операционный стол, кушетка для осмотра, шкафы для лекарств, инвентаря, дезинфекции и других вещей должны быть обязательными.
Покупка дополнительного оборудования
Сюда включены специальные клетки для содержания кошек и собак. Как правило, в приютах содержится несколько десятков животных, поэтому закупка клеток должна учитывать возможность разместить каждого зверя отдельно. Готовые изделия стоят порядка 100 тысяч рублей за 4 небольших клетки, которые подойдут как для кошек, так и для собак мелких пород. Крупные же особи должны содержаться в небольших вольерах, стоимость которых находится в пределах 60 тысяч. На приобретении достаточного количества клеток можно сэкономить, если закупать их оптом или нанять неравнодушного мастера для их изготовления.
Подсчет затрат
Итак, сколько стоит открыть приют для животных? Общая сумма выливается в миллионы, учитывая наем юриста, рекламные акции, закупку кормов и других расходных материалов. Самые большие затраты приходятся на аренду помещения и земли или их покупку. Также ощутимы по деньгам строительство нового здания, закупка оборудования и разнообразных лекарств.
Помимо этого, следует учитывать необходимость ежемесячно выплачивать сотрудникам заработную плату, фонд которой в среднем составляет 100 тысяч. Также потребуется оплачивать коммунальные услуги, налоги, закупать корма для зверей, обновлять лекарства, расходники и так далее.
Открывая приют для животных, не следует рассчитывать на высокую прибыль, порой подобные организации еле держатся на плаву и функционируют в убыточном состоянии только благодаря любви и сочувствию организаторов к животным. В случае организации на территории приюта дополнительных платных услуг срок его окупаемости может сократиться до двух лет, но при этом в период отсутствия клиентов рассчитывать на помощь от государства не получится. Не будьте безразличными, если вы сами не можете организовать приют для животных, то старайтесь помогать уже существующим.
Сбить чайку с курса. Насколько трудно посадить самолет в поле после столкновения с птицей
Airbus A312 совершил аварийную посадку в Жуковском, столкнувшись со стаей чаек. Пилотам удалось приземлиться посреди кукурузного поля без шасси. «360» узнал у пилотов, насколько сложен такой маневр и как часто птицы «глушат» двигатели самолетов.
Утром 15 августа вылетавший из подмосковного Жуковского в Симферополь Airbus A321 «Уральских авиалиний» попал в стаю чаек. Одна птица угодила в левый двигатель, и тот заглох. Затем чайка попала и во второй мотор, который начал работать нестабильно, не создавая нужной для полета тяги.
Командир судна Дамир Юсупов принял решение сажать самолет вне аэродрома, на кукурузном поле. Посадка с убранными шасси и выключенными двигателями прошла успешно. Из 226 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа, сообщили в областном Минздраве, в Раменскую центральную больницу доставлены 23 человека, в том числе беременная женщина и девять детей. За исключением одной пассажирки, чье состояние оценивается как средней степени тяжести, все получили легкие травмы. Их уже отпустили из больницы.
Бесстрашные чайки
Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации Олег Смирнов рассказал, что столкновение летящего самолета с птицами — серьезная проблема для мировой авиации. Конструкторы воздушных судов предусматривают меры защиты двигателей от залетов птиц, а аэропорты отпугивают пернатых от мест приземлений и взлетов. Но пока этих мер недостаточно. По статистике, такие столкновения происходят ежедневно.
«Но 99% случаев заканчиваются тем, что при входе в двигатели просто остаются следы останков птиц. Или гнутся лопатки турбин. А такие отказы — редкость, но, к сожалению, они бывают, иногда с тяжелыми последствиями. Когда двигатель разрушается от удара большой птицы, лопатки вылетают, пробивают путепроводы, возникает пожар и так далее», — сказал он.
Заслуженный летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев объяснил, что при отказе одного двигателя, если лайнер набрал скорость, еще можно долететь до аэропорта. Но когда это происходит в момент взлета, а чайки попадают в оба двигателя, времени на размышления у экипажа меньше.
«Чайки очень смелые. Это не те птицы, которых можно отпугнуть, заставить уйти с курса», — подчеркнул Толбоев.
Посадка на поле
Смирнов оценил действия экипажа судна как абсолютно правильные. Руководствуясь международными правилами и рекомендациями, самолет сажали с убранными шасси — так поступают при приземлении вне ВПП. Это предотвращает крупные поломки, а значит, снижает вероятность возникновения пожара.
Дополнительным фактором, исключившим возгорание, стали выключенные двигатели, куда топливо не подавалось принудительно, под давлением. По мнению авиаэксперта, подготовленному пилоту посадить самолет в поле несложно.
«Этот случай говорит о том, что командир экипажа Дамир Юсупов был подготовлен так, что для него приземление не составило особого труда. И он благополучно посадил самолет вне аэродрома с убранными шасси», — добавил Смирнов.
Толбоев также высоко оценил мастерство Юсупова, «красиво и четко» посадившего лайнер. В его летной практике тоже был случай экстренной посадки на поле из-за птицы в двигателе. В 1974 году он приземлился на истребителе-бомбардировщике Су-7Б на картофельном поле. Но тогда Толбоев получил компрессионный перелом позвоночника и перелом носа.
«Но у меня скорости были большие, у них — маленькие, самолет просторный. Но с пассажирами. Главное, не теряться. Одним словом, молодцы! Приятно знать, что у нас есть такие воспитанные в профессиональном плане летчики!» — заключил он.
Самолет vs птицы – фатальное противостояние
Bird strike
Считается, что первая катастрофа, случившаяся по вине птицы, произошла в 1912 году в Калифорнии. Чайка своим телом перерубила управление рулями, и крылатая машина упала в океан. Знаковыми в нашей стране стали встречи с птицами в период Великой Отечественной войны – было несколько катастроф и повреждений боевых самолетов в результате столкновений главным образом с крупными водоплавающими птицами: гусями и утками. В отечественных ВВС не вели учета количества столкновений с пернатыми, поэтому говорить о точных цифрах не приходится. А вот наши союзники кропотливо считали каждый инцидент – с 1942 по 1946 года в американские самолеты попало 473 птицы с последствиями различной тяжести. Это позволило собрать некую статистику по вероятности встречи с птицами, а также выявить факторы, влияющие на столкновения. В отечественной же авиации даже в послевоенное время особого внимания на птиц в небе не обращали. Приведу еще несколько происшествий в российском небе. В 1946 году Ил-2 на бреющем полете над озером Чаны столкнулся с взлетающим лебедем, массой в несколько килограмм. В итоге машина врезалась в воду и затонула.
В 1953 году уже пассажирский Ил-12 влетел в стаю уток, которые частично разрушили фюзеляж и перерубили провода, идущие к двигателям. Двигатели самолета заглохли, и машина вынужденно приводнилась на Волгу. Жертв и пострадавших удалось избежать. В книге «Испытано в небе» летчик Марк Галлай рассказывает о собственной встрече в небе с грачом, который на высоте 200 метров пробил фонарь кабины и нокаутировал пилота. Только неимоверная удача (Галлай на время потерял сознание) и мастерство пилота позволили избежать трагедии. Впоследствии он писал:
В начале 60-х годов, с развитием реактивной авиации, ситуация с птицами ухудшилась – частота столкновений возросла. Во-первых, теперь птице стало гораздо тяжелее уходить от столкновения с несущейся на скорости около 800-1000 км/ч машиной. Во-вторых, даже легкий голубь, попавший в воздухозаборник реактивного двигателя (в который его просто засасывал) мог наделать там много бед – разрушались бешено вращающиеся лопатки турбин, возникал пожар и самолет нередко падал. В-третьих, возросшая скорость самолетов усугубила последствия ударов птиц о фюзеляж – теперь они проламывали обшивку, разрушали конструкции и вызывали разгерметизацию. В «Военно-историческом журнале» в этой связи приводятся нехитрые расчеты, показывающие, что при скорости самолета в 700 км/ч чайка, массой 1,8 кг, оставляет на фюзеляже разрушения, сравнимые с попаданием трех 30-мм снарядов. Никакое пуленепробиваемое стекло удар такой энергии выдержать не в состоянии.
Определенным переломным моментом для гражданских авиационных перевозок стала катастрофа пассажирского турбовинтового авиалайнера Lockheed L-188A Electra в октябре 1960 года. Самолет, взлетая из Бостона столкнулся со стаей скворцов, которые вывели из строя два левых двигателя. Машина накренилась и упала в Бостонскую бухту, унеся жизни 62 человек.
Авиационная орнитология
Первые же исследования устойчивости летательных аппаратов к столкновению с птицами показал, что изменением конструкции этого добиться тяжело. Фактически, в конструкцию воздушных судов внесли только одно техническое изменение – акрилполикарбонатное остекление кабины пилотов, способное выдержать удар птицы массой 1,6 кг на скорости до 970 км/ч. Для более эффективной работы требовалось создать комплекс мер, позволяющих избегать встречу с птицами во время полета. Поэтому привлекли на помощь орнитологов, экологов и биоакустиков. Уже в 1963 году в Ницце состоялся первый международный симпозиум по авиационной орнитологии, а годом ранее в Канаде организовали работу Комитета по опасности птиц для самолетов. За последующие 50 лет практически все страны, обладающие более или менее значительным авиапарком, создали у себя аналогичные структуры.
С 2012 года головной организацией занимающейся защитой гражданской и боевой авиации от столкновений с пернатыми, является World Birdstrike Association (WBA). Постоянный обмен данными и мониторинг авиационных происшествий показал, что наибольшую опасность представляют крупный водоплавающие птицы – до 30% и более, на втором месте чайки (26% столкновений) и на третьем хищные птицы – до 18%. Естественно, самый опасный период полета – это взлет и посадка, статистики говорит, что до 75% всех столкновений происходят именно в этот период. При этом, птицы могут «атаковать» самолеты еще на взлетно-посадочной полосе – во время разбега и посадки.
В 1978 году Boeing-747 во время разгона перед взлетом в лионском аэропорту на скорости 290 км/ч засосал несколько чаек во все четыре мотора. Пилоты сумели «притормозить» гигантский самолет только на самом краю ВПП. И не только птицы способны на такое. Лисы, волки и бродячие собаки могут на несколько часов парализовать работу как гражданского аэропорта, так и военного аэродрома. В идеале, аэродромным службам приходится не только огораживать территорию, но и бороться со всякой мелкой живностью (кроты, полевки и др), входящей в рацион питания хищников. А это, в свою очередь, требует особого ухода за растительностью и тому подобное. Кроме режима взлет-посадка, самолет может встретиться с птицами на высоте от 100-500 метров. В данном диапазоне проходят «эшелоны» сезонных и суточных миграций птиц – в общей сложности они становятся виновниками 35% столкновений с пернатыми.
На высотах 1000-3000 метров пилотам также нельзя успокаиваться. Встречи с тяжелыми гусями и грифами могут привести к печальным последствиям. Так, в 1962 году гриф пробил остекление кабины индийского авиалайнера и убил второго пилота. На высокой скорости такие птицы способны не просто пробивать стекло, но буквально проламывать лобовую проекцию фюзеляжа.
В СССР и позже в России достаточно сдержанно относились к описанной выше проблеме. Хотя у нас и птиц не меньше, и миграционные пути пернатых вдоль и поперек пересекают небо страны. Только в 2009 году состоялась Первая Всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы авиационной орнитологии», на которую были приглашены профильные специалисты из ближнего зарубежья. Российская гражданская авиация в большей степени заимствует подходы и методы защиты, разработанные несколько десятилетий назад в ведущих странах дальнего зарубежья. Если сейчас эта ситуация изменяется, то не самым кардинальным образом. В Военно-воздушных силах СССР подразделение авиационной орнитологии появилось также с большим опозданием – 21 февраля 1970 года. Новая структура была подведомственна Метеорологической службе Генерального штаба ВВС. Спустя шесть лет после основания в войсках появилась должность для офицеров-орнитологов по обеспечению орнитологической безопасности полетов. Также в 7-м Главном метеорологическом центре МО организовали кафедру авиационной орнитологии под руководством подполковника Владимира Белевского. Специалисты ведомств, в которых работали не только кадровые военные, но и профессиональные биологи, создавали сезонные карты с орнитологическими фронтами. Основываясь на этих данных Главный авиационно-метеорологический центр мог ограничить полеты боевой авиации в период активной миграции птиц. Однако, этого было недостаточно и для борьбы с птицами на аэродромах приходилось применять широкий спектр мер пассивной и активной защиты.
Пернатая опасность. 5 случаев столкновений с самолетов с птицами
Среди версий катастрофы Ту-154 в Сочи оказалась и такая, которая многим людям, далеким от авиации, показалась экзотической — столкновение с птицами.
На данный момент нет достоверных фактов, свидетельствующих о том, что трагедия, унесшая жизни 92 человек, вызвана именно столкновением с пернатыми.
Статистика свидетельствует, что в среднем сегодня приходится около одного несчастного случая с человеческими жертвами на 1 миллиард лётных часов. Объясняется это тем, что в авиации решением этой проблемы занимаются уже более полувека. В России работает Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО), входящая в состав Государственного центра безопасности полётов Росавиации.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) регламентирует целый комплекс мер по борьбе с подобной угрозой. Аэропорты оборудуются системами, отпугивающими птиц.
По официальным данным ИКАО в мире, только в период с 2001 по 2007 годы было зарегистрировано 42 508 случаев столкновений с птицами.
Подавляющее большинство столкновений — до 84 % — происходит на высотах до 100 метров, на этапах разбега, отрыва и первичного набора высоты (40–52 %), а также захода на посадку, касания и пробега (48–57 %), то есть непосредственно в зоне аэродромов.
Мы приведем примеры пяти крупных авиационных происшествий, связанных со столкновением с птицами.
30 апреля 1953 года. Приводнение Ил-12 в Казани
30 апреля 1953 года самолёт Ил-12 П компании «Аэрофлот» выполнял рейс 35 по маршруту Москва — Казань — Новосибирск. На его борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. В 21:37, в тот момент, когда лайнер, готовясь к посадке в Казани, пролетал над Волгой, произошел очень сильный удар. Члены экипажа вспоминали, что у них потемнело в глазах. В обоих двигателях упала мощность, а из выхлопных патрубков появилось пламя.
Командир корабля принял решение совершить аварийное приводнение. Ил-12 приводнился в районе Казанского речного порта, после чего машину стала стремительно заполнять речная вода. При посадке груз в передней части салона сместился и заблокировал дверь в кабину пилотов, но усилиями пассажиров дверь была освобождена.
К сожалению, эвакуацию не удалось осуществить вовремя. Экипаж сообщил пассажирам, что самолет приводнился на мелководье, из-за чего многие озаботились тем, чтобы забрать личные вещи. На деле же глубина реки в этом месте достигала около 20 метров. В результате люди, надевшие верхнюю одежду, оказались в воде и стали тонуть. Местные жители на лодках успели вытащить всех, кроме одного пассажира, который утонул из-за намокшего пальто.
Комиссия по расследованию установила, что причиной ЧП стало столкновение самолета со стаей уток.
4 октября 1960 года. Катастрофа L-188 в Бостоне
Турбовинтовой авиалайнер Lockheed L-188A Electra американской авиакомпании Eastern Air Lines (EAL) выполнял пассажирский рейс из Бостона в Филадельфию. На его борту находились 67 пассажиров и 5 членов экипажа.
Самолет оторвался от взлетной полосы, но почти сразу свидетели обратили внимание на облачко серого дыма у одного из двигателей. Лайнер, поднявшись всего на несколько десятков метров, стал входить в левый крен, и упал в воду Бостонской бухты примерно в 180 метрах от берега и 2100 метрах от начала взлета.
Свидетели трагедии на лодках поспешили на помощь, но извлечь из воды живыми смогли лишь девять пассажиров, один из которых впоследствии умер от травм, и двух стюардесс.
Всего в катастрофе погибли 62 человека: 59 пассажиров и все 3 члена лётного экипажа.
Расследование показало, что взлетающий самолет вспугнул стаю скворцов, несколько птиц попали в двигатели L-188. При этом вышли из строя левые двигатели, а правые сохраняли мощность, близкую к взлетной. Дисбаланс тяги вызвал разворачивающий момент влево, и самолет упал.
Катастрофа в Бостоне является крупнейшей из тех, что произошли в результате столкновения с птицами.
10 декабря 1969 года. Катастрофа Ил-14 под Махачкалой
10 декабря 1969 года самолёта Ил-14П авиакомпании «Аэрофлот» выполнял рейс по маршруту Тбилиси — Махачкала — Астрахань.
После промежуточной посадки в Махачкале лайнер произвел взлет в сторону моря. В этот момент на его борту находились 5 членов экипажа и, по разным данным, 11 или 12 пассажиров.
Совершив взлет, командир судна произвел доклад диспетчеру, но после этого Ил-14 на связь не выходил и на запросы не отвечал.
11 декабря самолет был обнаружен в Каспийском море, на глубине около 10 метров, примерно в 3,5 км от берега и менее чем в 10 км от точки взлета. Все, кто находился на борту, погибли.
Комиссия по расследованию катастрофы установила, что «на высоте 350–400 м возникла скоротечная аварийная обстановка, приведшая к непроизвольному снижению с большой вертикальной скоростью и столкновению с поверхностью воды под большим углом в 18:33».
В поднятом со дна левом двигателе нашли кости черепа птицы, а в кусках теплоизоляции кабины пилотов — остатки крыльев и многочисленные перья. Комиссия пришла к выводу, что Ил-14 столкнулся со стаей мигрирующих птиц. В результате столкновения был поврежден двигатель, кабина пилотов разрушена, а сами летчики выведены из строя.
29 июля 2007 года. Катастрофа Ан-12 в Домодедове
29 июля 2007 года грузовой самолет Ан-12 авиакомпании «Атран» выполнял рейс из Москвы в Комсомольск-на-Амуре с промежуточными посадками в Братске и Омске. На борту самолета находились 7 членов экипажа.
Ан-12 рухнул через несколько минут после взлета из Домодедова, в 4 км от взлетно-посадочной полосы, в лесу между Домодедовским кладбищем и деревней Семивраги. Все члены экипажа погибли.
Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришла к выводу, что в тот момент, когда самолет находился на высоте 70 метров, в два его правых двигателя попали птицы, что вызвало автоматическое выключение. Самолет стал стремительно терять скорость и заваливаться на правый бок. Экипаж пытался справиться с креном, однако малая высота не позволяла развернуть машину для аварийной посадки. Ан-12 упал и сгорел.
15 января 2009 года. «Чудо на Гудзоне»
Вне всяких сомнений, на сегодняшний день аварийная посадка A320 на Гудзон — самый известный в мире случай авиапроисшествия, вызванного столкновением с птицами.
Спустя 90 секунд после взлета из аэропорта Нью-Йорка А 320 на высоте 975 метров столкнулся со стаей канадских казарок. Столкновение с птицами привело к выходу из строя обоих двигателей.
Командир корабля Чесли Салленбергер принял решение приводняться на реку Гудзон. Благодаря мастерству экипажа А 320 благополучно приводнился напротив 48-й улицы Манхэттена, пробыв в воздухе около 7 минут. Благодаря своевременной эвакуации с помощью паромов и катеров, все 155 человек, находившихся на борту, остались живы. Незначительные травмы при приводнении получили около 80 человек.
В сентябре 2016 года на экраны вышел фильм «Чудо на Гудзоне». Это название кинематографисты позаимствовали из статей СМИ, вышедших после авиапроисшествия. Роль Чесли Салленбергера в фильме сыграл Том Хэнкс.
Враг №1: как часто самолёты сталкиваются с птицами и животными
Удивительную посадку, которую совершили пилоты самолёта A321 «Уральских авиалиний», который после взлета с аэродрома Жуковский попал в стаю чаек, сравнивают с историей 10-летней давности в Нью-Йорке, когда в двигатели А320 тоже попали птицы, и летчики приводнились на реке Гудзон. Выжили тоже все, а случай назвали «чудом на Гудзоне». За своей «чудо в кукурузном поле» пилоты Юсупов и Мурзин стали Героями России, а пятеро бортпроводников получили ордена Мужества, пишет авиационный колумнист Анастасия Дагаева на сайте Московского Центра Карнеги.
И хотя в подмосковной истории выжили все 233 человека, нерадостные вопросы остались. Почему не отогнали чаек? Какова орнитологическая обстановка около других российских аэропортов? Ведь несмотря на то, что в радиусе 15 километров от аэропортов никаких свалок быть не должно, в Жуковском одна такая находится в 2 километрах!
Однако, даже если её оперативно закроют, столкновения с птицами не прекратятся, они были всегда и происходят всё чаще по всему миру. Первым столкнулся с птицей ещё один из легендарных братьев Райт – в 1905 году в штате Огайо, пролетая над кукурузным полем.
В середине прошлого века пришла эра реактивных двигателей, люди стали больше летать, а самолеты все чаще сталкиваться с птицами. Материалы Международной организации гражданской авиации (ICAO), Федеральной авиационной администрации США (FAA) и Росавиации отмечают следующее. На птиц приходится почти 95% столкновений самолетов с дикими животными, но не все страны добросовестно фиксируют эти столкновения: больше 70% сообщений приходится на страны Европы и Северной Америки.
За 2008–2015 годы в мире произошло 97 751 столкновение диких животных с самолетами. Получается в среднем по 12 218 случаев ежегодно. В период за 2001–2007 годы столкновений зафиксировано в 2,3 раза меньше.
Лишь треть всех столкновений стала причиной повреждений самолета различной степени — от полной неисправности (0,05%) до практически незаметных царапин или вмятин (92%). В 2501 случае столкновение повлияло на полет, что вызвало аварийную посадку (49%), прерванный взлет (20%), отключение двигателей (3%) и т. д.
Чаще всего столкновения с птицами происходят летом, особенно в августе, так как поднимаются в воздух молодые неопытные, а кроме того начинается миграция (40% птиц, попадающих в самолет, перелетные). Более 80% всех столкновений происходит на высоте до 500 метров, то есть на этапе взлета или посадки самолета – то есть в самые сложные фазы полета.
В другом документе – в отчете FAA, анализирующем ситуацию в авиации США за 1990–2018 годы, сказано, что 2018 году зафиксировано 16 020 столкновений с дикими животными (15 799 из которых с птицами), что на 9% больше, чем в 2017 году, и в 9 раз больше, чем в 1990 годы.
Хуже статистика в России. Росавиация второй год подряд фиксирует более 1000 сообщений о столкновении с птицами. В 2018 году 25 авиакомпаний страны имели такие случаи. В 2017 году на 100 000 взлетов и посадок приходилось 3,7 происшествий и инцидентов, связанных со столкновением с дикими животными, включая птиц, в США этот показатель был на уровне 1,5.
Авторы отчета FAA обеспокоены тем, что участились случаи попадания в самолеты крупных птиц: гусей, уток, чаек и прочих, чей вес больше килограмма. Это создает угрозу серьезных повреждений фюзеляжа, крыльев, двигателей, что может приводить и к фатальным последствиям для людей (птицы при столкновении всегда погибают). Популяции крупных птиц стремительно растут, как и их адаптивность к жизни вблизи аэродромов и даже космодромов. В 2005 году во Флориде несколько грифов врезались в космический шаттл Discovery в момент его отрыва от земли.
По статистике авиакатастроф, вызванных птицами, с 1912 года (первого фатального случая) произошло 55 несчастных случаев, в которых погибло 277 человек. Самая серьезная авиакатастрофа случилась 4 октября 1960 года. При взлете все четыре двигателя самолёта Eastern Airlines облепила огромная стая скворцов. Двигатели вышли из строя, и самолет рухнул в Бостонскую бухту. На борту находилось 62 человека, все погибли.
Гарантированных способов решить эту проблему пока не нашли. Производители двигателей и самолетов, авиакомпании и аэропорты лишь снижают вероятность столкновений или серьезность последствий. Самое опасное — это отключение двигателя, или нескольких двигателей. С одним отключенным двигателем можно долететь до ближайшего аэропорта, а с двумя — садиться нужно немедленно, как это и было в Нью-Йорке и в Подмосковье.
Интересно, что существует тип испытаний – «заброс птиц». Из огромной пневматической пушки на высокой скорости вылетают тушки птиц в работающий на стенде двигатель. Причём нужна здоровая, неощипанная птица. Всего для инженерных испытаний и сертификации их требуется от 70 до 100. Чаще всего это чайки весом 1 килограмм, однако после случая на Гудзоне, когда в двигатель попало несколько канадских гусей весом 3,6 килограмма каждый, США и Европа решили включить в тесты птиц крупнее чаек.
При испытаниях двигатель от удара птицы должен как минимум остаться на месте, не загореться и не взорваться. Производители двигателей думают и над усилением конструкции, способной выдерживать мощные удары. Но при этом утежеляются и сами двигатели.
На земле для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счёт газа они издают хлопки, которые слышны на расстоянии до одного километра), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.
В ход идут и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала. В арсенале “Шереметьева” – противоприсадочные сети и шипы, которые не позволяют птицам садиться в пределах аэродрома. Шипы также крепят на зданиях и сооружениях аэропорта. Во “Внукове” на лётном поле установлены ловушки для ворон и голубей, против хищных птиц используют телеметрическое оборудование и датчики слежения.
Но все это нужно регулярно менять, поскольку птицы быстро привыкают. Всегда находится пара видов птиц, которые игнорируют эти шумы, адаптируются к ним и спокойно используют эту территорию для успешного размножения», — рассказывал «Медузе» руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов.
Эффекта привыкания нет разве что у контактных средств профилактики, типа использования ловчих птиц. Этот метод орнитологи используют в аэропортах больше 40 лет, и он эффективен — птицы не перестают бояться тех, кто их убивает. “Домодедово” и “Внуково” используют для этих целей ястребов-тетеревятников.