Длинные хвосты животных

Животные с самыми длинными и необычными хвостами

Какие животные входят в семейство енотовых?

Если не вдаваться в анатомические и генетические тонкости (хотя они-то и являются определяющими), то общими чертами этого семейства являются цепкие лапы, длинные хвосты и всеядность. Тем не менее многих енотовых в своё время относили то к медвежьим, то к куньим, то к виверровым.

Например, на представителя виверровых генету очень похож какомицли — небольшое енотовое (длина тела до 37 см) с большими глазами и длинным хвостом, украшенным чёрными кольцами. А вот жители Северной и Центральной Америки усматривали в облике и повадках зверька кошачьи черты. Недаром «какомицли» в переводе с ацтекского означает «полу-пума». А американские старатели и вовсе прозвали зверька «шахтёрской кошкой» — ведь его частенько держали в лагерях на «должности» крысолова. Тут надо отметить, что какомицли — самый убеждённый хищник среди остальных енотовых.

Другой представитель семейства — носуха, или коати — вдвое крупнее какомицли, но хвост у неё такой же — длинный (длиннее тела) и кольчатый. Что не мешает носухе частенько держать его поднятым, как сигнальную полосатую мачту. Родина этого зверька — тропики Центральной и Южной Америки. Хотя носуха прекрасно лазает по деревьям, большую часть суток она проводит на земле, копаясь в лесной подстилке своей длинной мордой с вытянутым подвижным носом.

Ж. Дорст «Южная и Центральная Америка»: «Своеобразна их привычка расправляться с добычей: прежде, чем съесть, они долго катают её по земле передними лапами. Это относится в первую очередь к паукам с резким запахом, или гусеницам, покрытым жёсткими волосками. Очевидно, коати стараются избавиться таким образом от всего, что может вызвать раздражение слизистой оболочки или пищеварительного тракта».

Самцы носух ведут одиночный образ жизни, а вот самки организуют «женские» коллективы до 25 особей, что, в общем-то, для остальных енотовых нехарактерно.

Окраска этих зверьков так разнообразна, что учёные сгоряча насчитали среди носух аж 30 видов, но потом остановились на трёх.

Ещё одного обитателя латиноамериканских тропиков — кинкажу — вообще относили к приматам, пока не провели тест ДНК. Внешне это енотовое действительно похоже на обезьянку круглой головой с такими же круглыми ушками, а также хватательным хвостом, на котором вполне может висеть.

Правда, индейское прозвище «кинкажу» к обезьянам отношения не имеет и переводится как «медовый медведь». Зверёк действительно любит мёд, но основной его рацион составляет растительная пища — фрукты и… цветочный нектар (последний он добывает с помощью длинного языка). В отличие от прочих енотовых, окраска кинкажу однотонная — рыже-бурая — с головы до кончика хвоста.

Зверьки под названием олинго так похожи на кинкажу, что индейцы эти два вида обычно не различают. Хотя хвост у олинго более пушистый и совершенно нецепкий, а в рационе преобладают насекомые.

Ну, а самым загадочным и спорным енотовым для систематиков оказалась малая панда — единственный представитель семейства, проживающий в Старом Свете. Этот забавный зверёк напоминает некую помесь медвежонка и куницы. У него широкая голова, крупные заострённые уши и длинный пушистый хвост. Остальной мех хвосту не уступает (даже подошвы лап, и те мохнатые). Оно и понятно — живёт малая панда на высоте 2−4 тысяч метров над уровнем моря, в горных бамбуковых зарослях Китая, Бирмы и Непала. Бамбуком же в основном и питается, хотя и мелкой живностью не побрезгует.

Официально этого зверька открыл в 1821 году английский генерал и натуралист Томас Хардвик. Поначалу он хотел назвать зверька «уа» (так его звали в Китае из-за издаваемых животным звуков). Однако пока Хардвик добирался до Европы, хитрый французский натуралист Жорж Кювье уже дал новому виду своё латинское название — Ailurus fulgens (что-то вроде «блистающая кошка»). Чем изрядно возмутил научное сообщество, так как по традиции латинское название давал первооткрыватель. Как бы то ни было, в обыденной речи прижилось другое название — «панда», производное от непальского прозвища зверька — «пунья».

Расцветка у «блистающей кошки» действительно особенная — снизу тёмно-коричневая, сверху — рыже-ореховая, лапы чёрные, хвост кольчатый, а мордашка — светлая.

Ещё одно прозвище малой панды — «огненная лисица». Да-да, то самое «Firefox», которым прозвали интернет-браузер. К сожалению, на логотипе браузера узнаваемую панду изобразить не удалось и её заменили обычной лисицей.

Малая панда мила не только внешним видом, но и характером. При поимке зверёк не кусается и легко приручается.

Зоологи долго не могли определить систематическое положение малой панды. Относили её то к куньим, то к медвежьим. Затем вроде бы определили вместе с большой пандой в семейство енотовых. Но и на этом не успокоились. Большую панду всё-таки решили «переселить» к медвежьим, а для малой — выделить отдельное семейство пандовых, хотя консервативные зоологи до сих пор числят её среди енотов.

Теги: зоология, названия, животные, природа, енотовые

Топ зверей с длинными хвостами

Длинные хвосты встречают и у рыб, и у земноводных, и у птиц и т.д. Кому-то они помогают, кому-то только создают определённые трудности. Подробнее рассмотрим трёх представителей животного мира с самыми длинными хвостами.

Плащеносная ящерица

Среди рептилий рекордсменом с самым длинным хвостом признана плащеносная ящерица. Её среда обитания – Австралия и Новая Гвинея, а именно – лесостепи и степи. У всех ящериц немаленький хвост, однако, у плащеносной ящерицы он наиболее выдающихся размеров. Его длина составляет от тридцати до шестидесяти процентов длины его тела.


У этой ящерицы кроме выдающегося плаща есть очень длинный хвост

У наиболее крупных особей длина хвоста достигает восьмидесяти сантиметров. Ящерица способна менять цвета и может быть от чёрного до жёлто-коричневого оттенка. Ещё одна её особенность – чрезвычайно сильные конечности и острые когти.

Астрапия

В лесах Новой Гвинеи обитает райская птица астрапия. В мире птиц именно она – признанный рекордсмен по длине хвоста. Хвост образуют пышные длинные перья. Его длина превышает длину тела пернатого представителя в три раза.

Читайте также:  Лабиринтовые аквариумные рыбки: перечень, виды и фото подходящих для аквариума обитателей


Длинный хвост мешает этой птице летать

Об астрапии учёные узнали не более века назад. Это очень красивая птица, однако, хвост создаёт в её жизни немало проблем – он не даёт возможность быстро летать, из-за длинного хвоста она нередко запутывается в пышной тропической растительности.

Подвиды [ править | править код ]

Есть два подвида малой панды, существующие в наши дни. Первый — западная малая (красная) панда ( Ailurus fulgens fulgens F. G. Cuvier, 1825 ) живёт в западной части вышеупомянутого региона (Непал, Бутан). Второй подвид — малая (красная) панда Стайана ( Ailurus fulgens styani Thomas, 1902 [7] ) живёт на востоке или северо-востоке своего ареала (южный Китай и северная Мьянма). Малая панда Стайана, предположительно, чуть крупнее и значительно темнее, чем её западная родственница, хотя большое количество вариаций на тему «цвет-размер» существует и внутри подвидов малой панды. В связи с этим можно встретить много особей не красного цвета, а скорее желтовато-коричневого.

Самый длинный хвост в мире

Онагадори

Перевод слова «онагадори» с японского звучит, как «курица с длинным хвостом». Эти птицы – святыня страны, где их почитают и охраняют на законодательном уровне. Онагадори не продают и, конечно же, не употребляют в пищу. Отличительная особенность онагадори – их хвост, который продолжает расти на протяжении всей жизни, часто достигая более десяти метров в длину. Есть среди них и победители в личном зачете.
Как известно, наиболее длинным хвостом может похвастать птица онагадори. Представитель именно этой породы признан обладателем самого длинного хвоста в мире – это семнадцатилетний петух, живущий в Японии. Длина его хвоста на сегодняшний день достигла тринадцати метров. И это не предел, так как хвост продолжает расти.

Чтобы перья хвоста оставались красивыми и не потрепались от движения, петух-рекордсмен постоянно проживает в высокой клетке длиной метр восемьдесят сантиметров. Там он сидит на мягком насесте. Прогуливается этот онагадори трижды в день, везя свой тяжёлый красивый хвост на специальной тележке, чтобы он не повредился.


Длина хвоста этого петуха поражает воображение
Природа создает не только животных с удивительными хвостами, но и птиц, которые несут необычные яйца. На сайте uznayvse.ru есть подробная статья об этом. Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Дикобраз

Дикобраз знаменит своим удивительным, но и угрожающим внешним видом. На самом деле, это очень спокойные животные, которых природа для защиты наградила длинными шипами. Обитают во многих уголках планеты и имеют множество видов. Окрас зависит от места обитания, например шерсть у животных может быть серой, черной или белой.

Его шипы притягивают внимание, но отпугивают хищников. Около 30000 иголок покрывают тело дикобраза. Это животное не нападает первым, а если чувствует опасность, то начинает топать и издавать специфические звуки.

Общие данные

Область распространения и места обитания

Предки нынешних панд были распространены намного шире; их останки находят и в Восточной Европе, и в Северной Америке. Однако эти животные, очевидно, были приспособлены к определенному типу климата, с изменением которого резко сократился их ареал.

Внешний вид и морфология

Туловище малой панды удлинённое, длина его 51–64 см, высота в плечах 25 см, шерсть густая, мягкая, гладкая и очень длинная. От густого и мягкого меха тело кажется толще, чем оно есть на самом деле. Пушистый хвост также длинный, причем его длина у разных зверьков значительно варьирует: от 28 до 48 см. Уши маленькие, округлые, глаза тоже невелики, но большого лба голова приобретает пропорции, свойственные детёнышам и придающие зверю необычайную миловидность. Лапы короткие, крепкие, пальцы снабжены сильно загнутыми полувтяжными когтями, которые помогают панде легко забираться на деревья и спускаться с них. На запястье у панды есть «добавочный палец» — увеличенная часть одной из костей передней лапы. Он противопоставлен другим пальцам, что позволяет панде держать в лапах ветви бамбука. Окраска шерсти малой панды рыжая или ореховая, снизу тёмная, или чёрная. У волос на спине жёлтые кончики. Лапы , хвост рыжий, с более светлыми узкими кольцами, голова светлая, причём края ушей и мордочка почти белые, а около глаз рисунок в виде маски, как у енотов, причём этот рисунок уникален для каждой отдельной особи. Самцы и самки одинакового размера, животные могут весить от 3,7 до 6, 2 кг.

Образ жизни и социальное поведение

Большую часть жизни панды проводят в одиночестве. Участки самок около 2,5 кв. км, самцов — вдвое больше. Свои участки зверьки метят, используя мочу и секрет анальных желёз и желёз, расположенных на подошвах лап. Этой же цели служат и кучки помёта, которые образуют настоящие «уборные», расположенные обычно по границе территории. Такие метки несут информацию о поле, возрасте и физиологическом состоянии животного.

Самец малой панды яростно защищает свою территорию. В случае появления соперника он начинает громко шипеть. Перед атакой противники поднимают головы и выразительно «кивают» ими. Если ни один из них не испугался предупреждения, то происходит яростная схватка. Вне сезона размножения взрослые панды редко общаются друг с другом.

Питание и кормовое поведение

Малые панды отлично лазят по деревьям, однако кормятся они в основном на земле. Хотя эти звери — представители отряда хищных, 95% их рациона составляют молодые листья и побеги бамбука. Остальные 5%- различные плоды, ягоды, грибы, птичьи яйца и даже мелкие грызуны. Вспомним, что хищные выделяются в отдельный отряд не потому, что едят животную пищу — ею не брезгуют, например, и некоторые копытные — а наличия специальных приспособлений для ее добывания и, главное, усвоения. У них и зубы соответствующие, и желудок простой, а не многокамерный, как у жвачных, и кишечник короткий. И волокнистая растительная пища им обычно не впрок. С зубной системой у панд дело обстоит относительно хорошо: их коренные зубы имеют многочисленные бугорки, позволяющие хорошо перетирать и пережевывать растительные волокна. А вот пищеварительный тракт красной панды — это пищеварительный тракт обычного хищника. И потому, как показали специальные исследования, организм зверька усваивает не более одной четверти питательных веществ, содержащихся в съеденных бамбуковых листьях. Чтобы еды хватало, панда затрачивает на поиски и поедание пищи до 13 часов в день. Для компенсации низкой калорийности такой диеты, она вынуждена потреблять корма объёмом вплоть до 30% от веса своего тела.

Читайте также:  Кошка с собакой: забавные и серьёзные

Малая панда — сумеречное животное: днём спит в дупле или в гнезде на дереве, свернувшись в клубок и накрыв голову хвостом, а иногда сидя на ветке и свесив голову на грудь между передними лапами. С наступлением сумерек зверёк спускается с дерева, причем двигается вниз головой, демонстрируя гибкость и ловкость. Найдя подходящую еду, панда берёт её в переднюю лапу и подносит ко рту. Малая панда — одно из немногих животных, которые могут есть не только сидя, но и лёжа на спине.

Размножение и выращивание потомства

Размножаются панды один раз в году, брачный сезон начинается в январе. В это время самцы становятся очень активными, повсеместно оставляют свой запах на деревьях, опрыскивая их мочой, или натирая секретом желёз, расположенных вблизи анальной области. По видимому, самка бывает восприимчивой к спариванию лишь раз в году и только в течение 18–24 часов, поэтому она также ведёт себя очень активно.

Какомицли

В Северной Америке еноты-крабоеды не водятся, но живет тут, в южных штатах, еще один очень симпатичный зверек той же породы — какомицли, «кошачья белка», или енот-крошка. Росточком он чуть больше белки: пушистый хвост длиной сантиметров 37, все остальное — примерно столько же. Желтовато-серый, ушки большие, а хвост сплошь, от корня и до конца, в черно-белых кольцах. Очень эффектный хвост.

Зверек лесной, лазает по деревьям не хуже белки, но живет и в каменистых пустынях, в кустарниках и на холмах. Пуглив, осторожен и только ночами промышляет добычу; поэтому даже там, где «кошачьих белок» немало, люди редко их видят. Более крупный серый какомицли обитает в Центральной Америке.

Кроме полоскунов, крабоедов и какомицли, в семействе енотов числятся еще три вида носух, или коати, кинкажу и три вида олинго (живут кто в Южной, кто в Центральной Америке, а один вид носух — лишь на острове Косумель, к востоку от Юкатана).

Самые необычные и яркие хвосты

Встречаются у животных и совершенно необычные хвосты – чрезвычайно яркие или нестандартной формы. Обычно, такие красивые хвосты нужны для привлечения внимания.

Павлин

Причудливым ярким и большим хвостом природа наделила павлина. Хвост птицы распускается веером, где на кроющих перьях видны пятна в виде разного цвета глаз. Хвост павлина в длину равен примерно шестидесяти процентам длины тела. Самец распускает и демонстрирует свой шикарный хвост во время ритуала ухаживания. Самка, делает выбор, отдавая предпочтение самцам с самым ярким и пышным хвостом.


Павлин-альбинос с огромным хвостом

Лемур

Ещё один обладатель яркого хвоста – лемур. Его хвост раскрашен чёрно-белыми полосами, причём, их всегда тринадцать. Хвост довольно длинный и достигает шестидесяти сантиметров, что составляет примерно две длины тела. Подняв свой яркий полосатый хвост вверх, животное сообщает о себе. Так он делает во время передвижения по земле. Во время же прыжков по деревьям хвост помогает удерживать равновесие.


При виде хвостов лемура может зарябить в глазах

Большая райская птица

Птица с оперением ярких насыщенных цветов обитает в Новой Гвинее, Индонезии и Австралии. Речь о большой райской птице. Её хвост, подобно павлиньему, раскрывается веером. Роскошный хвост пестрит разнообразными насыщенными цветами. Самцы всегда ярче и красивее самок. Пары птицы создают крайне редко, живут уединённо, почти не попадаясь на глаза.


Роскошных хвост большой райской птицы

С собакой нельзя, а с лошадью можно. В Сети появилось видео, где пассажирка взяла пони на борт самолета

31 августа 2019 , 11:22

Пассажирка American Airlines взяла с собой на борт самолёта пони. Вчера в Сети появились два видеоролика, снятых удивленными пассажирами лайнера. Правда никто не возмущался, а лошадка вызывала лишь умиление у окружающих.

На одном дама с лошадкой заходит в самолет и размещается в салоне, и на втором уже в полете животное спит на коленях своей хозяйки.

A passenger takes a small horse on an American Airlines flight to #Omaha Airport . pic.twitter.com/Psw65Tq6FF

— Aviationdaily✈️الطيران يوميآ (@Aviationdailyy) August 30, 2019

В основном пользователи задаются вопросом: “Как такое возможно?”, и некоторые подписчики предположили, что это одна из лошадок-поводырей, которые обучены помогать слепым людям. А некоторые с праведливости ради заметили, что лошадь занимает меньше места, чем пассажир.

HAY THERE: As a passenger was preparing for his American Airlines flight to take off, he spotted an emotional support miniature horse doing the exact same some rows ahead of him. https://t.co/m5o28v79eQ?utm_source=argumenti.ru&utm_medium=news&utm_campaign=inside_link pic.twitter.com/Ox9Pgguxa8

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события – Яндекс Новости

В ДТП с маршруткой в Ставрополе пострадали девять человек

Число пострадавших при взрыве автобуса в Воронеже увеличилось до 24

Самолет, следовавший рейсом Южно-Сахалинск – Москва, вернулся в аэропорт из-за плохого состояния пассажира

Sohu: польское предсказание о «крахе» военной авиации России «сильно преувеличено»

Пассажирский теплоход сел на мель в Нижегородской области

Avia.pro: военный самолет США «устроил опасную провокацию» у западного побережья Крыма, приблизившись к его границам

Россия осталась без сверхтяжёлых ракет

Во Франции жертвами крушения легкомоторного самолета стали два человека

Болгарское издание «Факти» об учениях «Запад-2021»: армия России «хочет напугать Европу»

Телеграм-канал «Readovka»: режиссер Мельник погиб, спасая главу МЧС Зиничева

Судья Стинхейс сообщил о смерти одного из свидетелей по делу о крушении рейса MH17

«Известия»: Nordwind начнет продавать билеты на перевозку по внутрироссийским маршрутам стоимостью один рубль

Вундеркинд поставил диагноз системе образования и своему амбициозному отцу

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Читайте также:  Лабрадор-ретривер (фото): неуемная энергия и бесконечная доброта

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту [email protected]
  • 7 советов для тех, кто боится летать на самолете

    Одних пугает высота и замкнутое пространство, вторых — техническое состояние воздушного судна. Третьи боятся удара молнии и турбулентности. Как бы то ни было, способы снять предполетное волнение существуют. И для этого необязательно брать с собой алкоголь или рюкзак с парашютом.

    Обратитесь к статистике

    Самолет — один из самых безопасных видов транспорта. Надежнее его только эскалаторы. Консультант по управлению рисками в Harvard School of Public Health Дэвид Ропейк подсчитал, что шансы попасть в авиакатастрофу равны примерно 1 к 11 млн. Для сравнения: в случае с автомобильными авариями этот показатель составляет 1 к 5 тыс. Поэтому самой опасной частью путешествия можно считать не полет, а дорогу до аэропорта. Убедиться в этом помогают специальные сайты, которые в режиме онлайн отслеживают все самолеты мира. Попробуйте понаблюдать, сколько рейсов каждый час завершается благополучно. Профессор статистики Массачусетского технологического института Арнольд Барнетт уверен, что страх перед полетами столь же надуман, как и страх перед обвалом потолка в продуктовом магазине. По его оценке, чтобы погибнуть в авиакатастрофе, нужно летать раз в день на протяжении 4 млн лет.

    Узнайте, как устроен самолет

    Постарайтесь узнать об авиатехнике как можно больше. Для этого необязательно погружаться в механику самолета. Достаточно изучить основы его работы и значение некоторых звуков. Например, все авиалайнеры оснащены минимум двумя двигателями, а их жизненно важные системы продублированы. Стоит произойти сбою — в работу вступают системы-двойники. Конструкция любого самолета похожа на большой планер. Если оба двигателя выходят из строя, он садится на землю как безмоторный летательный аппарат. К тому же каждый самолет проходит множество испытаний, а тщательная предполетная подготовка помогает выявлять даже самые незначительные неполадки. Небольшая турбулентность, которая вызывает у людей панику, — нормальное явление. Воздушные ямы можно сравнить с кочками на автомобильной дороге: любой самолет спроектирован с расчетом на такие нагрузки. А травмы в зоне турбулентности обычно происходят из-за непристегнутых ремней или падения с полок багажа.

    Подберите правильное место

    Попробуйте разобраться, что вас пугает больше всего. Если боитесь высоты, не стоит выбирать кресло рядом с иллюминатором. Страдающим клаустрофобией лучше разместиться у прохода или аварийного выхода. Это позволит беспрепятственно перемещаться по салону самолета и не тревожить соседей. К тому же там достаточно пространства, чтобы вытянуть ноги. В хвостовой части воздушного судна более ощутима турбулентность, а тележка с едой и напитками доезжает до последних рядов изрядно опустевшей. Мягкий и комфортный перелет обеспечат сиденья в середине салона. В этой зоне находится центр тяжести самолета, поэтому любые колебания чувствуются меньше. Но будьте готовы к тому, что здесь будет шумно, а крыло авиалайнера закроет вид из окна. Оптимальный вариант — первые ряды после бизнес-класса. Выбрать подходящее посадочное место можно во время онлайн-регистрации, которая чаще всего открывается за 24 часа до вылета. Второй способ — попросить понравившееся место на стойке регистрации. «Пересесть» некоторые перевозчики предлагают за отдельную плату.

    Продумайте дресс-код

    В самолете лучше отказаться от тесных свитеров, плотных узких джинсов, ремней и каблуков. Особенно если лететь предстоит несколько часов. Рекомендуется выбирать максимально свободную одежду из натуральных тканей. Это поможет вам расслабиться и принять любую удобную позу. Для полета отлично подойдет эластичный трикотаж или хлопок: эти ткани не стесняют движений и практически не мнутся. На протяжении пути температура на борту может меняться, поэтому одеваться лучше многослойно. Так вы в любой момент сможете контролировать свой теплообмен. В путешествии пригодятся теплые носки и небольшая подушка. Также стоит запастись маской для сна, берушами и по возможности взять с собой любимый тонкий плед. Постельные принадлежности предлагают не все авиакомпании. Если беспокоитесь за обезвоживание кожи — не забудьте захватить с собой кремы, увлажняющие маски для лица и гигиеническую помаду. Поток прохладного воздуха из вентилятора хорошо помогает предотвратить приступ паники и тошноту. Он же высушивает кожу лица и губ.

    Приезжайте в аэропорт заранее

    Чтобы не создавать новых поводов для тревоги, приезжать в аэропорт лучше за пару часов до посадки. К тому же в некоторых крупных аэропортах можно встретить собак-терапевтов, миниатюрных лошадей и даже поросят. Они гуляют по терминалам и помогают пассажирам успокаиваться перед полетом. Во время ожидания можно порадовать себя вкусной едой, которую вы наверняка не позволили бы себе при других обстоятельствах. Легкий перекус перед полетом даст чувство насыщения, комфорта и спокойствия. При этом не стоит пить энергетики, сладкий крепкий чай или кофе. Содержащийся в их составе кофеин усилит тревогу, а сахар повысит уровень адреналина. Тем более не рекомендуется успокаивать себя с помощью алкоголя. Он способствует обезвоживанию и лишь усугубляет страх. К тому же организм, расслабленный под действием спиртного, не способен быстро перестроиться на новый часовой пояс.

    Загрузите музыку и видеоигры

    Если вы купили интересную книгу или скачали новые серии любимого сериала, отложите их до предстоящего перелета. Запаситесь журналами, загрузите на планшет успокаивающую музыку или увлекательную игру. Все это позволит вам отвлечься от неприятных мыслей в небе. Не менее эффективной может стать беседа с соседями по салону. Если же вы не настроены общаться — попробуйте поработать или просто заснуть. Каждый раз, когда подступает волнение, старайтесь дышать ровно и максимально глубоко. Интенсивный кислородный обмен приведет в порядок мысли и нормализует сердечный ритм. Еще один действенный способ побороть страх — визуализировать ваше удачное приземление и последующие события. Попробуйте мысленно представить поездку в отель, на пляж или на деловую встречу. Или просто закройте глаза и подумайте о чем-то приятном. Длительный перелет — подходящее время, чтобы освоить несложную технику медитации. Сделать это будет проще, если заранее установить одно из приложений с подсказками по выполнению.

    Читайте также:  Демодекоз у собак - симптомы и лечение, анализы, препараты, ювенильный и генерализованный

    Обратитесь за помощью

    Психологи советуют заранее предупреждать экипаж самолета о вашем волнении. В этом случае сотрудники авиакомпании будут к вам особенно внимательны и при необходимости успокоят. На курсах бортпроводников их учат не только обеспечивать безопасность и правильно подавать еду, но и оказывать поддержку всем пассажирам. Во время полета не стесняйтесь задавать вопросы, когда что-то вас беспокоит. Это лучше, чем следить за поведением стюардесс и делать тревожные выводы. Если ничего не помогает заглушить волнение, а путешествовать приходится часто, попробуйте разобраться со своими страхами вместе с психотерапевтом. Еще один вариант — специальные занятия по преодолению аэрофобии. Как правило, их проводят авиамеханики, действующие пилоты и авиационные психологи. Они помогут выяснить коренные причины страха и найти способы их преодоления. Такие программы могут включать занятия на тренажерах и летных симуляторах. Это полноразмерные копии реального самолета, которые имитируют разные этапы полета и активируют страхи аэрофобов. В некоторых центрах в качестве «дипломной работы» выпускников ждет настоящий авиаперелет под присмотром специалистов.

    Секреты пилотов: 8 жутких ситуаций в полете, о которых вы не подозреваете

    Любой полет – это, по большому счету, вопрос доверия. Вы поручаете свою жизнь авиакомпании и конкретным людям, от мастерства и храбрости которых зависит, вернут ли вас на землю в целости, если вдруг случится нештатная ситуация. А такие, поверьте, бывают часто, причем даже без ведома пассажиров. Пилоты анонимно рассекретили на сайте Reddit самые страшные случаи в полете, которые обычно от вас скрывают.

    1. Пилот теряет сознание

    Само собой, никто вам не скажет посреди облаков, что человек за штурвалом оказался в отключке – зачем поднимать панику на борту? Но чтобы вы знали – так бывает.

    Пилот коммерческих авиалиний с 12-летним стажем признался, что однажды во время перелета через Атлантику лайнер попал в жуткую турбулентность и произошло непредвиденное: «Второй пилот усаживался в кресло, в этот момент нас сильно тряхануло, и он локтем заехал мне прямо в лицо. Я вырубился где-то на полминуты. Спасибо, что он не растерялся и смог взять все под контроль. Для меня это был худший эпизод за всю карьеру: мало того, что была ужасная погода, так еще у меня раскалывалась голова».

    2. Ваш самолет едва не сталкивается с другим

    До пассажиров изредка доходят такие истории, но, по признанию пилотов, в действительности они случаются чаще, чем вы думаете, и остаются тайной.

    «Происходит много всякого, что мы скрываем от пассажиров, но самое страшное – это опасное сближение с другими самолетами. В моей практике была пара таких случаев, когда приходилось срочно совершать маневры уклонения. Причем для пассажиров это довольно ощутимо – просто они думают, что дело в турбулентности», – написал летчик под ником MmBuhSnuh.

    Он добавил: «Обычно попадаются один-два догадливых пассажира, которые начинают выпытывать, что это было. С такими я честен, но никогда не скажу, насколько близки мы были к столкновению».

    3. Кабину затягивает дымом

    Когда такое случается, пассажиры даже не догадываются, что пилоты сидят в кислородных масках и готовятся к аварийной посадке.

    Один из пилотов на рейсе Инсбрук-Лондон рассказал: «Однажды после взлета кабину затянуло густым дымом, так что капитан даже не видел приборной доски. Кроме того, из-за весовых ограничений у нас было на тонну меньше топлива, чем требовалось. Но мы выкрутились, сначала дотянув до Брюсселя, потом до лондонского аэропорта, который был ближе, а когда стало ясно, что топлива хватает, совершили посадку там, где изначально планировалось. Пассажиры так и не узнали обо всех этих ухищрениях».

    4. В самолете что-то ломается

    Если с самолетом что-то не так, пассажиров не станут посвящать в детали, а во многих случаях вообще не поставят в известность.

    Пилот под ником IFlyAirplanes описал такой случай: «Как-то раз прямо перед заходом на посадку на крыле оторвалась часть элерона. Мы ничего не сказали пассажирам, но они же не слепые, чтобы не заметить болтающейся «железяки». Я-то знал, что бояться нечего, а люди в салоне могли подумать, что самолет разваливается на части».

    5. В ваш самолет бьет молния

    По идее, современным лайнерам молнии не страшны, каждый из коммерческих рейсов получает такие удары как минимум раз в год. Тем не менее, это зловещий опыт как для пассажиров, так и для экипажа.

    «Недавно на подлете к аэропорту жирная молния сверкнула прямо перед окном кабины. Мы успокоили пассажиров, потому что сидевшие в передних рядах наверняка видели яркую вспышку, но никто из них, конечно, не догадывался, что мы, трое взрослых мужчин, так и подскочили в креслах, словно пугливые школьницы», – написал один пилот.

    Он добавил: «Я ожидал увидеть на носу самолета обширный след от удара молнии, но на мое удивление там оказалось семь или восемь отметин, хоть и менее крупных».

    6. Ваш самолет «заносит» от сильного ветра

    Посадка при боковом ветре – зрелище не для слабонервных, с земли это выглядит особенно драматично. Вот пример: A320 садится в аэропорту Бирмингема (январь 2015 года).

    Пассажиры понятия не имеют, насколько это сложно, пилоты никогда не станут их предупреждать. Впрочем, они успокаивают: «Не бойтесь. Мы не будем пытаться посадить самолет, если это слишком опасно или за пределами тестовых возможностей конкретной модели».

    Один летчик добавил: «Нас специально обучают такой посадке, и лично я при боковом ветре ни разу не заходил на второй круг, а пассажирам вовсе не надо знать, как страшно мне было временами».

    7. Вашему самолету угрожает стая птиц

    Еще одну ситуацию, когда у пилота трясутся поджилки, а пассажирам невдомек, описал пользователь iampug. «Однажды мне пришлось садиться на небольшом аэродроме, где по пути на юг остановились тысячи диких гусей. Эти 5-килограммовые птицы были повсюду, от них было не увернуться, так что оставалось лишь молиться, чтобы не случилось «лобового столкновения» – ведь они могли запросто пробить стекло и напрочь снести мне лицо».

    Реальные последствия столкновения:

    Читайте также:  Дюфалайт для кошек: инструкция по применению

    8. Пилот отвлекается и совершает ошибку

    Наконец, никто не застрахован от элементарной невнимательности или забывчивости, хотя на гражданских рейсах такое все-таки случается реже, чем на частных. Например, пилот легкого самолета рассказал, как летел на авиашоу со своей девушкой.

    Фото: Shutterstock

    «Во время предпосадочного контроля я должен был проследить, чтобы топливо расходовалось из того бака, что полнее. Но я отвлекался на подругу и забыл вовремя переключить насос, так что он фактически качал бензиновые пары́. К счастью, когда я это заметил, было еще не поздно исправить ошибку. Мы приземлились штатно, но я усвоил урок на всю жизнь. С той девушкой мы женаты уже 29 лет, но я так никогда и не признался, насколько близко подвел нас тогда к гибели».

    «Люди вокруг плакали и молились»: 11 историй об ужасных авиаперелетах

    Опыт читателей Т⁠—⁠Ж

    Иногда несколько часов полета превращаются в ад над облаками.

    В самолетах читатели Т⁠—⁠Ж страдали от плохого сервиса, странного поведения сотрудников авиакомпаний, турбулентности и молний в крыло.

    Мы собрали истории о самых неприятных перелетах. О них не всегда хочется вспоминать. Зато они помогут хотя бы ненадолго избавиться от желания скорее улететь в другие страны, раз уж сейчас эта возможность сильно ограничена.

    Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

    Мой самый страшный полет был из Москвы в Пекин. Сначала все было нормально, тихо, спокойно. Но как только стали подлетать к Пекину, началась ужасная тряска. Я сидела у окна и видела, что самолет размахивает крыльями как птица. Думала, что оторвутся.

    Крены были такие, что все падало с полок. Заходили на посадку несколько раз, но сильный ветер не давал сесть. Все сидели зеленые, вцепившись в кресла. Я в это время думала: «Если долечу, из Пекина поездом поеду — хоть неделю, хоть две».

    И вдруг вижу — идет по проходу блондинка на шпильках, в ярко-красном платье, смотрит по сторонам и зовет с улыбкой: «Мусик, ты где?!» Она потеряла своего песика.

    Самолет чуть не винтом крутится, ее вправо, влево кидает на пассажиров, а она все свое: Мусик да Мусик. Все пассажиры, конечно, стали искать Мусика под ногами. Отвлеклись. Нашелся песик где-то в конце самолета, и она, гордая, вместе с ним прошагала на свое место.

    Если бы не этот Мусик, не знаю, как бы я долетела. Жутко было очень!

    Летали в пандемию «Египетскими авиалиниями» через Каир в Кению и обратно. Вывод один: когда есть выбор между лететь «Египетскими авиалиниями» или не лететь, я выберу второе.

    Негабаритный багаж. Я путешествую со снаряжением для кайтсерфинга, упакованным в чехол на колесах. Предварительно связалась с авиакомпанией по поводу багажа. Из России улетели без проблем и доплат. По дороге обратно на стойке регистрации сотрудник авиакомпании открыл мой чехол и стал лазить по нему своими руками. После чего сказал, что мне нужно заплатить за чехол 65 $ ( 4940

  • Р ). Я попробовала объяснить, что по правилам компании спортивное снаряжение перевозится бесплатно, но выбора у меня не было — в итоге дала ему 100 $ ( 7600
  • Р ). Сдачи у него не нашлось, поэтому он отправил меня менять деньги в 3 часа ночи. Пришлось устроить скандал. После 40 минут ожидания мне все-таки выдали сдачу. Правда, отказались выписывать квитанцию об оплате. Пришлось устраивать разборки и по этому поводу.

    Регистрация. При вылете из Найроби посадочные талоны выписывали — внимание! — от руки. Ручкой. Брали листочек и выписывали. Регистрацию открыли за 2 часа до вылета, и вся очередь стояла и смотрела на то, как в 21 веке сотрудники авиакомпании пишут на листочках и сверяют списки. Естественно, вылет задержали, потому что не успевали зарегистрировать всех на рейс.

    Питание. Мой сын всегда заказывает себе в самолете кошерное питание. На рейсе этой чудесной авиакомпании ему принесли просто кусок льда. Без шуток. Из морозилки.

    Пересадка. При пересадке досматривают тоже руками, практически до трусов. Шарят по всем карманам, в каждом уголке сумки — ищут антисептики для рук и отбирают. Такие обыски не только неприятны, но и создают огромные очереди и задержки рейса. Самолеты везде летают с опозданиями.

    Багаж. В Москву ни один наш чемодан не прилетел. Это было очевидно еще при регистрации на рейс в Найроби. Я попросила прицепить этикетку о короткой стыковке, которые были на регистрации, но сотрудники авиакомпании заверили меня, что багаж точно прилетит: на стыковке все бирки читают и все видят. Но все, кто летел из Найроби в Москву, свой багаж не получили. Его доставили только через неделю. Чемодан разбит, чехол порван — лучший сервис.

    Перелет. Вы летали когда-нибудь на самолете-маршрутке? Нет? Летите «Египетскими авиалиниями». Очень многие рейсы выполняются по принципу маршруток. Самолет садится в другой стране, часть народа выходит, часть заходит. Вам при этом выходить нельзя, а места у вас могут оказаться другие, то есть надо пересесть. Затем вы летите дальше. При этом, когда вы подсаживаетесь в самолет, места для ручной клади уже нет. Совсем нет, потому что у предыдущих пассажиров было с собой по 2—3 чемодана или сумки. В результате вам предлагают сдать ваш кофр с фотоаппаратурой и ноутбуком в багаж.

    Казалось бы, в пандемию, когда каждый клиент на вес золота, все повышают сервис и безопасность на рейсах. Но только не в этой авиакомпании. Советую держаться от нее подальше.

    Читайте также:  Объявлен победитель преcтижного конкурса «Фотограф года дикой природы»

    Наверное, самый ужасный перелет в моей жизни случился в Индонезии местными авиалиниями на далекий остров Флорес.

    Началось все с того, что рейс туда задержали примерно на 4 часа. Мы сидели в толпе индонезийцев и англоговорящих туристов. Всю информацию сообщали на местном языке, а их английский от местного отличался примерно никак. Все, что удалось выяснить: на Флоресе дождь, ждем, пока закончится.

    Через 4 часа мы, не веря своему счастью, шли в самолет. Нас вез тогда новый, с пылу-жару, «Сухой суперджет» — «Гуд сукой», как нам радостно сообщил кто-то из персонала, сияя зубами.

    Спустя примерно полчаса в воздухе мы почувствовали, что начинаем разворачиваться в обратную сторону. По громкой связи нам сообщили: что-то там «киберконян». Мы решили, что это фамилия пилота, а потом догадались, что на злополучном острове снова дождь.

    Нас, злющих и голодных, снова отвели в крошечный зал ожидания перед гейтом. Разумеется, ни о какой кормежке речь не шла, а в ближайшей лавке продавали только омерзительные острые чипсы.

    Прошло еще около часа, попытка номер два. Когда мы увидели посадочную полосу на острове, нам стало не по себе: очень узкая и со всех сторон горы. В первый и последний раз хлопали при посадке Киберконяну: он молодец.

    Как победить выгорание

    Аэропорт оказался бараком, до которого мы шли пешком. Там нас ждал квест по получению багажа. В окошко выбрасывали сумки — то, что ты успел выдернуть в толпе, теперь твои вещи. К счастью, для нас все обошлось парой синяков.

    Обратно таких приключений не было. Кроме того что за нашу неделю на Флоресе авиакомпания разорилась и, как выяснилось в аэропорту, рейс отменили. Несколько душераздирающих диалогов по телефону, братание с немцами и австралийцами, которые ждали тот же несуществующий самолет, и в итоге чудесное спасение. Наши билеты переоформили на рейс другой авиакомпании после того, как мы все по очереди стали жаловаться на горячую линию индонезийского агентства авиасообщения.

    В общем, с тех пор я уж лучше переплачу, но выберу нормальную авиакомпанию, а не местный лоукостер.

    Сидела у окна, прямо посередине, где крыло, и ударила молния два раза, когда самолет уже был на маленькой высоте. Потом он начал резко пикировать, а люди полетели наверх с кресел. Молились даже атеисты.

    После этого самолет еще долго не мог сесть из-за пробки в небе. Я думала, это никогда не кончится. Когда прилетели, я выпила много вина одна дома. А я вообще практически не пью — и уж тем более одна. Несколько месяцев потом не летала. До сих пор страшно, когда немного трясет.

    Летал «Победой» 3—5 лет назад. Перед вылетом ознакомился с правилами, взял маленькую мужскую сумку «Абибас» через плечо, куда смог уместить только ноут 13,3 дюйма и носки. На стойке регистрации отказались регистрировать, пока представитель компании лично не одобрит багаж. В итоге он отказал посадить меня на рейс — сказал, что сумка спортивная, и ушел, даже не выслушав мои доводы. Мне предлагали заплатить за багаж.

    После того как он ушел, я пошел на другую стойку регистрации, объяснил девушке свою проблему. Она с пониманием отнеслась к ситуации и зарегистрировала меня, но предупредила, что перед входом в самолет история может повториться.

    Я успел ворваться в самолет до прихода представителей компании, которые злостно издевались над людьми.

    Часто летал до пандемии, поэтому было много всяких проблем: задержки рейсов, неудобные места. Однажды забыли загрузить достаточно питания на 13-часовой рейс.

    Но самая жуть была в полете Гвадалахара — Пуэрто-Вальярта. Я купил билет с максимально удобным вылетом. Учитывая, что «Аэромехико» летает в Вальярту из Гвадалахары через Мехико — это как лететь из Владивостока в Екатеринбург через Москву, — взял билеты незнакомой компании Aeromar.

    Быстренько прошел в накопитель. С собой только ручная кладь. Рейс внутри штата — никто ничего не проверяет. Сижу радуюсь, жду, когда окунусь в океан.

    А потом вижу, как подруливает ATR-42 — турбовинтовой самолет. Я вообще летать боюсь, но надеялся, что будет хотя бы Embraer. Сердце ушло в пятки. Было желание бросить оплаченную бронь, убежать и забыть про океан и отпуск. Но я собрался с силами, стал себя убеждать, что ATR-42 — это почти 72-й , а он очень безопасный.

    25 минут полета орали все. Было ощущение, что мы пикировали, хотя, конечно, это была просто воздушная яма, в которую попал маленький турбовинтовой самолетик. К тому же он летел очень, очень, очень низко. Остальная часть полета была не менее устрашающей.

    Обратно в Гвадалахару я поехал на машине.

    Перелет Сочи — Москва авиакомпанией S7 13 января 2021 года. За последние 12 месяцев это был мой 13-й перелет данной авиакомпанией. Цифра-то какая!

    С момента, как самолет тронулся, его сильно трясло. Как только он оторвался от земли, стало происходить что-то ужасное. Самолет при сильнейшей тряске, казалось, кое-как держался на максимальных оборотах. Как только обороты, судя по звуку, чуть сбавляли, самолет начинал резко падать.

    В это время стюардесса дрожащим голосом читала текст о здоровье и благополучии.

    Я часто летаю S7. Текст нестандартный, предполагаю, что это действия по какой-то аварийной инструкции.

    Так продолжалось около 20 минут. В это время люди вокруг плакали, молились, кого-то рвало, у некоторых стало плохо с сердцем… Происходило все это визуально на высоте 30-этажного здания над морем. Когда мы более-менее набрали высоту, сотрудники авиакомпании начали бегать по салону и проверять, все ли живы, через систему оповещения искали врачей, чтобы привести в чувство людей со слабым сердцем и оказать им первую помощь.

    Если бы это был не промежуточный перелет — в Москве нас ждала пересадка, — скорее всего, я никогда бы больше не смогла летать.

    В 2019 году я летела из Таиланда авиакомпанией Sichuan Airlines с пересадкой в Чэнду. Пересадка была 8 часов, а Чэнду известен парком панд. Этот аэропорт, как Пекин, Шанхай и еще несколько, позволяет транзитным пассажирам выходить на срок до 72 часов без китайской визы. Я почитала отзывы других россиян, рассчитала время на дорогу и купила билет к пандам.

    Читайте также:  Как пьет собака - замедленная съемка

    В Чэнду я предъявила пограничникам паспорт и сразу сказала, что у меня стыковка и что я хочу выйти в город. Мне ответили, мол, подождите, сейчас мы вас отметим. Через 15 минут пришел представитель авиакомпании, отобрал у меня паспорт, сделал лицо кирпичом и резко перестал понимать английский, сказав, что выйти в город нельзя и что паспорт будет у них до регистрации.

    У меня никогда, нигде, ни с кем до того не было такого, чтобы меня не впустили в страну на уровне авиакомпании, а не погранслужбы. Проторчала весь день в аэропорту и увезла обратно все юани. Паспорт вернули только перед началом регистрации. Что могу сказать: панды пока ждут, китайскими авиалиниями больше летать не хочу.

    Всегда обожала летать, покупала места у окна, ела вкусняшки, общалась со стюардами, слушала музыку — в общем, любимый вид транспорта.

    В один прекрасный день на взлете в окно рядом со мной ударила молния. Но о том, что это молния, я узнала не скоро, потому что мой мозг принял ее за взрыв бомбы, тем более что дождя-то не было. Яркая вспышка, оглушительный хлопок и лютый ор всего салона. При этом мы летели в облаках, жутко тряслись и по ощущениям ушли в пике.

    У меня случилась паническая атака такого масштаба, что соседки по креслу испугались ее больше, чем самой молнии. Пилоты вышли на связь через полчасика и сказали, что «с ними такое в первый раз». Ну а со мной — в последний, потому что больше я на борт сесть не могу.

    Перелет из Краснодара в Сиэтл — почувствуй себя жителем аэропортов и самолетов. Вылетели вечером в Москву. Полет на милом кубанском кукурузнике занял около двух часов — уже лет десять такие точно не летают. Потом переехали из Внукова в Шереметьево. Когда ждали автобуса из Внукова в ночи при −20 °С, я думала, что не выживу: какой же холод после южного Краснодара.

    Переночевали в Шереметьеве. Утром, около 10:00, рейс в Нью-Йорк. Полет длился дольше запланированного. Под байки разговорчивой тетушки про всю ее 50-летнюю сознательную жизнь он, в общем-то , прошел почти незаметно, если бы не сильно побелевшее в конце лицо темнокожего стюарда. Как выяснилось уже после посадки, мы кружили над Нью-Йорком , чтобы сжечь топливо перед приземлением на всякий пожарный случай.

    После дело за малым — не потерять себя в огромной дыре аэропорта Кеннеди и пережить четырехчасовое ожидание следующего рейса в битком набитом зале. В общем, во время полета Нью-Йорк — Сиэтл я была уже в отключке. Запомнилось только, что вообще не кормили. Даже гамбургер зажали! После горячего обеда ночью на хлебосольном кубанском самолетике это резануло — до сих пор помню. Перелет из одной части Америки в другую длился часов пять.

    Благодаря разнице в часовых поясах весь перелет составил сутки. На деле надо добавить еще 11 или 12 часов. Когда мне предлагают повторить такое путешествие, деликатно отказываюсь: пока морально не созрела.

    Пару лет назад был поздний вылет, в 23:40, из Брюсселя в Москву «Аэрофлотом». Во всем аэропорту только русские да поляки, которые летят в Варшаву. В 23:10 открывается гейт. Идем… в никуда. Двери на улицу закрыты, в самолет не пускают и не везут. Народу в этом коридоре становится все больше и больше. Стоим ждем. Минут через двадцать сообщение на русском: «Диспетчеры аэропорта объявили ночную забастовку. Просим пройти в зал вылета, там с вами поработают представители „Аэрофлота“».

    Ломимся на погранконтроль с обратной стороны всем рейсом. Полиция в шоке, ее никто не предупредил, разумеется. Идем в зал. В зале две стойки регистрации — и дальше сюр. У «Аэрофлота» два представителя: молодой парень и его, наверное, босс лет пятидесяти. Двести человек слушают, как к ним обращается босс, а у того горло простужено. Он сипит. Если ты рядом, то слышно, что сейчас всем дадут по ваучеру на такси и гостиницу. Но остальным не слышно ничего.

    Уже в 00:30—01:00 с двух стоек начинается выдача ваучеров. Что-то там ручками пишут, что-то заносят куда-то. Говорят, до трех в итоге выдавали. Затем идем на выдачу багажа. Еще надо доехать до гостиницы, что километрах в семи от аэропорта. Кстати, полякам авиакомпания LOT давала отель прямо напротив аэропорта — там вроде «Мариотт». Такси немного: рейсов же нет, по идее, до утра никто не летит. Кто почеловечнее, набирают сразу несколько человек, иначе им стоять ждать следующего такси.

    К двум часам я был в отеле, поспал три часа. Вылет поставили на семь утра. В пять — подобие завтрака с ничем и кофе к нему, уже знакомые лица вокруг, автобус до аэропорта и дальше без особенных проблем.

    Было ли все ужасным в итоге? Неприятным, однозначно. Но мы успели понемногу перезнакомиться. Девочка из моего города тоже оказалась здесь. Парень из Перу, летящий в Таиланд почему-то через Москву. Дядька-хохмач. Семья с парнем-хикки. Младенец месячный, впервые летит к бабушке в Россию. В жизни ты проводишь эти три часа полета максимум с одним-двумя соседями, а тут мы все стали на каплю ближе друг другу. Это приключение, которое не хочется повторить, но стоит однажды испытать. Хотя бы чтобы потом рассказать в Т⁠—⁠Ж.

    Хикки — люди, которые отказываются от социальной жизни и стремятся к уединению

    Читатели путешествуют. Воспоминания о самых впечатляющих поездках

    Боитесь летать? 5 мифов о самолетах и авиации и 7 симптомов аэрофобии

    Полет без страха: самостоятельно или с помощью психолога

    • Человек, который боялся летать
    • Как побороть страх полета
    • 5 мифов о самолетах и авиации
    • Как подготовить к полету без страха своими силами
    • Семь симптомов аэрофобии
    Читайте также:  Мужчина сломал позвоночник при попытке спасти котёнка в Москве

    Накануне новогодних каникул страх полета на самолете — актуальная тема. Примерно 30% россиян страдают от аэрофобии, а у половины из них — тяжелая форма, утверждают психологи. Такие люди вообще никогда не летают. Они отказываются от отпусков и командировок, пытаются ездить за тысячи километров поездом, а купив билет на самолет, в последний момент сбегают из аэропорта. Можно ли побороть страх полета, рассказывает автор журнала «Business Traveller» Елена Горелова.

    Самолет кружил над Шереметьево около часа. Небо набухло тучами, справа и слева сверкали молнии. Я старалась не смотреть в иллюминатор, подозревая, что у нас отказало шасси. Справиться со страхом помогли слова, которые я слышала от знакомого пилота: «В небе над Москвой тоже бывают пробки, а в часы пик, когда все возвращаются из отпусков, они достигают десяти баллов». Вовремя вспомнилась и успокоительная фраза из брошюрки для аэрофобов: «Каждый день в мире хотя бы в один самолет бьёт молния. Но пассажиры этого не замечают, ведь у авиалайнера есть специальная защита». Спокойно, сказала я себе: мы просто ждём очереди на посадку. И страх улетучился.

    Человек, который боялся летать

    Когда-то Марку Райхлину приходилось летать из России в Канаду по 16 раз в год по делам его консалтинговой компании. И каждый полёт был трагедией: аэрофобия мешала жить и работать. На борту сразу начиналась паническая атака. «Полуобморочное состояние, холодный пот, ощущение, что ты умираешь», — вспоминает Марк. Если он летел с коллегами, то старался занять место подальше, чтобы никто не видел, какие приступы случаются у него на борту.

    Однажды в небе между Монреалем в Вашингтоном его застал приступ. «Я свалился на пороге туалета, и сгорая со стыда, совсем не мог двигаться. Самолет экстренно посадили в Бостоне, а меня отправили в больницу», — рассказывает Марк. Он пересел на поезд, поэтому опоздал на конференцию.

    Обычно же фобия обходилась ему дороже: он выбирал рейсы, на которых используют только большие самолеты. Один раз Марк купил билет до Москвы с тремя стыковками: «К своему ужасу в Гётеборге я увидел 10-местный самолет, хоть и бизнес-класса. В результате всю дорогу пролежал в беспамятстве, пока самолет резво подпрыгивал на восходящих потоках».

    Справиться с фобией Марку помог случай. На одном из рейсов рядом оказался правильный сосед: пожилой разговорчивый пилот. «Он был первым человеком, который авторитетно смог меня убедить, что самолет в воздухе — устойчивая штука. После того разговора я начал думать и анализировать», — говорит бывший аэрофоб.

    В начале 2000-х Райхлин переехал в Чили. Сейчас он владеет пекарней Montreal Bagel в Сантьяго, печет канадские бублики, а 17-часовые перелёты в Москву переносит довольно легко.

    Как побороть страх полета

    В мире работает около 50 центров лечения аэрофобии. На помощь тем, кто боится летать, приходят специально обученные авиационные психологи. Поддерживают такие центры, как правило, заинтересованные авиакомпании: ведь чем меньше аэрофобов, тем больше у них клиентов. К примеру, британская компания Virgin, принадлежащая Ричарду Брэнсону, открыла центр Flying Without Fear. У авиакомпании KLM есть центр VALK, посетить который можно в амстердамском аэропорту «Схипхол». Подобный кабинет недавно появился и в аэропорту «Шереметьево». Если перед полётом у вас есть лишние 40 минут, вы успеете бесплатно посмотреть фильм о том, как бороться со страхом полёта.

    Миллионы людей живут с этой фобией годами. Многие рассуждают так: «А вдруг меня вылечат, я начну летать и разобьюсь?» — рассказывает Алексей Герваш, основатель компании «Летаем без страха». Он пилот и психолог, в Москве семь лет работает его школа, которую закончили более 6000 учеников. На курсах слушателям рассказывают, как устроена авиация. Объясняют, почему возникают страхи, учат контролировать свои рефлексы, а не самолёт. Проводят тренинги на симуляторах авиалайнеров. Отправляют в настоящие полёты вместе с психологами-инструкторами. Обучают спокойно переносить самые пугающие ситуации в воздухе — взлёт, жесткую посадку, турбулентность.

    «Один мой клиент, владелец рыболовного бизнеса из Мурманска, не летал 20 лет, — приводит пример Герваш. — У него дом в Ницце, куда вся его семья часто ездит отдыхать. Он же приезжал туда всего раз в году на поезде, тратя на дорогу две недели». Когда бизнесмен избавился от фобии, то был несказанно счастлив.

    5 мифов о самолетах и авиации

    Понять, какие представления об авиации соответствуют действительности, а какие надуманны — значит сделать первый шаг к избавлению от страхов. Тренеры из центров лечения аэрофобии развеивают самые распространённые мифы.

    Например, турбулентность — самое страшное слово для 20% людей в мире. Они считают, что сильная турбулентность опасна. В реальности же турбулентность любой степени — явление в авиации заурядное, вызванное неоднородностью воздуха. Самолёт, преодолевая «неровный» воздух, подскакивает, как автомобиль на кочках. Известен лишь один случай, когда турбулентность привела к гибели пассажира: чемодан вывалился из незакрытой багажной полки ему на голову и сломал несчастному шею. За 110-летнюю историю авиации из-за турбулентности не разбился ни один самолет.

    Аэрофобы убеждены, что «самолеты падают». На самом деле, давление под крылом самолета во много раз больше, чем давление над ним. Самолет так же прочно опирается на это давление, как автомобиль на дорогу.

    Ещё один миф: «Самолет— сверхсложный механизм, и любая ошибка может привести к катастрофе». По статистике же, происходит всего 10 авиакатастроф на 48 млн рейсов в год. Самолет и правда очень сложный и дорогой механизм, именно поэтому отказ любой системы или ошибка члена экипажа не чревата страшными последствиями. Ситуацию контролируют четыре компьютера и два пилота, дублируя друг друга.

    Еще одно заблуждение связно с тем, что летать на старых самолетах опасно. Даже у очень старых самолетов статистика аварийности не выше, чем у новых, утверждают в центре «Летаем без страха». Отказ двигателя у авиалайнеров разного возраста случается очень редко — один раз на 2 млн полетов.

    Читайте также:  Кошатник из Алеппо продолжает спасать бездомных животных

    И, наконец, воздушные ямы — тоже миф. Современные самолеты не проваливаются в ямы.

    Как подготовить к полету без страха своими силами

    Бороться со страхом стоит начать не накануне полёта, а намного раньше. И для этого совсем не обязательно обращаться к психологам — кое-что можно сделать и собственными силами, если не лениться. Например, скачать и изучить бесплатное русскоязычное приложение для iPhone «Страх полёта».

    Самый лучший способ излечиться — научиться расслабляться. Любые телесные практики, будь то цигун, йога и даже курсы танго, работают против аэрофобии.

    В полёте стоит постараться думать о чём-то приятном — возвращении домой или отпуске. А деловым людям, любящим всё планировать, наоборот, заняться делами: составить план на неделю или месяц, подготовить тезисы для презентации, поработать над стратегическими вопросами, на которые в ежедневной суете не хватает времени.

    Стоит позаботиться и о комфорте в пути. В ручную кладь взять с собой только самое нужное, никаких зонтов и шляп, которые мешают и раздражают. Опытные путешественники, прежде всего женщины, берут с собой тонкие хлопковые носки, чтобы в пути можно было снять туфли.

    Ещё один отвлекающий манёвр: побаловать себя чем-то необычным. Например, взять с собой изысканную сладость, даже если вы сидите не диете. Можно выпить и бокал вина, но не больше, предупреждают врачи.

    «Не ищите, где и что не так в самолёте, не прислушивайтесь к звукам двигателей. Это лишь усиливает тревогу, — рекомендует сайт „Трансаэро“. — Попробуйте контролировать свою физиологию: дышите спокойно, выдыхайте медленнее, чем вдыхаете. Постарайтесь расслабить мышцы. Если это не удается, сильно напрягите их на 7 секунд, после чего резко расслабьтесь и прислушайтесь к состоянию покоя на полминуты. И приезжайте в аэропорт заранее, чтобы провести 45-60 минут в том месте, откуда видна стоянка самолётов или взлетная полоса». Это завораживает и успокаивает, убеждены авиаторы.

    Семь симптомов аэрофобии

    Как отличить страх полёта — естественную защитную реакцию психики — от аэрофобии? Со страхом обычно довольно легко справиться, правильно настроив себя. Тогда как аэрофобия — глубокий невроз, и ему сопутствуют другие фобии — боязнь замкнутого пространства и высоты, болезненная склонность контролировать всё вокруг. Самостоятельно с ним справиться трудно.

    Проверьте, есть ли у вас симптомы аэрофобии:

    1. Сильная раздражительность и тревожность за несколько дней, а то и недель до перелёта.
    2. Навязчивые мысли об авиакатастрофах: вы ищите в СМИ новости о таких происшествиях, информацию о надёжности того или иного типа самолёта.
    3. Вы можете отказаться от полёта в последний момент или не летаете вообще, предпочитая путешествовать поездом.
    4. Во время полёта у вас учащённое сердцебиение, холодный пот, сбои в дыхании, напряжённость в теле.
    5. Вы чутко прислушиваетесь к шуму двигателей, отслеживаете любые движения, чтобы выявить возможные неполадки, контролируете выражения лиц бортпроводников.
    6. Страх усиливается во время турбулентности.
    7. После полёта вы долго не можете прийти в себя.

    Молитва за путешествующих на самолете

    Утро каждого верующего христианина начинается с молитвы ко Всевышнему. Любая работа, любое дело предваряется просьбой к Богу, к Нему взывают как в радости, так и в горе.

    Без Воли Господней не происходит ничего в жизни человека, ему не сопутствуют удача и счастье, нет достижений, нет благополучия ни в жизни, ни в пути.

    Поэтому из уст каждого православного христианина при выходе из дома, а тем более при отправлении в дальнее путешествие по воздуху, должна звучать молитва перед воздушным путешествием.

    Для чего читаются молитвы

    Хотя самолет считается наиболее безопасным видом транспорта, но все же немного тяжело и не комфортно чувствовать себя в безопасности, находясь на высоте несколько тысяч метров от поверхности земли.

    Перед полетом многие пассажиры испытывают боязнь высоты, страх возможной авиакатастрофы, клаустрофобию.

    Предстоящий полет у многих людей вызывает стрессовое состояние, поэтому перед отправлением воздушного лайнера должна непрестанно звучать молитва о путешествующих на самолете.

    Прошение перед отправлением в полёт

    Господи Иисусе Христе, Боже наш, стихиям повелеваяй и вся горстию содержай, Егоже бездны трепещут и Емуже звезды присутствуют. Вся тварь Тебе служит, вся послушают, вся Тебе повинуются. Вся можеши: сего ради вся милуеши, Преблагий Господи. Тако и ныне убо, Владыко, рабов Твоих сих (имярек) моления теплыя приемля, благослови путь их и воздушное шествие, запрещая бурям же и ветром противным, и лодию воздушную целу и невредиму соблюдая. Спасительное и небурное по воздуху провождение им даруя и благое намерение совершившим им весело во здравии и в мире возвратитися изволь. Ты бо еси Спас и Избавитель и всех благих небесных и земных Податель и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашым и не умрем в лукавых деяниих наших: моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших: моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашым спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

    Читайте также:  Видео дня: голодные братья-сфинксы обезумели от необычного лакомства и прославились в интернете

    Господи Исусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый, и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый! И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим (имярек) Твоею благодатию спутешествуй. И, якоже рабу Твоему Товии, Ангела-хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно, и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно во славу Твою исполнити. Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    О Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Одигитрие, покровительнице и упование спасения моего! Се в путь, мне предлежащий, ныне хощу отлучитися и на время сие вручаю Тебе, премилосердой Матери моей, душу и тело мое, вся умныя моя и вещественныя силы, всего себе вверяя в крепкое Твое смотрение и всесильную Твою помощь. О благая Спутнице и Защитнице моя! Усердно молю Тя, да не ползок путь мой сей будет, руководствуй мя на нем, и направи его, Всесвятая Одигитрие, якоже Сама веси, ко славе Сына Твоего, Господа моего Иисуса Христа, буди ми во всем помощнице, наипаче же в сем дальнем и многотрудном путешествии соблюди мя под державным покровом Твоим от всяких находящих бед и скорбей, от враг видимых и невидимых, и моли о мне, Госпоже моя, Сына Твоего Христа Бога нашего, да послет в помощь мне Ангела Своего мирна, верна наставника и хранителя, да якоже древле даровал есть рабу Своему Товии Рафаила, на всяком месте и во всякое время хранивша его в пути от всякаго зла: тако и мой путь благополучно управив и сохранив мя небесною силою, здрава да возвратит мя, мирна и всецела к жилищу моему во славу имени Своего Святаго, славяща и благословяща Его во вся дни живота моего и Тебе величающа ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    О страстотерпцы Христовы, во граде севастийстем мужественно пострадавшии, к вам, яко молитвенникам нашим, усердно прибегаем и просим: испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да в покаянии и нелицемерней любви друг ко другу поживше, со дерзновением предстанем страшному судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведного Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам, рабам Божиим (имена), защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последнего дне жизни нашея, и тако прославим Великое и Достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Важные советы

    Дети особенно уязвимы в путешествии, им требуется повышенное внимание в дороге, поэтому за них обязательно нужно молиться. Благодаря материнской молитве маленький ребенок без проблем перенесет дальний перелет.

    Еще молитвы о путешествующих:

    • Молитва водителя перед дорогой
    • Молитва Николаю Чудотворцу в дорогу

    Важно! У крещенного в православии ребенка на шее обязательно должен висеть крест. Желательно взять в дорогу святой воды и парочку просфор.

    Молитву о благополучном воздушном полете нужно читать дома перед отъездом или сидя в салоне самолета.

    В тихой и спокойной обстановке можно закрыть глаза и представить, что сейчас вы и Господь рядом, расскажите, пусть даже мысленно, Ему о своих душевных переживаниях, попросите защиты и спокойствия в полете, удачного его окончания.

    Подготовка к полету

    • желательно посетить храм, помолиться, исповедоваться, принять Причастие;
    • подайте в церковную лавку записки за здравие ваше и родных, друзей, за упокой усопших близких;
    • попросите молитв на удачное путешествие и благословение перед дальней дорогой у священника;
    • с собой в путь можно взять иконку святого, чье имя вы носите, так же желательно иметь при себе лик Николая Чудотворца Мирликийского — он спутешествует вам и убережет от бед;
    • наберите немного святой воды в полет — во время сильного волнения принимайте по глотку, а перед тем, как занять свое место в салоне лайнера, окропите ею сиденье.

    Другие молитвы Николаю Чудотворцу:

    Поведение в полете

    • во время полета сохраняйте полное спокойствие — все будет хорошо;
    • не создавайте панику вокруг себя и не передавайте свое паническое настроение другим пассажирам;
    • во время сильного душевного волнения и переживаний срочно прочтите молитву (вслух или про себя);
    • помните, что православный христианин всегда находится под защитой Всевышнего и с ним никогда ничего не случится, если на то нет Воли Божией;
    • после завершения полета осените себя Крестным знамением и вознесите благодарность Христу со словами: Слава Богу за все!

    Не пренебрегайте вышеизложенными правилами и молитвой. Ведь никому не известно, что ожидает каждого из нас за поворотом судьбы.

    Совет! Верьте в чудо, верьте в то, что Господь услышит и поможет! Не устраивайте панику, а в случае экстренной ситуации на борту воздушного судна постарайтесь успокоить пассажиров и предложите им помолиться вместе с вами!

    Господь всегда рядом с нами в счастливые, сложные и даже самые страшные моменты жизни. Верьте в Бога, любите Его так, как любили Его Святые Угодники — тогда ваша жизнь будет идти мирно и спокойно, и никто и ничто не сможет причинить вам вреда.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.