Белый Бим Черное ухо — порода собаки

7 малоизвестных фактов о повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»

29 ноября исполняется 110 лет со дня рождения автора трогательной истории о дружбе человека и собаки

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Кто из нас в детстве не плакал, читая повесть воронежского писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»? Да и мало кого из взрослых оставит равнодушным эта история о дружбе и преданности, о добре и зле… 29 ноября исполняется 110 лет со дня рождения автора, пожалуй, самой трогательной повести о дружбе человека и собаки Гавриила Троепольского. «MOЁ! Online» вспоминает малоизвестные факты о повести «Белый Бим Чёрное ухо» и одноимённом фильме по произведению воронежского писателя.

1. Исследователи творчества Гавриила Троепольского считают, что прототипом Бима была охотничья собака писателя по кличке Лель. Повесть появилась практически сразу после того, как умер любимый пёс писателя.

2. Гавриил Троепольский не очень жаловал журналистов. Однако после успеха повести «Белый Бим Чёрное ухо», вышедшей в 1971 году, интервью писателю давать приходилось.

— Сначала я просто задумал такого героя — абсолютно искреннего и чистого, он должен был пройти по нашему обществу, по разным типам и персонажам, — рассказывал в одном из интервью Троепольский. — Но из этого ничего не выходило, получался какой-то ангел на земле. Потом пришла идея взять собаку. Мне хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Ведь повесть не о собаке. Собака — лакмусовая бумажка.

Писатель говорил, что не ожидал такого успеха повести — не думал, что её поймёт сразу так много людей. И иногда Троепольский над этим успехом подшучивал. Когда повесть о Биме стала выходить во многих отечественных издательствах и за рубежом, он говорил: «Я сейчас на собачьем корму».

3. В 1975 году Троепольский получил Государственную премию СССР за повесть «Белый Бим Чёрное ухо». А в Италии в 1981 году Гавриилу Николаевичу вручили две премии: премию «Банкареллино» (лучшая книга года для детей) и награду от библиотеки для слепых города Монца.

4. С режиссёром фильма о Биме Станиславом Ростоцким у Троепольского едва не случился конфликт. Ещё за несколько лет до начала съёмок картины о Биме Ростоцкий дебютировал в фильме «Земля и люди». Причём сценарий для этого фильма создавался по сборнику рассказов Троепольского «Из записок агронома» без его ведома. Автор обиделся и написал на киностудию возмущённое письмо. Ростоцкому пришлось ехать объясняться в Острогожск, где тогда жил Гавриил Николаевич.

Станислав Ростоцкий потом вспоминал, как увидел во дворе здорового мужика, колющего дрова. Это и был Троепольский — он встретил Ростоцкого с топором в руках, о чём всегда вспоминал с юмором. Троепольский подружился с Ростоцким, а позже они вместе работали над фильмом «Белый Бим Чёрное ухо».

5. Двухсерийный фильм «Белый Бим Чёрное ухо» режиссёра Станислава Ростоцкого («Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие»), снятый в Калуге, посмотрели более 20 млн зрителей во время первого проката. А в 1978 году картина была выдвинута на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и стала обладателем главного приза на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

6. В фильме снялись наши земляки — Римма Мануковская и Алексей Чернов, актёры Воронежского театра драмы им. Алексея Кольцова.

7. По сюжету повести Бим был шотландским сеттером необычного окраса. Но в фильме его роль исполнили английский сеттер Стёпа и его дублёр Денди. Тренировал собак известный кинолог Виктор Сомов. Он вспоминал, что самой сложной сценой был эпизод, когда хозяина Бима, которого сыграл Вячеслав Тихонов, забирают врачи скорой помощи. Сложность была в том, что собаки не умеют играть, было необходимо, чтобы Стёпа по-настоящему полюбил Вячеслава Тихонова, который играл хозяина Бима. Для этого Тихонову пришлось ходить со Стёпой-Бимом на охоту. Потом на какое-то время Тихонова с собакой разлучили, а момент встречи уже вошёл в фильм. Сцену репетировали без пса, потому что снимать нужно было с первого дубля, а когда всё было готово, Стёпу впустили, и он показал все свои собачьи чувства.

Читайте также:  Большая ящерица бродила по улицам Петербурга

8. В колледжах США повесть «Белый Бим Чёрное ухо» входит в обязательную программу по литературе.

Гавриил Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское-на-Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника Николая Троепольского. В 1930 году главу семьи расстреляли.

Гавриил Троепольский работал сельским учителем, затем агрономом и селекционером. Первый рассказ писателя был опубликован в 1937 году под псевдонимом Т. Лирваг. После 1953 года, когда в мартовском номере журнала «Новый мир» были напечатаны его рассказы, он посвятил себя литературе и переселился в Воронеж. Большой успех и признание к Троепольскому пришли после выхода повести «Белый Бим Чёрное ухо» в 1971 году, когда писателю было 66 лет.

Троепольского не стало 30 июня 1995 года. Похоронен на Коминтерновском кладбище. На доме № 8 по улице Чайковского в 1996 году установлена мемориальная доска в память о Троепольском. В этом доме писатель жил с 1959 по 1995 год.

В Воронеже живут две дочери писателя. Однако, как и их отец, интервью они не дают, а советуют читать произведения Гавриила Николаевича тем, кто хочет узнать о нём.

ПЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГАВРИИЛА ТРОЕПОЛЬСКОГО, которые нужно прочитать

  1. «Из записок агронома», сборник сатирических рассказов, 1953 г.
  2. «Кандидат наук», сатирическая повесть, 1958 г.
  3. «В камышах», повесть, 1963 г.
  4. «Постояльцы», пьеса, 1971 г.
  5. «Белый Бим Чёрное ухо», повесть, 1971 г.

В материале использованы данные из книг «От великого до смешного. Гавриил Троепольский» Владимира Елецких, «Кудесник «Белого Бима». Воспоминания о Г.Н. Троепольском».

Sobakino О собаках для людей

  • В начало
  • Блоги
  • Порода
  • Видео
  • Фотогалерея

Похожие записи

  • Породы собак
  • Дрессировка и воспитание
  • Смешные собаки
  • Щенята. Уход, воспитание.
  • Уход и содержание собак
  • Полезные советы
  • Кормление собак
  • Виды спорта с собакой
  • Новости
  • Мультфильмы про собак
  • Фильмы про собак
  • Собаки и искусство
  • Знаменитые собаки
  • Интересные факты
  • Социальная сеть
  • Болезни собак и их лечение
  • Научные факты о собаках
  • Найди собаку

Прямой эфир

  • нужная информация 61
  • прикольно 53
  • любопытно 45
  • изо 21
  • собаки 16
  • еда 14
  • молоссы 13
  • самые 13
  • заболевание 13
  • овчарки 11
  • кино 10
  • собака 10
  • интересно 10
  • интересное 9
  • вип 9
  • Вне международной классификации 9
  • швейцарские cобаки 8
  • декоративные 8
  • Мультфильм 8
  • питание 8
  • гончие породы 8
  • пастушьи и скотогонные собаки 7
  • исследование 7
  • дрессировка 7
  • adme 7
  • Шпицы и примитивные породы 7
  • активный отдых 7
  • шнауцеры 7
  • пинчеры 7

Белый Бим Черное Ухо

«Белый Бим Черное ухо» это известный фильм. Он снят в 1977 г., по мотивам повести, написанной Гавриилом Троепольским. По телевидению премьера состоялась в августе 1980 г. Режиссером картины стал Станислав Ростоцкий.
А в главной роди снялся замечательный артист Вячеслав Тихонов.

С учетом, что Бима не соответствовал стандарту породы, то в картине снялся английский сеттер Стив (Степа), а дублером у него был Денди.

Читайте также:  Бойцовские собаки (фото): сочетание силы и преданности

Трогательная, до слез, история про собаку, которая осталась предана любимому хозяину, неожиданно попавшему в больницу.
Белый пес Бим, породы шотландский сеттер, который не соответствовал стандарту породы, проживает в квартире своего хозяина — одинокого пенсионера, бывшего журналиста Ивана Ивановича. На пенсии, хозяин философствует, любит своего верного Бима и регулярно ездит с ним на охоту.

Совершенно внезапно у Ивана Ивановича происходит сердечный приступ, его увозят в Москву на операцию, а собака остается не попечении у соседки. Но соседка не уследила и Бим сбегает из квартиры, чтобы найти хозяина. на всем протяжении поисков, Биму встречается много разных людей: как добрых так и злых, старых и молодых. Все они показаны в фильме так, как их воспринимает Бим. Собака ощущает разное отношение от людей, повстречавшихся ей в пути: и жалость, и попытки оказать ей помощь, и жестокость. Но никто не смог оставить его себе постоянно. Пережив суровые испытания и уже, практически, дождавшись возвращения хозяина, пес, из-за предательства и наговора соседки, которая хотела избавиться от собаки во дворе, погибает. Иван Иванович приезжает в приют, куда отвозят отловленных в городе собак, чтобы забрать Бима, но видит там, к сожалению, только тело верного друга.

Как проходили съемки фильма «Белый Бим Черное ухо»

28 ноября 2013 1:00

29 ноября 1905 года родился советский писатель Гавриил Николаевич Троепольский. Пожалуй, самым известным его произведением стала повесть «Белый Бим Черное ухо», которая сейчас входит в число обязательных к изучению книг по литературе. Повесть была напечатана в 1971 году в журнале «Наш современник», а в 1977 году вышел фильм «Белый Бим Черное ухо» режиссера Станислава Ростоцкого. Мы расскажем, как проходили съемки этой картины.

Главный герой фильма – это одинокий пенсионер-фронтовик, увлеченный охотой писатель и журналист Иван Иванович. Однажды у своего приятеля он покупает щенка шотландского сеттера, которого называет Бим. Владелец хотел сначала усыпить щенка, потому что он родился не таким, как должны быть собаки его породы. Бим был не иссиня-черным с рыжими подпалинами, как положено, а белым с черными ушами. Собака имела прекрасный нюх и легко поддавалась дрессировке, она была прекрасным охотником и другом. Со своим хозяином Бим жил счастливо до тех пор, пока Ивана Ивановича не стал беспокоить оставшийся в его груди осколок немецкого снаряда. Как-то раз Ивану Ивановичу стало совсем плохо, и врачи скорой помощи увезли его в больницу. Оставшись один, Бим отправился на поиски хозяина. На своем пути ему предстояло встретить самых разных людей – хороших и плохих, сочувствующих ему и тех, кто возненавидел его с первого взгляда, желавших помочь и видевших в нем только источник разных бед и потому стремившихся уничтожить его.

Съемки фильма проходили в Калуге. Режиссер Станислав Ростоцкий в главной роли Ивана Ивановича, хозяина Бима видел только актера Вячеслава Тихонова. Но он был занят в другой картине «Семнадцать мгновений весны». Поэтому пришлось ждать пока Тихонов освободиться. Ростоцкому в общей сложности на протяжении трех лет что-то мешало приступить к съемкам. Услышав про роль, Вячеслав Тихонов сразу же согласился. К тому времени ему уже порядком надоел образ штандартенфюрера Отто Штирлица.

Роль Бима сыграли сразу две собаки. В книге собака описана как шотландский сеттер, родившийся «с браком», неправильным окрасом – вместо иссиня – черного он был белым с рыжим крапом, только ухо и одна лапа черные. Для фильма такую собаку предложили заменить шотландскими сеттерами, подходящего окраса. Первую собаку звали Степка. Вторую – Денди. Денди был дублером и снялся всего в одной сцене, где Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке и отчаянно смотрит на огни мчащегося на него поезда. А вот про Степку режиссер говорил, что «…он настолько умен, что, кажется, читает сценарий». В состав съемочной группы вошел эксперт-кинолог республиканской категории, дрессировщик охотничьих собак Виктор Сомов.

Читайте также:  Биологам впервые удалось записать голос японского кита

А вот как отзывался о работе с собаками Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».

В работе со Степкой было сразу несколько сложных эпизодов, многие их которых снимали сразу без репетиций. К примеру, когда у Ивана Ивановича случается сердечный приступ и его забирают из квартиры врачи скорой помощи. Было необходимо, чтобы Бим в этой сцене проявил истинную любовь к главному герою. Но привязать, влюбить насильно в себя охотничью собаку в короткий срок можно только охотой. Вот поэтому Тихонову приходилось много гулять с Бимом. Затем на короткое время их разлучили, и Бима на прогулку не брали. И, когда наступил момент съемки этого эпизода, а снимать нужно было с одного дубля, то вот тут-то и выпустили Бима. Сцену репетировали без собаки, и когда все было готово, ее впустили.

Очень интересно о работе в фильме «Белый Бим Черное ухо» говорит актриса Валентина Владимирова, у героини которой в фильме даже нет имени, ее называют просто «теткой». Она сыграла соседку Ивана Ивановича, которая буквально довела Бима до гибели. «После этого фильма со мной даже соседи перестали здороваться», – вспоминает актриса. Валентине Владимировой приходило много писем со всего Советского Союза, в которых люди спрашивали, почему женщина так сильно ненавидит собак. «Никто не думал, что фильм станет кассовым, – рассказывала актриса. – И уж точно никто не думал, что у зрителей я навсегда останусь олицетворением этой злой тетки». Был случай, когда актриса пришла в школу на урок, то ученики наотрез отказались с ней встречаться.

В год выхода картины ее посмотрели более 23 миллионов зрителей. Фильм «Белый Бим Черное ухо» был назван лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».

В 1978 году картина «Белый Бим – Черное ухо» была выдвинута на соискание премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Когда американца смотрели ленту, то в сцене на железнодорожных путях, где как раз снялся дублер Степки – Денди, они аплодировали стоя.

Позже картина взяла призы на Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 1980 году создатели ленты – режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов – были удостоены Ленинской премии.

Читайте также:  Австралийская овчарка (фото): красота, ум и преданность

В 1998 году в Воронеже, родном городе Троепольского, перед входом в местный Театр Кукол Биму был установлен памятник.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

Белый Бим против черствых душ

“Белый Бим Черное ухо” (1977)

Сюжет. По одноименной повести Гавриила Троепольского. Щенка английского сеттера с неправильным окрасом – белый с черным крапом, одно ухо черное – берет к себе писатель-фронтовик Иван Иванович. После того как хозяин оказался в больнице, Бим отправляется искать его. По ходу поисков у пса меняются хозяева, он сталкивается и с человеческой добротой, и с равнодушием, и с жестокостью. Выздоровевший Иван Иванович находит Бима в собачьем спецприемнике, но слишком поздно.

Режиссер. Станислав Ростоцкий.

Актеры. Вячеслав Тихонов – Иван Иванович, сеттер Стив и его дублер Денди – Бим.

Фильм получил главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах (1978), номинировался на премию “Оскар” (1978), был признан лучшим фильмом 1977 года по опросу журнала “Советский экран”.

“ЗАСТАВИЛА СЕБЯ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ФИЛЬМ УЖЕ ВЗРОСЛОЙ. “

Исполнительница роли Люси стала фермершей в Ярославской глубинке

Дочь знаменитого композитора Алексея Рыбникова, сыгравшая Люсю (это она вместе с бабушкой заботилась о Биме, когда их сосед Иван Иванович попал в больницу), стала миловидной мамой троих детей. За плечами журфак МГУ, ВГИК, работа в сфере кинопроизводства. А три с половиной года назад Анна Рыбникова стала фермершей в российской глубинке – полсотни верст от Переславля-Залесского. Вместе с мужем Дмитрием разводят коров, делают творог, 18 видов сыра – пальчики оближешь.

– Вот так кино! Неужели в жизни такое бывает?!

– Бывает. Во-первых, мы устали от города, с его суетой, пробками. А во-вторых, с рождением Вани, у которого проблемы со здоровьем, стало понятно, что рабочее место надо организовать дома. Закончила курсы сыроделия в Угличе. И перебрались с мужем сюда насовсем – этот дом отец купил еще 30 лет назад. С собой прихватили нашу первую корову Милану, которую купили через интернет. Потом прибавились Забава, Кармен, Женева, Лугана, Метелица. Сейчас их у нас 16, плюс бычок, плюс лошадь.

– Плюс пес, которого я видел во дворе. Показалось, что он похож на Белого Бима.

– Ну, только если окрасом и размерами. Бим был сеттером, а Бьянка – порода горная пиренейская. Есть еще Лоранс – 6летняя бельгийская овчарка и алабай Медер. Весьма свирепый пес, но коров боится панически.

– Давайте к Биму вернемся. Как вы оказались в фильме? Наверное, папа слово замолвил?

– Этого не было. Тогда по школам ходили, просматривали детишек. С меня тоже фотопробы сделали. Я очень серьезная была, вот и понравилась. Впрочем, тут фортуна не ошиблась – ведь я с детства была собачницей. Постоянно таскала с улицы бездомных щенков, отмывала, потом дарила подругам. Слава богу, родители терпеливо несли этот крест. А ведь в доме еще постоянно жил спаниель по кличке Бенджи. У него судьба изначально очень похожа на бимовскую. Родители – английские кокер-спаниели, а у нашего слишком короткие уши и слишком длинные лапы. Это считалось не кондицией, папе его подсунули, а он и не отказывался. Правда, похоже на фильм?

Читайте также:  Аксолотль (фото): не желающий взрослеть улыбчивый дракончик

– Что осталось в памяти от съемок?

– Не так уж и много, мне же восемь лет было. Запомнилось, что перед съемкой каждого эпизода Биму копировальной бумагой чернили ухо. По мнению режиссера, оно было недостаточно черное. Бим, получается, как настоящий артист – сначала шел в гримерку. Еще помню сцену во дворе, когда Бим должен был напугать зловредную соседку, которую играла Валентина Владимирова. Она специально спрятала в руке кусочек какого-то лакомства, чтоб Бим подошел. А потом Валентина Харлампиевна так натурально заорала, что Бим насмерть перепугался и его не скоро смогли вернуть на съемочную площадку.

– Удивительно, собака заставила плакать всю страну.

– Я и сама на первом просмотре уревелась. Ведь во время съемок, хотя и знаешь сюжет, цельной картины не представляешь. Второй раз заставила себя посмотреть этот фильм только во взрослом возрасте.

Евгений Штапенко: На съемках Бима звали Стёпкой

В самой опасной сцене – на железнодорожных путях – за Бима сыграл дублер

В съемочной группе Станислава Ростоцкого мой собеседник не был новичком: до “Белого Бима” они вместе снимали фильм “А зори здесь тихие”. А на этой картине Евгений Васильевич Штапенко (на фото) был ассистентом художника-постановщика, поэтому в отличие от актеров провел на площадке весь полуторагодовой цикл съемок в Калуге.

– Настоящая кличка Бима – Стив. И все его поначалу звали Степкой. Но потом он привык и к своему экранному “имени”, откликался на Бима.

– Говорят, у него был дублер?

– Да, и он сыграл только в одном, но самом страшном эпизоде – когда псу лапу зажало на железнодорожной стрелке, а на него из ночи надвигается тепловоз. Бимом решили не рисковать, ведь было неясно, как поведет себя собака, могла так рвануть, что лапу запросто сломает – и как потом продолжать съемки?! Там же все было всерьез, без шуток. Ради таких случаев на все время съемок был арендован ветеринар.

– А кто ухаживал за Стивом?

– Рядом все время был его хозяин – простой мужик, имени уже не помню. Они и жили в одном номере. А кормил хозяин Бима вместе с Вячеславом Тихоновым. Наездами бывал на съемках известный кинолог Виктор Сомов, помогал советами. В очередной приезд он вышел из калужской гостиницы, спрашивает у ребятни: где у вас тут кино снимают про собаку? Ему в ответ: это кино, где Штирлиц на пенсии? Вон туда идите.

Много с Бимом работал ассистент режиссера Эрик Синявский. Больше никому к собаке не разрешалось подходить. Синявский был все время за кадром, но от него многое зависело. Вот вы видите, как Бим бежит по городу в поисках Ивана Ивановича. А за кадром – автомобиль, в котором сидел Эрик и манил собаку. Так же и бег за поездом – Синявский стоял в тамбуре последнего вагона. Но Бим и сам по себе был очень сообразительным псом. Ростоцкий удивлялся: впечатление, что Бим сценарий читал.

– Что стало с ним после того, как съемки закончились?

– Уехал с хозяином. Снимался ли еще где-то – не знаю. Но Бим уже стал народным любимцем. Считай – народным артистом! Поэтому актрисе Валентине Владимировой пришлось несладко, зрители отождествляли ее с экранной героиней и считали виновной в гибели Бима. Соседи, говорят, чуть не плевались. А она на самом деле очень любила Бима и после съемок купила точно такую же собаку – шотландского сеттера и тоже назвала ее Бимом.

Читайте также:  Бладхаунд (фото): верный и преданный друг с благородными манерами

Барт – медведь из Голливуда

Бурый медведь Барт является одним из самых знаменитых зверей-актеров. За свою почти двадцатилетнюю карьеру в кино он принял участие в нескольких десятках проектов, в том числе в различных телепередачах, сериалах. Он прославился и завоевал сердца многомиллионной аудитории во многом благодаря суровой, но очаровательной внешности и, конечно же, актерскому таланту.

О Барте

Обаятельный Барт – медведь с необычной судьбой. Он появился на свет в зоопарке города Балтимора (штат Мэриленд) 19 января 1977 г. Барт принадлежал к подвиду бурых медведей кадьяк, являющихся одними из самых крупных на планете сухопутных хищников. Эти данные он подтверждал в полной мере.

В расцвете своих лет он достиг роста 2,90 м и веса 700 кг. Огромные размеры придавали ему еще более угрожающий и свирепый вид на экране. В одном из интервью Брэд Питт, дважды снимавшийся с Бартом, вспоминал, что за образом кровожадного хищника в реальности скрывалось очень интеллигентное и воспитанное животное, обожавшее своего хозяина и имеющее с ним магическую внутреннюю связь.

Барт, Дуг и Линн

Сейчас семья Дуга и Линн Сеус известна как чета профессиональных тренеров животных. Они занимаются этим делом на протяжении четырех десятилетий. Всю свою жизнь они посвятили разработке и внедрению новых программ.

Однако в далеком 1977 г. эта пара только начинала свою карьеру. Именно тогда их семья удвоилась в один миг. Сначала на свет появился первенец Дуга и Линн, а затем к ним прибыл пятинедельный Барт. Медведь к тому моменту весил всего 2 кг. Пара совместно дрессировала и воспитывала животное, а спустя три года Барт смело начал свой звездный путь в кинематографе. Он принял участие в съемках более трех десятков фильмов, а также в телевизионных проектах, сериалах. Вместе со своим любимым хозяином медведь объездил не только родную Северную Америку, но и добрался до Европы и Альпов. Большой и мощный, он вызывал страх у окружающих, а Дуг резвился с ним, словно с обычным домашним питомцем вроде собаки или кошки.

Медведь Барт, фильмы с участием которого знает весь мир, умер в 2000 г. в возрасте двадцати трех лет, что не так уж много для животного, живущего в неволе. Причиной стал рак. Опухоль с правой лапы удаляли дважды, но болезнь рецидивировала и доставляла ему страдания. Дуг и Линн вынуждены были решиться на крайнюю меру. Медведя усыпили в мае 2000 г. в его родном доме в Юте. Барт умер в окружении своей семьи и друзей и был похоронен на ранчо. В память о нем четой Сеус был основан фонд, который борется за сохранение естественных мест обитания медведей.

Фильмы с участием Барта

Стивен Сигал, Роберт Редфорд, Морган Фримен, Дэрил Ханна, Брэд Питт, Алек Болдуин, Энтони Хопкинс, Джон Кэнди и Чеки Карио – все эти известные голливудские актеры могут по праву считаться коллегами Барта по съемочной площадке. В разные годы они являлись его противниками на экране и все как один были впечатлены его великолепной обученностью.

Барт – медведь с особой харизмой. По словам Линн Сеус, наиболее блистательным был его дуэт с Э. Хопкинсом. Он уважал медведя как актера и мог часами смотреть на него и восхищаться. Хопкинс дважды встречался с Бартом на съемочной площадке: фильмы «Легенды осени» и «На грани».

Читайте также:  Антигистаминные препараты для кошек: обзор средств и правила применения

Наибольшую популярность четвероногий актер получил после главной роли в фильме французского режиссера Жан-Жака Анно «Медведь» (1988 г.). Кроме того, в его фильмографии такие известные ленты, как «Племя пещерного медведя», «На лоне природы», «Белый клык», «Встречайте Дидлов».

В 1998 году Барт принял участие в церемонии вручения премии «Оскар». На сцене он появился, как и подобает по статусу популярному актеру, в бабочке и с заветным конвертом в лапах.

Барт II

Незадолго до смерти своего воспитанника, любимца и полноправного члена семьи чета Сеусов взяла нового питомца, его тоже назвали Барт. Медведь назван в честь своего знаменитого предшественника и твердо идет по его стопам кинозвезды. Сейчас Барту II семнадцать лет, он в расцвете сил и зените своей славы.

Одна из его свежих работ – это сериал «Игра престолов». Он участвует в эпизоде, где персонаж Гвендолин Кристи (Бриенна Тарт) сражается с медведем. По словам самой актрисы, этот момент она запомнит на всю жизнь и в данное время он является самым ярким, потрясающим и волнующим в ее жизни. На съемки эпизода ушло несколько месяцев. Первоначально Барта II привезли на место, чтобы он акклиматизировался, привык. Затем началась его работа с дрессировщиками.

Дрессировщики белых медведей в Воронеже: «Маленькими они жили у нас на балконе»

В наш город приехал единственный в мире аттракцион с белыми медведями

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Юрий Хохлов и Юлия Денисенко, которые сейчас выступают в Воронеже в программе «Айсберг» – уникальные дрессировщики. Кроме них, на сегодняшний день в мире никто не осмелился подступиться к белым медведям, которые считаются довольно агрессивными и коварными животными. Однако потомственная дрессировщица Юлия, которой полярные мишки достались от отца, смогла научить их ходить на задних лапах, дирижировать и петь в микрофон, кувыркаться, прыгать через скакалки и даже играть в мяч. А затем научила своего мужа, жонглёра Юрия Хохлова, находить с ними общий язык. Сейчас в цирковой группе четыре «девочки» – Умка, Дора, Мотя и Кнопа, им всем по 18 лет – можно сказать, они дамы средних лет. Корреспондентам «Ё!» Юлия рассказала, как приручить белого медведя, где его «добыть» в природе и, наконец, кто умнее и способнее – бурые или белые мишки?

Отцу Юлии, дрессировщику Александру Денисенко, полярных обитателей ввели в номер в «добровольно-обязательном» порядке. В Союзгосцирке сказали, мол, дрессировать только бурых неинтересно, ими многие дрессировщики занимаются, пусть у тебя будет смешанный номер, с белыми. Тогда приобрести для цирка белого мишку было проще простого. Сейчас – совсем другое время. Этих животных просто так не достать.

– Зоопарки циркам белых медведей не продают, – рассказывает Юлия, – Отлов запрещен. Пополнить цирковую группу можно только благодаря экспедициям, причём обязательно вместе с представителями европейских организаций по защите природы. У меня муж сам летал в экспедиции вместе с «зелеными» Они с вертолета высматривали «потеряшек», то есть маленьких медвежат, которые или сами заблудились, или их мама погибла. Но экспедиции это очень дорого. Один полетный час в 2001 году стоил 1000 долларов. Но за один полетный час нереально найти медвежонка. А зоопарки другим зоопаркам продают белых медведей по баснословной цене – полмиллиона долларов за особь.

Читайте также:  Бернский зенненхунд (фото): Собака, которая улыбается

Как и большинство хищников, приручать «умок» дрессировщики начинают с маленького возраста. Юлия рассказывала, что сначала мишки жили у них в квартире на балконе. Есть у этих зверей такая особенность – когда видят миски с едой, начинают орать не своим голосом. Соседи даже милицию вызывали – чтобы правоохранители разобрались, кто и зачем животных мучает. В итоге, рассказывает Юля, милиционеры ходили к ним домой по очереди – на экскурсию.

– А кто, на ваш взгляд, умнее и способнее, белые мишки или бурые?

– По мне, белые, – говорит Юля. –Мозгов столько, что девать некуда. Хотя физических способностей меньше. Бурые пляшут, на задних лапах ходят – им это вообще легко. Белым это в природе не нужно. У них сильные передние лапы –лед пробивать. Поэтому им гораздо сложнее ходить на задних лапах. И по характеру они такие – белогвардейцы. Обижаются, если что не так. И их бесполезно заставлять – медведь либо просто откажется сделать трюк, либо бросится на вас. Какое-то время назад два брата-мексиканца тоже выступали с белыми медведями. Но однажды звери их подрали, и ребята побоялись снова к ним подступаться. К нам прилетели и спрашивают – не хотите взять наших медведей? А это шесть самцов, которым по 6 лет. Это для медведей переходный возраст, самый сложный. Мы отказались. Если порвали, значит «прошляпили» момент, когда надо было показывать, кто здесь хозяин. Этому надо учить, пока они ещё совсем маленькие. Если подошла, куснула, я ее щёлк по носу – сразу понимает, что нельзя. Кнопа у нас сама дикая была. Она меня однажды как цапнула, я ей по носу — рраз! И голосом: «Нельзя!» И она в ответ вдруг ко мне прижалась. Все, нашли контакт. Потом они уже понимают, что если я повышаю голос, значит, ты что-то не то делаешь.

Каждая из цирковых «белогвардеек» в день съедает 9 килограммов говядины, свинину и конину в качестве блюда даже не рассматривают. А ещё жалуют творог, молоко, овощи, фрукты, рыбий жир. Они обожают купаться в бассейне с морской солью – водные процедуры принимают через день, а заодно и смывают грязь с белоснежной шерсти. А вот когда дрессировщикам нужно быстренько смыть пятно шлангом перед выходом на манеж – раздражаются и ворчат.

– Говорят, белые медведи – очень агрессивны. Они на вас когда-нибудь нападали?

– Нет, целенаправленно не нападали. Мое личное мнение – если животное на тебя «дернулось», значит, это ты что-то не так сделал. Ты ведь их с детства приучаешь к определенным вещам. И если ты начинаешь что-то перекраивать, животное может занервничать. Вот, к примеру, медведица привыкла, что когда она бежит с манежа за кулисы, что ее всегда берут за повод с одной стороны. А ты вдруг подойдешь с другой – точно получишь от нее, потому что это для животного неожиданность. Или у меня во время репетиций что-то выпадает из рук – медведицы сразу настораживаются. Бывает, что они и между собой начинают выяснять отношения. Раньше у нас в номере работал мальчик, Грэм, мой любимец, и однажды он меня спас от четырёх разъярённых медведиц, которые что-то не поделили и в пылу могли просто затоптать меня или загрызть. Он их разогнал. Но вообще в природе белые медведи целенаправленно не охотятся на человека. Даже если он совсем голодный, но ты на него прешь — он от тебя убежит. А вот если начнешь убегать – догонит.

Читайте также:  Британская кошка рыжего окраса: история выведения, стандарты и особенности, фото красных котов-британцев

– А как белые и бурые медведи друг к другу относятся?

– В основном, недолюбливают друг друга. У нас Мотька если запах бурого медведя учуяла, то все! Мы никогда не работаем в одной программе с бурыми. Но в Нижнем Новгороде так получилось, что мы приехали с номером, а там на простое сидели бурые – почему-то их временно оставили в этом цирке. И вот Мотька перестала есть, в работу не выходила, целыми днями ходила туда-сюда по клетке и нюхала воздух, нервничала . Это был кошмар.

23 марта в 12:00 и 17:00
24 марта в 12:00
30 марта в 12:00 и 17:00
31 марта в 12:00
6 апреля в 12:00 и 17:00
7 апреля в 17:00
13 апреля в 12:00 и 17:00
14 апреля в 12:00

Юлия Денисенко: «Белых медведей нельзя укротить, но можно договориться»

Сейчас это единственное в мире шоу с этими животными. О том, как приручить питомца весом в полтонны, корреспонденту АиФ-Челябинск рассказала дрессировщица белых медведей Юлия ДЕНИСЕНКО.

Эльвира Галимова, chel.aif.ru: Юлия, вы из известной цирковой династии дрессировщиков. Помните свое знакомство с цирком?

Юлия Денисенко: Вы правы, мои бабушка и дедушка, мама и папа работали в цирке. Я сама здесь выросла. Родители брали меня на гастроли по всему СССР. А у детей, которые ездят вместе с родителями, редко возникает вопрос, кем же им стать.

Но своих дочерей я не беру с собой. Сейчас они у меня живут вместе с бабушкой, учатся на «отлично». Хочу, чтобы у них была другая жизнь, сегодня артистам цирка приходится очень сложно.

– Как Вы начали работать с белыми медведями? Почему выбрали именно этих животных?

Мама с папой работали со смешанной группой медведей – белыми, бурыми и гималайскими. Потом папа остановился на работе только с белыми медведями. Он нашел к ним подход, несмотря на то, что многие считали их неспособными к дрессировке. Свои знания об этих животных он передал мне, так я и начала дрессировать их.

Кроме этого, белые медведи – очень интересные питомцы. Умные и такие шкодные. Мозгов им ни у кого не занимать, часто медведи умнее самих людей. Все помнят и знают, что должны будут сделать. У нас с папой был такой случай, когда мы прямо на манеже цирка просто забыли, что должны делать. И мишки сами начали исполнять трюки, без нашей подсказки.

– Тогда почему считалось, что белых медведей нельзя научить выступать в цирке?

Во-первых, потому что это один из самых крупных и опасных хищников на планете. Их нельзя укротить. Жесткие методы с белыми медведями не действуют. Они не будет делать что-то со страха. Скорее, бросится на человека, чем подчиниться ему.

Но укрощение и дрессура – разные вещи. Мы, дрессировщики, пытаемся с ними договориться, как-то заинтересовать животное. Чтобы он сам к нам шел, брал из рук какие-то вещи. Для этого он должен нам доверять.

Знаю, что многие так говорят, а потом появляются ролики в Интернете, где на манеже дрессировщик избивает своих подопечных. Про себя же могу сказать, что когда мы с папой три года работали во Франции, то нас снимали скрытые камеры. И за все это время они не увидели никакого насилия.

Читайте также:  Бездомного котика взяли на работу в юридическую фирму

Во-вторых, белых медведей сложно понять, для работы с ними нужно знать этих животных. Когда у них начинается переходный период, чем они могут быть недовольны. Поэтому мы начинаем работать только с маленькими медвежатами. Чтобы мы изучили их, а они – нас.

«Работать с хищниками мне не страшно»

– Как именно Вы работаете с медвежатами?

Изначально они дикие. В отличие от щенят и котят медвежата сразу начинают хватать зубами, цепляться за человека. Поэтому мы надеваем фуфайки, ватные штаны и буквально сутками сидим с медвежатами в одной комнате. Чтобы они к нам привыкли. Сами они не подходят, боятся. Но со временем любопытство берет верх, медвежата начинают обнюхивать нас, пробовать на зуб.

Однажды медвежонок подошел ко мне и укусил за руку, причем довольно сильно. В ответ я щелкнула его по носу, а мишка внезапно прижался ко мне. То же самое происходит и в природе, когда детеныш в берлоге хватает мамку, например. Она замахнется на него лапой, мол, нельзя так делать. И он это понимает.

Кормим медвежат и убираем за ними мы сами. Так животные начинают доверять нам. Кстати, чужих медведи сразу чувствуют и начинают возмущаться, если ухаживаем за ними не мы.

– Вам не страшно работать с хищниками?

Нет, конечно. Я боюсь за них, когда они начинают драться между собой. Нас-то они не трогают, но могут навредить себе. Во время таких схваток мы пытаемся как можно скорее их растащить.

Еще страшно, когда зрители вплотную подходят к сетке во время выступления. Такое случается только в России. Несмотря на то, что в нашей стране водятся белые медведи и их изучают еще в школе. Но наша публика – самая бесстрашная. Были случаи, когда зрители просили погладить медведя, сфотографироваться с ним.

– На Вас нападали медведи во время выступления?

Был один случай, когда я работала с самцами. Они агрессивнее, чем самки. Тогда на манеже медведь обратил внимание на мою юбочку. Она была свободного покроя и шевелилась в такт движениям. Медведь отвлекся на это и напал не на меня, а на юбочку. Ему было интересно, почему же она шевелится. После такого я не ношу свободные вещи в клетке с медведями.

– Расскажите о мишках, с которыми Вы выступаете в Челябинске

Это четыре самки – Умка, Мотя, Дора, Кнопа. Им сейчас по 13 лет, для медведей это средний возраст.

Умка и Мотя – сестры, но очень разные. Умка играет на арфе и делает кульбитики, на манеже она скромничает. А Мотя танцует вальс, дирижирует. Она как будто чувствует, что звезда. Гордо переступает перед зрителями, и когда к ней подходишь, то сначала она окинет тебя взглядом, и только потом разрешит себя почесать.

Мотя – большая шкода. Во время дрессировки или купания обязательно сделает что-нибудь. Однажды сидит в клетке, глаза хитрющие, и вдруг закрывает нос лапой. То есть она что-то придумала, но знает, что этого нельзя делать. И не сделав ничего, уже нос закрыла, чтобы не получить щелчок. Это еще раз говорит о том, что медведи – очень умные и удивительные животные.

Ссылка на основную публикацию