Добрые руки: жительница Душанбе дарит кров бездомным собакам и кошкам

«Да не мучайся, усыпи ее»: монологи хозяев животных с инвалидностью

В России существует более 400 приютов для бездомных животных. К сожалению, далеко не всем их подопечным, особенно с инвалидностью, удается найти дом. «Афиша Daily» поговорила с людьми, которые взяли к себе кошек и собак с особенностями, об их питомцах, трудностях в адаптации и реакции окружающих.

«Такие животные тоже хотят быть любимыми»

Дарья, взяла из приюта «Брошенный ангел» кошку Нелу с переломом шейного отдела позвоночника

Я давно помогаю приютам и уже брала «проблемную» кошку, которая прожила со мной два года: у нее был рак и вирус иммунодефицита (кошачья инфекция, аналогичная ВИЧ). Я очень любила ее, несмотря на то, что на операции приходилось тратить очень много денег. После ее смерти я завела кошку Мусю. Мы вместе уже 13 лет. В один момент я осознала, что животные с инвалидностью тоже хотят быть любимыми, несмотря на физические особенности. И твердо решила взять такую кошку из приюта — на это меня сподвигла мысль, что котят и так разберут, а взрослое животное, тем более с особенностью, скорее всего, никто не возьмет. Теперь у меня две кошки — Муся и Нела.

Сначала я взяла Нелу на передержку, но решила оставить насовсем — мы сильно сроднились. Ее травма говорит о том, что она выпала из окна и на нее свалился тяжелый предмет, либо она падала, цепляясь за ветки. Зимой приют собирал деньги на ее лечение, у нее был перелом позвоночного столба в трех местах, смещение шейных позвонков и несколько ран. После операции начались проблемы с мочеиспусканием — у нее не получалось ходить в туалет, поэтому приходилось отжимать ее, как грушу, несколько раз в день по расписанию . Это как завести младенца — тебе постоянно нужно находиться рядом. Здесь аналогичная ситуация: никуда не уедешь надолго, потому что знаешь, что нужно отжать кота по расписанию. Спустя полгода Нела поправилась и начала ходить в туалет сама. Сейчас ей два года, она криво ходит и скользит лапами по ламинату, но по сравнению с тем, что было, — выздоровление налицо.

К сожалению, у нее будто что‑то произошло с психикой — видимо, травма сказалась на поведении. Нела довольно нервная и боится любых резких движений. Как только гости приходят домой, она сразу убегает под кровать. А иногда может описаться от ужаса, но это — не отжимать ее четыре раза в день. В целом она общительная и активная: бегает, играет, запрыгивает на невысокие предметы. По поведению видно, что Нела любит меня: приходит ночью на кровать, трется об меня, садится на грудь, мурчит так, что на три километра слышно . Если она привыкнет к людям, то станет отличным другом. Она очень ласковая и игривая, больше всего ей нравятся веревочки и шарики, которые она с радостью катает по полу. Муся вообще не обращает внимания на эти вещи, а Нела с удовольствием развлекается. Кстати, они почти не взаимодействуют друг с другом — старшая кошка переехала со мной из другого города, ей 13 лет, и она считает себя царицей, не любит других питомцев и часто возмущенно шипит на них. Нела пыталась подружиться, получила несколько раз лапой по морде и оставила затею. При этом они спокойно приходят ко мне и ложатся с разных сторон, выглядит это забавно.

Когда я решила взять Нелу, то не получила особой критики со стороны. В основном друзья смеялись и спрашивали: «Ну вот эта кошка достаточно больна для тебя?» Дело в том, что, когда моя прошлая кошка умерла из‑за болезни, я думала взять еще одну, а близкие по-доброму подшучивали: «Нет, эта кошка недостаточно больна для тебя». У меня есть родственники, которые в принципе не понимают, зачем заводить животных: они и себе не берут и другим не советуют. Но ко мне они не приставали и не давали непрошенных советов.

«Старички и инвалиды никому не нужны, но они ничем не хуже»

Яна, взяла из приюта «Помощь бездомным собакам» пса Кента без передней лапы

Я очень долго готовилась — больше полугода оценивала возможности и размышляла, смогу ли потянуть уход за такой собакой. Несколько лет я финансово поддерживала приют, а потом решила помочь делом. В первую очередь в этом нуждаются животные-пенсионеры и те, у кого есть физические особенности — отсутствие лапы или слепота, потому что их редко берут по неизвестной мне причине. В приюте «Помощь бездомным собакам» питомцами действительно занимаются, и пока не освободится место, фонд не берет новых. Собаки здесь доживают свой век в любви, от них не избавляются и не усыпляют. Можно взять щеночка, но на них большой спрос, а старички и инвалиды никому не нужны, но они ничем не хуже — такие же ласковые и благодарные.

Так как у моего пса нет лапы, существуют некоторые особенности в уходе.

Читайте также:  В Юго-Восточной Азии гигантских гурами употребляют в пищу

От этого у них очень страдают суставы и позвоночник. У соседки дома тоже живет собака без лапы, и у нее выскочил сустав из‑за переедания — теперь животное мучается. Кроме того, из‑за особенностей они часто падают и спотыкаются, поэтому надо постоянно быть рядом и смотреть, чтобы на пути не было препятствий, помогать им. Поскольку у нас в доме нет лифта, я использую специальный жилет с ручкой на спине для подъема и спуска Кентика, чтобы уменьшить нагрузку на лапки.

Кент 12 лет провел в приюте, я взяла его 28 января этого года. Травма никак не отражается на поведении: он бегает, прыгает, играет и ведет себя как адекватный и доброжелательный пес. Активно общается с другими животными во время прогулок и не испытывает к ним злости. У него есть любимый теннисный мячик, с которым он постоянно играет и приносит мне.

До того как взять Кентика, я общалась с пожилой знакомой. Она знала, что я собираюсь завести такую собаку, и пыталась отговорить фразой «Зачем брать инвалида, если можно взять здорового пса?». На что я ответила: «Вот возьму пса, и, не дай бог, он попадет под машину. Я же не откажусь от него». Мы с Кентиком ходим гулять три раза в день. Окружающие каждый день подходят, фотографируются и дают ему вкусняшки. Специально для этого мы носим печенье на прогулки — у него есть любимое, которое порекомендовали в приюте. Я даю его всем любопытным прохожим, они угощают Кентика и так налаживают контакт. Реакция абсолютно положительная. Все хотят завести собаку с инвалидностью, но боятся, а я успокаиваю.

Реальные истории животных-киноактеров: Осел Шурика служил в спецназе, а Бима не любил хозяин

Киноисторию про дружбу мальчика и кита Вилли у нас тоже очень любили. Красивый фильм, добрый. Да и кит-актер – редкость. В наших же картинах, пожалуй, только косатки и не снимались. Зато другая живность представлена в полном разнообразии – можно собственный звериный Голливуд собирать. Мы узнали, как сложились судьбы звездных зверей из любимых фильмов.

Косатке Кейко поставили памятник

Подходяшего трехтонного актера на роль Вилли продюсеры нашли в океанариуме Мексики и тем самым спасли от неминуемой гибели. Ведь условия содержания кита были никудышние.

Кейко оказался хорошим актером, и все же в некоторых сценах снимали роботизированного кита-дублера. Использовали и компьютерную графику. После премьеры объявили сбор пожертвований. Отклик был мощный: люди прислали порядка 20 млн. долларов. Деньги пошли на лечение Кейко и возвращение на свободу. В 1998 году на военно-транспортом самолете окрепшего кита доставили в Исландию , у берегов которой его выловили еще китенком рыбаки.

Подходяшего трехтонного актера на роль Вилли продюсеры нашли в океанариуме Мексики

Ослица Люся снималась до пенсии

Хвостатого напарника Шурика из “Кавказской пленницы” сыграла 18-летняя ослица Люся из Симферопольского зооуголка. Говорят, была та еще упрямица и режиссера Леонида Гайдая не особо слушалась. Но он терпел все ее выходки и изводил на каждую сцену с животиной по 10-20 дублей. А однажды ослица прямо на площадке взбрыкнула, куда -то ускакала и врезалась в чужой “Москвич”. Хозяева авто чуть не прибили Люсю за вандализм. Но быстро оттаяли, когда узнали, что нашкодила не просто ослица, а киноактриса, набрали автографов и уехали счастливые.

В среднем ослы живут 30-40 лет, а Люся оказалась настоящей долгожительницей. В 55, например, блистала на съемках сериала “Спецназ”: лихо скакала по горам и совсем не боялась пиротехнических эффектов.

Ослица Люся снималась до пенсии

Сеттер Степка умер от тоски

Режиссер пронзительного фильма “Белый Бим Черное ухо” Станислав Ростоцкий тщательно искал актера на главную собачью роль. Кастинг прошли два сеттера: Стив (по-простому Степка) и Денди. Денди был дублером и снялся всего в одной сцене: когда Бим застревает лапой в железнодорожной стрелке. А все остальное – Степкина работа. Как и экранному Биму, Стиву тоже от жизни досталось. Хозяин держал пса ради заработка – сдавал в аренду. Киношникам, охотникам. Ростоцкому отдал питомца на полтора года, пока шли съемки, и ни разу за это время не навестил. Стив отчанно тосковал. У съемочной группы сердце разрывалось, и все старались хоть как-то подбодрить беднягу: кто колбаски даст, кто косточку. А Вячеслав Тихонов , сыгравший писателя Ивана Ивановича и хозяина Бима, настолько привязался к Степке, что гулял с ним, разговаривал, брал с собой на охоту. А много лет спустя приютил на своей даче дворняжку, в которой души не чаял. Назвал ее. Нет, не Бимом – Степкой. И тоже, увы, потерял.

Что до Стива, то бытует такая история. После “Бима” хозяин продолжил сдавать пса в аренду. Стив страдал. И однажды умер, в расцвете лет. Сердце не вынесло очередной разлуки с хозяином, который так и не смог его полюбить.

Сеттер Степка умер от тоски

Рысь Кунак на съемках “поймал звезду”

В полюбившемся многим киноэпосе из четырех фильмов о жизни рысенка Кунака, которого приютил и выкормил лесник Михалыч, снялись обитатели зообазы Госфильмофонда в Петушках. Общительный и смышленый самец Кунак играл основные сцены с людьми, а прыткий Тошка блистал в общих планах с пробегами. Работать с каждым по отдельности было одно удовольствие. Но только сойдутся – оба становились неуправляемыми: рычали, дрались. Поэтому режиссер Агаси Бабаян старался конкурентов не сталкивать на площадке. А после выхода первого фильма рыси и вовсе “зазвездили”. Их зовут, а они морды демонстративно отворачивают, высокомерничают. Куда там! Тошка прожил 15 лет и умер в 1989 году. Кунак пережил дублера на два года.

Читайте также:  Кот с собакой улыбаются: подборка фото

Тошка прожил 15 лет и умер в 1989 году

Льва Кинга застрелил милиционер

Когда дрессировщик Лев Берберов прочел сценарий “Невероятных приключений итальянцев в России “, был резок: “Очень плохой сценарий! Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может все!». Эльдар Рязанов дополнил сценарий новыми эпизодами и трюками. И пожалел. Ведь Кинг оказался ленивым, отказывался делать трюки с первого раза. К тому же актеры панически боялись льва с первого дня. Как оказалось, не зря. Кинг как-то поцарапал до крови итальянского актера Нинетто Даволи, игравшего Джузеппе. А вот Андрея Миронова признал. Увы, за свои выходки хищник поплатился жизнью. Во время московских съемок “Итальянцев” Кинг жил на территории школы. Туда через забор пробрался студент, догонявший свою собаку. Лев сбил парня с ног и прижал к земле. Хищника застрелил подоспевший на место милиционер. Так Кинг не дожил до премьеры. А Рязанов с тех пор зарекся снимать зверей.

Увы, за свои выходки хищник поплатился жизнью

Тигр Пурш был ручным как котенок

Режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин говорил: «Мы сделаем веселый фильм, если… останемся живы». Еще бы – он ведь снимал комедию, в которой участвовало 10 тигров и два льва! Да, с ними была команда дрессировщиков во главе со знаменитой Маргаритой Назароой, но все равно актеры страшно трусили. Вот и Евгения Леонова , игравшего буфетчика Шулейкина , еле уговорили отработать сцену в ванной без дублера. Сел он в воду, намылил лицо. К ванне подошел тигр и вдруг ткнулся носом в руку Леонова – сымпровизировал. Леонов, увидев прямо перед собой морду хищника, дико икнул и нырнул. А потом в чем мать родила ринулся вон из павильона, сверкнув голым задом. Так все вышло естественно, что сцену оставили в фильме целиком. А бенгальский тигр, напугавший Леонова, из всей полосатой компании был самым звездным. Звали его Пурш, и “Рейс” был четвертым фильмом в его кинокарьере. А еще Пурш был любимцем Назаровой и на редкость ручным. Дрессировщица даже выводила его гулять во двор на поводке, как собачку, отмечала с ним Новый год. А когда тигр умер от диабета, Назарова впала в глубокую депрессию, замкнулась в себе и стала отшельницей.

Бенгальский тигр, напугавший Леонова, из всей полосатой компании был самым звездным

Кот Оранджи взял сразу два “Оскара” для животных

Ярких кошачьих ролей в советских и российских фильмах вспомнить оказалось сложно. А без котиков как же? Эту нишу отдаем рыжему любимцу очаровательной Холли Голайтли из фильма “Завтрак у Тиффани”, которую сыграла Одри Хепберн . Кот (так его звали) заботливо мял хозяйке спинку, выслушивал ее. А финальная сцена, когда Холли находит своего Кота на улице под дождем, – невероятно трогательна. Так вот этого чудесного рыжика сыграл Оранджи, самый известный пушистый актер Голливуда середины прошлого века. Он снялся в нескольких фильмах и сериалах, не гнушался даже фэнтези и хоррора. Однако именно за “Завтрак у Тиффани” получил американский «Оскар» для животных – кинематографическую премию Patsy. И получал он этот приз дважды! А поскольку премия давно отменена, то конкурентов у Оранджи, тоже давно почившего, не может быть в принципе.

Кот Оранджи взял сразу два “Оскара” для животных

Как снимали животных в культовых советских фильмах: Мучения режиссёров и тоска четвероногих актёров

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Ослик из «Кавказской пленницы» – ослица Люся

Милый ушастый ослик, ставший в 1966 году кинозвездой советского экрана, был на самом деле дамой очень капризной. Вот как Владимир Этуш рассказывал о приключениях на съемках:

«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти — стоит, стоять — идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». (…) Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он — скотина умная — знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны — чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели Вицина, Моргунова и Никулина, то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

Читайте также:  Корейские клички для собак — имя для мальчика и девочки

Это «Библейское животное» прожило удивительно долгую и насыщенную жизнь. Люся вполне счастливо обитала в Симферопольском зоопарке («Кавказскую» комедию снимали большей частью в Крыму) и дожила до очень преклонного для ослика возраста. Умерла ослица в 2007 году в возрасте 59 лет, и успела сняться еще в «9 роте» и во второй части сериала «Спецназ», правда, на второстепенных ролях вьючного животного. Владислав Галкин, узнав о фильмографии ушастой актрисы, сфотографировался вместе с Люсей и затем в Москве показал эту фотографию Наталье Варлей. Та узнала ослика очень расчувствовалась.

Белый Бим – сеттер Стив

За много лет до «Хатико» вся наша огромная страна плакала над историей шотландского сеттера Бима, которого спас от смерти и вырастил немолодой писатель. История о человеческом равнодушии и жестокости, как это ни печально, повторилась в жизни. Роль Бима в фильме исполнил английский сеттер Стив (по-простому – Степа). Хозяин сдал его в аренду киностудии на время съемок и фактически забыл о собаке. Тоскующего артиста подкармливали и развлекали всей съемочной группой. Вячеслав Тихонов стал ему настоящим другом – гулял, разговаривал, ходил с ним на охоту. Чтобы снять сцены, в которых Бим тоскует по хозяину, Степу на несколько дней лишили общества партнера по площадке, так что эмоции, которые обычно очень трудно снять у животных, в кадре настоящие.

Однако после съемок собака практически повторила судьбу своего героя, с той лишь разницей, что виновником новой разлуки оказался сам хозяин. Он постоянно сдавал собаку чужим людям – то для съемок – опытный, проверенный в кадре хвостатый артист пользовался спросом у режиссеров, то любителям для охоты. В результате буквально через несколько лет пес умер.

Черные коты Гайдая

Мало кто об этом знал, но Леонид Гайдай был очень суеверным человеком. Правда, как очень творческая личность, и к тому же привыкшая управлять людьми, он, похоже, создал свою собственную систему поверий. Так, например, перед съемками он всегда разбивал тарелку. Однажды, когда фарфоровая жертва оказалась на удивление крепкой и не пожелала раскалываться, он даже отложил съемку. А вот черных котов он считал, вопреки народной традиции, животными, приносящими удачу. Поэтому этот образ так часто возникает в его комедиях. Правда, всего во время съемок нескольких фильмов были использованы аж 9 хвостатых актеров. Так что у кинематографического гайдаевского кота действительно 9 жизней.

Лев Кинг – трагедия семьи Берберовых

Комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» задумывали как совместный советско-итальянский проект. Это должен был быть фильм-погоня со множеством трюков. Итальянский продюсер загорелся от идеи снимать живого льва. В тот момент как раз появились многочисленные публикации о семье Берберовых, в которой взрослый лев Кинг жил как один из членов семьи.

Лев Львович Берберов, представляющий своего питомца заявил, что написанный сценарий не позволит раскрыться и десятой доле таланта Кинга. Сценарий переписали, еще больше наполнив его трюками. Однако на съемках все пошло вкривь и вкось. Кинг был, конечно, ручным львом, однако ни о какой дрессуре он и понятия не имел. Поэтому все кадры с его участием снимались крайне тяжело. Например, сцену, где лев запрыгивает в окно склада матрёшек, пришлось снимать целых 4 дня. Рязанов все больше приходил в ярость, грозился тащить льва на тросе трактором, если он откажется бежать куда надо, и в конце концов полностью разочаровался в работе с этим «ленивым, тупым, недрессированным» львом. На будущее режиссер зарекся снимать каких-либо животных вообще.

Ситуация обострялась еще и от того, что актеры боялись своего четвероногого напарника как огня. Уже в наше время выяснилось, что этот страх имел под собой основания – во время съемок Кинг серьезно ранил одного из участников съемочной группы итальянца Нинетто Даволи. Инцидент замяли и много лет о нем умалчивали. Как и о том, например, что соседи Берберовых буквально разбегались из дома, превращенного в зверинец.

Дальнейшая судьба Кинга была трагичной. В конце съемок лев удрал из школьного спортзала, в котором он временно жил со своими хозяевами, и отправился на улицу. О дальнейшем мы можем узнать от главного действующего лица разыгравшейся драмы Александра Ивановича Гурова. Молодой милиционер, которого вызвали на место событий, среагировал максимально быстро и вынужден был застрелить льва:

«То, что я увидел, привело меня в ступор. Метрах примерно в пятнадцати от меня в радиусе нескольких метров трава, мокрая после дождя, была окрашена в ярко красный цвет. В середине этого кровавого ковра сидел огромный лев, перебирал лапами и достаточно громко то ли урчал, то ли рычал. Из-под массивного тела виднелись ноги человека и рука, запутавшаяся в гриве, голова несчастного находилась в пасти зверя. Вокруг валялись дощечки, кирпичи, какие-то другие предметы, с помощью которых (как потом узнал) люди пытались отпугнуть хищника.» (А.И. Гуров «Смерть короля, или лев не прыгнул»)

Читайте также:  Завершился один из старейших мировых фотоконкурсов, посвященных природе

Сегодня Александр Иванович Гуров – генерал-лейтенант милиции, российский государственный и политический деятель, профессор, доктор юридических наук. До сих пор он считает спасение студента из лап разыгравшегося льва одним из главных испытаний и подвигов в своей жизни. Молодой человек, кстати, оправился от полученных травм. Но здоровье его было навсегда подорвано, и умер он достаточно молодым.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ослик из «Кавказской пленницы» снимается в «Спецназе»!

24 апреля 2003 14:31

Легендарная ослица Люся прописана в Симферопольском зооуголке со дня его создания в Детском парке уже сорок лет. А знаменитой она стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница». Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику – Демьяненко.

– О том, что наша Люся – знаменитость, мне рассказали наши сотрудники-ветераны, – рассказывает заведующий зооуголком Алексей Каменцев. – На их глазах киношники увозили Люсю на съемки. А недавно наша 55-летняя ослица тряхнула стариной и снялась в сериале «Спецназ». Три дня она скакала по горам в окрестностях Бахчисарая. Она и еще три осла участвовали в рискованном эпизоде боевых действий. Когда пиротехники устроили взрывы, актеры массовки (по сценарию!) кинулись врассыпную, а ослы остались на месте: они просто не испугались. Сняли только с третьего дубля. Кстати, там же в горах о киношном прошлом Люси узнал «спецназовец» Якут – его играет Влад Галкин. Он сфотографировался с осликом и уже в Москве в перерыве между съемками показал этот снимок Наталье Варлей – «комсомолке, спортсменке и просто красавице».

– Наталья Владимировна узнала на снимке того самого ослика, – рассказал нам Владислав Галкин, вернувшись на съемки. – О крымских «каникулах» она вспоминает с ностальгией. Если приедет в Крым, обязательно навестит Люсю.

Сегодня Люся «квартирует» в ухоженном вольере и по выходным катает по парковым аллеям детей.

– Она очень хитрая, с характером, понимает буквально все и, несмотря на преклонный возраст, может припустить галопом, – говорит смотритель зооуголка Саша. – Торжеств по поводу юбилея Люси пока в зооуголке не устраивали: условно днем ее рождения считают 15 апреля, как у Аллы Пугачевой. Но решили чествовать легендарную ослицу летом.

Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Высота в холке – 112 см. Средняя масса вьюка, который Люся способна переносить, – 70 – 80 кг. Средняя продолжительность жизни ослов – от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60.

Владимир ЭТУШ (в «Кавказской пленнице» – товарищ Саахов):

На съемках Люся сбила «Москвич»

«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти – стоит, стоять – идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он – скотина умная – знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны – чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели – Вицина, Моргунова и Никулина, – то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Новое в блогах

Сообщество «Back in the USSR»

Интересные факты о фильме «Кавказская пленница»

Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.

Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.

Основные съёмки знаменитого фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница» проходили в Крыму в районе Алушты.

Многие уверены, что только Крым был местом натурных съёмок этого замечательного фильма. По праву в Крыму организована экскурсионная тропа по местам съёмок «Кавказской пленницы». Но, однако, не только Крым стал местом съёмок этого кино.
Одна из сцен этого фильма была снята на Кавказе, а именно недалеко от Красной Поляны.

Читайте также:  Лошади в Канаде, Монреаль кареты

Сцена купания в горной реке Шурика и Нины была снята на реке Мзымта, которая впадает в Чёрное море в Адлере. В дальнейшем Л.Гайдай, которого очаровали эти места, снимал на дороге в Красную Поляну эпизоды следующей своей комедии «Бриллиантовая рука».

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы — Юрий Никулин и Евгений Моргунов — отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это — спекуляция на тройке».
Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.


Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня.

Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку.

Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».

Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду». Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.

На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно.

Однажды привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.

У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.

Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.

Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног.

Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!

Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.

Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.

Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.

Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.

Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.

Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.

Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.

А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»

Читайте также:  Животные знаменитостей - подборка фото

Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».

Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».

В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».

Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделан: все агрегаты на нём были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).

Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.

Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).

Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.

В фильме есть эпизод, где знаменитая троица попивает пивко.
— Жить, как говорится, хорошо! — восклицает Трус.
— А хорошо жить — еще лучше! — замечает Балбес.
— Точно! — авторитетно подтверждает Бывалый.


В этой сцене Вицину, как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убежденный трезвенник. Пришлось пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая за съемками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены-то нет!»
Тут Никулин робко предложил: «А может, в шиповник положить белой ваты? Будет как пена…» Вицин от этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как говорится, искусство требует жертв.

Потрясающей фантазией обладал Юрий Никулин. В одном из эпизодов Балбес лежит вытянувшись на кровати и чешет себе пятку.

Многие думают, что этот трюк получился с помощью монтажа. На самом деле под одеялом был спрятан лилипут. Эту идею принес на съемочную площадку сам Юрий Никулин.

Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века.

Малоизвестные воспоминания Натальи Варлей о съемках в гениальнейшем фильме.
Зрителям нравились сцены с фруктами: Балбес вносит на голове блюдо с персиками, виноградом, грушами и ставит перед Ниной.

Пленница, хитро сверкнув глазами, потирает руки и начинает пробовать всё подряд. Мне говорили зрители, что смотрели эти кадры – и слюнки текли. Но у меня было совсем не так.

Половина фруктов на блюде, мне подносимом, были искусственными восковыми муляжами. Дачу Саахова и этот эпизод мы снимали в апрельской Москве, в павильонах. А в те годы, даже в летний сезон, не было такого изобилия всего, как сейчас. Поэтому сливы и персики были… консервированными, из компота, а среди воскового винограда лежала одна веточка настоящего, от которого я и отщипывала ягоду за ягодой.


Была ещё лепёшка – глянцевитая, поджаристая, купленная накануне в магазине “Армения”. К моменту съёмок она настолько зачерствела, что даже моим молодым зубам поддавалась с большим трудом. А по замыслу режиссёра я должна была там непрестанно что-то жевать… Да не через силу, а давая понять, какая мне досталась вкуснота.

Читайте также:  День тигра во Владивостоке собрал более 15 тысяч человек

Гайдай просто рычал на меня:
— Ешь с аппетитом! Ешь с аппетитом! А я давилась этими концентрированными фруктами и засохшей лепёшкой… Но куда было деваться: сыграла аппетит. Леонид Иович всегда добивался того, чего хотел…

В одном из эпизодов мне ещё полагалось колотить дорогую посуду. На “Мосфильме” были антикварные тарелки, которые остались после съёмок фильма абсолютно целы, все до одной. Их не первый год хранят и берегут. Чтобы снять кадр, я брала в руки антиквариат, замахивалась им – и действительно бросала себе под ноги…

Но “парадная” тарелка не долетал до пола, падая на заботливо натянутую простыню, не видную в кадре. А гора осколков образовалась из дешёвой посуды, специально для этого приобретённой.

В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.

«Кавказская пленница»: 50 лет смеха

Пусть люди смеются

1967 год. У советских людей появилась возможность у себя дома смотреть кино в цвете: налажен выпуск первого серийного цветного телевизора «Рубин 401». И наверное, второе по значимости событие года — на экраны кинотеатров вышла комедия всех времен «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Число посмотревших эту картину значительно превысило рекорд, установленный предыдущей комедией Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Кажется, нет в нашей стране да и на всем постсоветском пространстве взрослого человека, который не знал бы сюжета «Пленницы». Студент-филолог Шурик приезжает на Кавказ на фольклорную практику, чтобы собирать образцы устного народного творчества. Однако вскоре он оказывается втянутым в похищение красавицы Нины, комсомолки и спортсменки. Осознав ошибку, Шурик вступается за честь девушки… Ну, вы и так в курсе.

Близкие Леонида Гайдая знают: режиссер всегда грезил о серьезном жанре, о мелодраме. Тем не менее он вновь и вновь обращался к комедии. И радовался как ребенок, когда видел: зритель смеется над его фильмами. Гайдай не раз говорил жене, актрисе Нине Гребешковой: «Люди и так тяжело живут, пусть хоть немного посмеются».

А ведь в какой-то момент «Кавказская пленница» была названа киношным начальством второсортным фильмом, который вряд ли стоит выпускать на экраны. Спасибо генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу — именно с его легкой руки картина вышла в прокат. Брежнев одним из первых посмотрел фильм, и он ему понравился.

Я тебя породил, я тебя и убью!

Зрители даже не догадывались, что знаменитую троицу — Вицина, Моргунова и Никулина — они видят в последний раз. До этого над ними хохотали в «Самогонщиках», в фильмах «Пес Барбос и необычный кросс» и «Операция «Ы». «Кавказская пленница» поставила крест на этом комедийном трио.

Максим Никулин, сын Юрия Владимировича Никулина, вспоминал в одном из телеинтервью: «Съемки еще не закончились, а Гайдай уже говорил, что это последнее кино, в котором он снимает эту тройку: она себя исчерпала. И история показала, что он прав». Были потом попытки использовать их в фильмах «Дайте жалобную книгу» Эльдара Рязанова, «Семь стариков и одна девушка» Евгения Карелова и в других картинах, но это уже было совсем не то. Так хорошо снять эту тройку мог только Гайдай. Он как бы сказал: «Я тебя породил, я с тобой и покончу!»

Первоначально фильм назывался «Шурик в горах». В отличие от прежних работ Гайдая, это был не сборник новелл, а полнометражная картина, и ее центральный сюжет — похищение девушки. На самом деле сюжет этой комедии отчасти основан на реальных событиях. Режиссер случайно прочел в газете заметку, в которой говорилось о том, что приехавшую отдохнуть на Кавказ девушку пытались купить за стадо баранов: какой-то начальник положил глаз на очаровательную курортницу. «Комическая ситуация, — решил Гайдай. — Надо это экранизировать».

Капризное трио

Сценарий утвердили быстро. И, воодушевленные одобрением редакционной коллегии, сценаристы Яков Костюковский, Морис Слободской и режиссер Леонид Гайдай отправились на поиски места, где будут проходить съемки. Действие фильма разворачивается в горах Кавказа, но решено было снимать в Крыму.

Ходили слухи, что Гайдай слукавил и остановил свой выбор на этих местах не только из-за красивых пейзажей, но и для того, чтобы быть поближе к морю: должна же съемочная группа где-то отдыхать. Правда, ни одного кадра моря в картину так и не вошло, а вот узкие улочки Алушты на экран попали. Кварталы этого курортного городка остались в памяти многих советских зрителей. В массовых съемках из местных жителей не принял участие только ленивый.

Но прежде чем приступить к съемкам, нужно было выбрать актеров. И здесь режиссера ждали сложности. Долго раздумывала, сниматься или нет, как раз та самая троица — Вицин, Моргунов и Никулин. История про студента Шурика казалась им притянутой за уши. Но из уважения к режиссеру они все же дали согласие на съемки.

Не удалось на этот раз избежать и конфликтов на съемочной площадке. Невероятно популярные после прежних фильмов актеры не всегда могли найти общий язык с режиссером. Труднее всего пришлось с Евгением Моргуновым: Гайдай отстранил его от работы в разгар съемочного процесса. Он даже сказал, чтобы Моргунова отправили в Москву: мол, будет снимать дублера.

Читайте также:  Карантин по бешенству животных объявлен на трёх улицах Тамбова

А дело было так. Нередко Гайдай на большом экране смотрел отснятые эпизоды. К таким «домашним» просмотрам он допускал не всех — только самых доверенных сотрудников. Однажды во время очередного сеанса в зал пришел Моргунов, но не один, а в компании двух подвыпивших девиц. Ему сделали замечание: «Женя, ты зачем привел посторонних? Неудобно, мы и так сами просим разрешения режиссера». А он громко так отвечает: «Подумаешь, режиссер, тоже мне Феллини!» И все, как отрезало! Для Гайдая Моргунов закончился как актер.

Правда, артист потом долго извинялся перед Гайдаем, и режиссер позволил ему остаться в «Кавказской пленнице». Хотя дублера все-таки на роль Бывалого привлек. Например, в одной из сцен, когда в дом заносят холодильник, участвует местный житель Иван Григорьевич Иванченко, которого зрители видят только со спины. Он и стал на некоторое время дублером Моргунова. После того неприятного случая Леонид Иович больше в свои фильмы Моргунова не приглашал, хотя Юрия Никулина и Георгия Вицина продолжал снимать.

Цитаты из фильма

Врач: Белая горячка.
Товарищ Саахов: Да, белый, горячий, совсем белый.
Врач: Вы не волнуйтесь, через три дня поставим на ноги.
Товарищ Саахов: Э-э-э, нет, торопиться не надо.

Товарищ Саахов: Слушай, обидно… Клянусь, обидно, ну… ничего не сделал, да, только вошел…
Джабраил: Молодая еще, капризная.
Товарищ Саахов: Какой капризная? Хулиганка! В общем, так, у меня теперь из этого дома есть только два пути: или я ее веду в ЗАГС, либо она меня ведет к прокурору.

Эдик: Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!

Шурик: Минуточку, минуточ-ку… Будьте добры, помедленнее. Я записываю…

Шурик: Простите. Часовню тоже я развалил?
Начальник отделения милиции: Нет, это было до вас, в XIV веке.

Кто говорит и поет за Варлей?

Наиболее сложными оказались поиски актрисы на главную женскую роль — студентки Нины. Пробовались самые известные красавицы того времени: Наталья Селезнева, Наталья Кустинская, Лариса Голубкина и Марианна Вертинская. Но режиссер отдал предпочтение неизвестной 19-летней артистке цирка Наташе Варлей.

Она потом вспоминала: «Гайдай в жизни был человеком серьезным и замкнутым. У него было удивительное чувство юмора, но я его боялась и не понимала этого чувства юмора».

Тогда юная красавица и представить себе не могла, что после выхода картины на экраны ей будут подражать миллионы советских женщин. Она прекрасно танцевала, красиво двигалась, и многие девушки копировали даже ее прическу и манеру одеваться.

Кстати, главную песню фильма, написанную Александром Зацепиным, автором музыки ко многим картинам Гайдая, исполняет не Варлей, а певица Аида Ведищева. Наталья Варлей даже говорит в картине не своим голосом: ее героиню озвучивала Надежда Румянцева — знаменитая Тося из фильма «Девчата». Как это ни парадоксально, но спустя много лет сама Варлей будет озвучивать героинь сериалов Мексики и Аргентины.

Роковая роль Шурика

На роль главного героя, студента Шурика, тоже было немало претендентов — более 40 актеров. Среди них: Валерий Носик, Андрей Миронов, Олег Видов, и даже Евгений Петросян. Поначалу главного героя гайдаевских фильмов, студента, звали Владик Арьков. Но еще во время съемок «Операции «Ы» ему дали новое имя — Шурик. Так и появились «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». А вслед за этим фильмом и «Кавказская пленница».

Сегодня в этой роли невозможно представить себе никого другого, кроме Александра Демьяненко. Из жгучего брюнета Александра Сергеевича пришлось перекрасить в блондина. Жена артиста рассказывала, что его волос не щадили. Гримеры красили его до волдырей на коже, но он стойко переносил испытания. И не только эти. К примеру, непросто дался ему эпизод с рогом. Чтобы снять сцену, в которой Шурик пытается оторвать рог у быка («Отдай рог! Отдай рог, я тебе говорю!»), сделали не меньше десяти дублей. И в конце концов бык так разбушевался, что увести его со съемочной площадки удалось с трудом.

В судьбе Александра Демьяненко успех «Кавказской пленницы» сыграл роковую роль. С одной стороны, артист стал невероятно популярен. Но с другой — страдал от того, что в глазах зрителей превратился исключительно в комедийного актера. Александр Сергеевич так и остался заложником образа студента-ботаника, хотя мечтал о серьезных драматических ролях.

Демьяненко много снимался, но после «Кавказской пленницы» по-настоящему интересных ролей ему уже не предлагали. С театром тоже не сложилось, он все больше выступал в антрепризах. В середине 1980-х устроился на службу в Театр комедии имени Акимова, но в начале 1990-х ушел и оттуда. Получилось это как-то нелепо: один из руководителей театра ему сказал, что не очень-то знает актера Демьяненко. Каково это слышать артисту, обладающему колоссальной славой? Вот он и обиделся, покинул театр — ранимый был человек. Демьяненко скрывал, что у него больное сердце, а эта история подкосила его. Он умер в возрасте 62 лет.

Читайте также:  Как назвать кошку трёхцветную: популярные, красивые, прикольные клички с учётом личных характеристик, породы и окраса

Импровизация — наше все

На съемочной площадке Гайдай всегда позволял актерам импровизировать. Некоторые эпизоды на ходу придумывал и сам режиссер. Например, тот, в котором Никулин чешет ступню, полностью придумка Леонида Иовича: это он чешет ногу Юрия Владимировича. Гайдай высоко ценил в актерах творческую непокорность. Специально для ее поощрения он даже подготовил ящик с шампанским: за каждую импровизацию и придуманный трюк он вручал отличившемуся бутылку. Владимир Этуш признавался, что несколько раз получал из рук режиссера такой презент. Взять хотя бы эпизод, когда товарищ Саахов собирается с подносом войти в комнату, где сидит под замком комсомолка Нина. Владимир Абрамович в одном из телеинтервью вспоминал: «Я вошел в кадр и понял, что шляпы не должно быть. Я сказал: «Шляпу сними!» И тогда Гайдай подхватил: «Давай это оставим в кадре».

В «Кавказской пленнице» вообще много творческих находок. И одна из них — роль товарища Саахова в исполнении Этуша. «Я брал какие-то примеры из образов, которые я уже наиграл ранее, — вспоминал Владимир Абрамович. — Почему меня взял Гайдай? Потому что я владел восточным акцентом и понимал, что такое восточный человек».

Некоторые критики предположили, что этот образ был списан со Сталина: та же манера говорить и френч, похожий на сталинский. Действительно похож. Но это не значит, что авторы хотели воплотить на экране образ вождя. Изначально фамилия у героя Этуша была не Саахов, а Охохов. Но в Министерстве культуры обнаружился руководящий работник с такой же фамилией, и ее попросили изменить. Герой Этуша уже стал Сааховым, и тут, как назло, нашелся чиновник и с такой фамилией — и не где-нибудь, а в партийной организации «Мосфильма». Неожиданно в защиту этой фамилии выступила Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры. Она заявила: «А если бы он был просто Ивановым? Оставляйте все как есть».

76 млн зрителей — впечатляет!

В чем же секрет успеха гайдаевских фильмов? Наверное, талант режиссера заключался в том, что он умел преподнести, казалось бы, совершенно серьезные ситуации с иронией. Нина Гребешкова рассказывала, что уже на этапе съемок он понимал, для кого снимается та или иная шутка, — чувствовал потенциальную аудиторию. «Он, например, говорил себе во время монтажа: это для детей. А дальше у него шли шутки для рабочего класса, потом юмор для «гнилой интеллигенции». Все потому, что он не терпел тишины. Когда все затихает, все умирает, а ему было нужно, чтобы все непрерывно смеялись», — вспоминала актриса.

И только цензура была беспощадна к некоторым шуткам. Но по счастливой случайности многие неоднозначные афоризмы из «Кавказской пленницы» не вырезали. Осталась в картине и довольно крамольная по тем временам фраза: «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии». Вначале ее должен был произнести герой Фрунзика Мкртчяна, дядя Нины, а по совместительству и главный руководитель похищения товарищ Джабраил. Киноначальники запротестовали, но Гайдаю так жалко было вырезать из фильма эту шутку, что он решил отдать ее герою Юрия Никулина — Балбесу: он же Балбес, что с него возьмешь?

К счастью, все закончилось хорошо: картина пришлась по душе советскому народу, и Гайдай предложил руководству Госкино снять продолжение. Во второй серии все отрицательные герои должны были попасть в заключение, причем на образцово-показательную зону. Но идею режиссера начальство не поддержало.

Только за первый год проката «Кавказскую пленницу» посмотрело больше 76 млн зрителей! Картина стала по-настоящему народной. И остается таковой по сей день.

Цитаты из фильма

Шурик: Птичку жалко!

Трус: Жить, как говорится, хорошо!
Балбес: А хорошо жить еще лучше!

Товарищ Саахов: Аполитично рассуждаешь, клянусь, честное слово!

Балбес: Это… как его? Волюнтаризм.
Джабраил: В моем доме не выражаться!

Балбес: Бамбарбия… Кергуду…
Шурик: Что он сказал?
Джабраил: Он говорит, если вы откажетесь, они вас зарежут. Шутка!
Балбес: Шутка!

Балбес: Короче, Склихасовский!

Нина: Ошибки надо не признавать, их надо смывать. Кровью!

Трус: Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!

Тамара ОСИПОВА, ТЕЛЕНЕДЕЛЯ

Фото: Global Look Press, Архив/ТАСС, Legion Media, Fotodom

Крымовед

Сайт Ивана Коваленко

Камень Варлей, орех Никулина и ослица Люся

Множество мифов можно услышать о фильме «Кавказская пленница». Наверное, об этом фильме и местах съемок его эпизодов больше других говорят на полуострове.

Основное место съемок — Алушта и окрестности села Лучистое. Так же съемки проходили в Никите, вблизи сел Куйбышево и Изобильное. Были моменты съемок и в Симферополе: помните, психбольницу, в которую упекли Шурика – так это консервный завод имени 1 мая на улице Севастопольской! Многие жители Симферополя помнят его белый длинный забор. Ну а любой житель села Лучистого с удовольствием покажет вам десятки мест, где ступала нога героев Никулина, Вицина, Моргунова, Варлей, Демьяненко и других. Здесь проходила почти вся «горная» часть съемок. Лишь эпизод с горной речкой снимался на реке Мзымта у Красной поляны в окрестностях Сочи. Хотя приходилось слышать от алуштинцев, что и речку соорудили искусственно у подножия Демерджи. Якобы вдоль горной тропы постелили длинный брезент и сверху спустили воду из бочек нескольких водовозок – и так возник горный поток. Выдумка конечно, но интересная.

Читайте также:  На южном побережье Новой Зеландии будут избавляться от всех котов

Самое узнаваемое место съемок – дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Юрия Никулина и метко кидал орех в Шурика. Съемки этого эпизода проходили 14 июля 1966 года. Дерево очень старое и имеет возраст около 600 лет. Скорее всего, Никулинский орех раньше рос около небольшого средневекового греческого монастыря, располагавшегося в устье Долины Привидений. Греки любили сажать деревья ореха вокруг своих построек. Туристы любят фотографироваться возле него. Недалеко от дерева находится пост лесников Алуштинского лесхоза и есть табличка «Никулинский орех». Иногда лесники пытаются взять денег за фото рядом с деревом, что, естественно, не может быть оправдано никакими моральными нормами. Часто можно увидеть, как туристы держаться за ствол ореха, загадывают желания, фотографируются на память. Возраст дерева и его культурно-эстетическое значение могут с полным правом выступать убедительными аргументами в пользу его юридической охраны.

Никулинский орех помнит не только людей-актеров, но и знаменитую ослицу Шурика, его неразлучную спутницу по фильму. Кстати, киношная ослица до сих пор жива и прописана в Симферопольском зооуголке. Ослица Люся была передана в зооуголок Ялтинской киностудией, и помимо «Кавказской пленницы», участвовала в съемках сериала «Спецназ» и фильма «Девятая рота». Помните, эпизод, когда молодого солдата герой Федора Бондарчука послал в кишлак за спичками? Солдат шел за стариком-афганцем с ослицей? Этой ослицей и была наша героиня. Люся, конечно, уже выглядит не так бодро, как в фильме (ей уже за 45 лет), но и сейчас в ее умных глазах можно увидеть решительность и настрой на новые киносъемки! Ослица-киноактриса — любимица сотрудников зооуголка и одна из живых достопримечательностей Симферополя.

В нескольких метрах от Никулинского ореха находится большая глыба конгломерата, выдаваемая экскурсоводами за «камень, на котором танцевала Варлей». Помните, как комсомолка и спортсменка Нина, прогуливаясь с Шуриком, делает легкий шажок на камень и начинает танцевать и петь знаменитую Песенку о медведях? К камню подставлена металлическая лестница, чтобы любой желающий (опять-таки за определенную плату лесникам) смог забраться и сымитировать танец Варлей. Мало того, что сбор денег за фото на камне – это классический способ Остапа Бендера, так и на самом деле – этот камень никакого отношения к «Кавказской пленнице» не имеет. В фильме ясно видно, что Наталья Варлей делает легкий прыжок на камень, высота которого не больше 20-50 см от поверхности земли и танцует на уровне пояса Шурика. А камень, который экскурсоводы ошибочно выдают за «тот самый», высотой метра два. Понятно, что хрупкая Наталья Варлей не могла взлететь на такой громадный камень.

Группа энтузиастов-поклонников гениального фильма Гайдая несколько недель назад решила положить окончание мифу про камень Варлей и пустилась в мини-экспедицию. На руках были распечатки кадров из фильма. В итоге получасовых поисков настоящий камень и площадка съемок эпизода были найдены. Они находятся примерно в 100 метрах к северо-востоку от Никулинского ореха среди огромных глыб конгломерата. Все пространство заросло кустаринкиами ежевики и шиповника. Сам камень представляет собой плоскую глыбу с полметра высотой. Трапециевидный камень, который виден в кадрах справа (на его фоне стоит Шурик) вообще полностью скрыт в колючих кустах. Площадка, где находилась камера расположена в 5 метрах от камня в углублении — поэтому создается эффект будто Нина танцует на довольно высоком камне — который в фильме по пояс Шурику. Сравнение с распечатками кадров показало 100% сходство. Камень Варлей нашли! Теперь можно надеяться, что экскурсоводы не будут обманывать гостей полуострова показом вымышленного места съемок любимого фильма.

Но не стоит думать, что после определения настоящего места съемки сцены с «песней о медведях», лже-камень будет позабыт — позаброшен. Его просто надо переименовать из камня Варлей в… камень Пуговкина! Дело в том, что в фильме «Спортлото-82» герои Михаила Пуговкина и Михаила Кокшенова в сценах преследования счастливого билета часто появлялись в кадре вместе с этим камнем. Сан Саныч со Степой неоднократно проходили мимо этого камня, когда по сценарию шли в поход в горы, на него они карабкались, рядом с ним стоял указатель, который испортил добродушный злодей Степа – герой Михаила Кокшенова.

Увидеть живых свидетелей съемок всенародно любимых вечных комедий Гайдая может любой желающий – стоит только пройтись полчаса пешочком от села Лучистое к подножью горы. И может именно вам старый орех и древний камень откроют другие тайны Демерджи?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.