Королевы дорог: женщины-дальнобойщицы из России и СНГ
В наше время профессии перестали разделять на мужские и женские. Представительницы прекрасного пола водят автобусы и самолеты, служат в армии, а иногда выполняют и более тяжелую работу. Но женщина за рулем огромной фуры все еще вызывает удивление, а иногда и недоумение. На самом деле девушки-дальнобойщицы — не такая уж редкость, как можно подумать. Их можно встретить на дорогах США, Европы, Японии и, конечно же, России и СНГ, а некоторые уже давно стали настоящими знаменитостями.
Екатерина Миронова
Девушка-дальнобойщица из Нижнего Новгорода абсолютно не похожа на Иваныча из известного сериала. Хрупкая блондинка с серо-голубыми глазами и стройной фигурой подходит для того, чтобы блистать на подиумах, но только не для управления огромной машиной. Несмотря на это, она выполняет тяжёлую мужскую работу уже 2 года — Екатерина колесит по российским дорогам на фуре DAF XF105. Раньше она водила грузовики Scania, Renault, Volvo, но DAF нравится ей больше всего.
По образованию Миронова — врач-ветеринар, и даже некоторое время работала в ветеринарной клинике. Но как утверждает сама дальнобойщица, профессия не нравилась ей настолько, что привела к проблемам со здоровьем. Тогда она без сожаления уволилась из больницы и решила попробовать себя на новом поприще. Сначала никто не хотел доверить ей грузовик, но потом устроилась в транспортную компанию и научилась управлять седельным тягачом с прицепом, после чего найти работу стало легче.
С автомобилями Екатерина знакома с 14 лет — её отец был водителем «скорой помощи», а дедушка конструктором, и она очень любила наблюдать за его работой. Девушка сдала на права и устроилась в автосервис, чтобы разобраться в устройстве «железного коня». Но легковые машины её не интересовали — Катя сразу же взялась за грузовики. После «Оки» она пересела на «ГАЗель», а потом начала водить фуру.
Чтобы не скучать во время долгой дороги, Миронова ведёт собственный канал на Ютубе, который пользуется популярностью у зрителей — жизнью дальнобойщицы заинтересовались почти 150 тыс. человек. Многие из них считают, что хрупкая женщина устроилась на подобную работу не от хорошей жизни, но она с этим не соглашается, так как любит своё занятие. Сначала Кате было страшно находиться одной в огромной машине, особенно ночью — ей казалось, что в кузове кто-то ходит. Но она быстро обжилась, и теперь считает фуру своим вторым домом.
Дальнобойщица не считает себя особенной, но сильно отличается от водителей-мужчин. Она никогда не произносит нецензурных слов, так как считает, что мата в нашей жизни слишком много. Страха перед неприятностями в дороге Екатерина тоже не испытывает, но старается их избегать. Своим подписчикам, которые хотят последовать её примеру, девушка советует не есть в столовых, не брать в дорогу скоропортящихся продуктов, хорошо высыпаться и ночью парковаться только на платных стоянках.
Рейсы девушки могут длиться до нескольких недель, а в это время её терпеливо дожидается муж. По профессии он экономист и не понимает, как супруга может столько времени проводить за рулём, хотя и не препятствует выбору любимой. Пара задумывается о детях — Катя понимает, что для воспитания малыша придётся бросить любимую работу, но это не слишком её пугает. Девушка считает, что ко всему в жизни можно приспособиться. А еще она мечтает о собственном бизнесе.
В 2019 году Екатерина купила аварийный Scania 2012 года и полностью его восстановила. Проект «Феникс» — так она назвала серию роликов на своем канале, в которых подробно описывает и показывает весь процесс.
Видео — будни девушки дальнобойщицы: Рейс в Санкт-Петербург
Евгения Маркова
Москвичка Евгения Маркова полностью разбивает шаблоны о том, что все дальнобойщики — необразованные люди из низших слоёв общества. У 32-летней женщины сразу два диплома, полученных в МИИГАиК — одно в области информационных технологий, другое в сфере менеджмента. Она сменила несколько профессий, и даже успела поработать в «Лаборатории Касперского» на должности IT-специалиста. Но потом женщина преподнесла близким и знакомым огромный сюрприз — уволилась из офиса и стала дальнобойщицей.
Ездить на большом грузовике на дальние расстояния — детская мечта Евгении. Когда-то она очень любила ездить на машине с дедушкой и отчимом, а в двадцатитрехлетнем возрасте получила права. Тогда Маркова думала, что её желания сбываются, но не тут-то было. Сначала она хотела выучиться на военного шофера, но в ДОСААФ заявили, что эта профессия входит в список запрещенных для женщин. Тогда Женя получила грузовые права и купила собственный грузовик — на полноценную фуру денег не хватило, поэтому пришлось обойтись небольшой машиной. В свободное от основной работы время она занималась перевозками вместе с мужем. А потом она узнала, что в одну из транспортно-экспедиторских компаний набирают женщин, и решила, что это судьба.
За два года работы дальнобойщица ни разу не пожалела о смене профессии. Она водит 20-тонный Scania, а самое дальнее расстояние, на которое девушке пришлось ехать — 3 тысячи километров. Своего железного друга Евгения очень любит, разговаривает с ним (правда, иногда с использованием нецензурной лексики) и всегда содержит в порядке. А вот её родные отнеслись к выбору рода деятельности по-разному. Супруг-механик полностью поддержал любимую, а мама, наоборот, не смогла смириться с неженской профессией дочери, и часто выражает своё неодобрение слезами.
Женя утверждает, что никогда не вернется на прежнюю работу в офис, ведь огромные расстояния и многотонный автомобиль — совсем другое. Дорога её просто завораживает, поэтому девушка не скучает во время рейсов и редко хочет спать.
В кабине нет мягких игрушек, подушечек или чего-то другого, что так любит некоторые женщины-водители — работа заполняет всё время дальнобойщицы. Евгения с мужем хотят завести детей, причём она абсолютно не считает специфическую работу помехой для материнства. Наоборот, женщина считает, что если бы она продолжала заниматься скучным делом, то на мужа и детей не оставалось бы ни сил, ни любви.
Видео: история женщины дальнобойщицы из России
Татьяна Самопальникова
Если многие девушки, мечтавшие о карьере дальнобойщика, только начинают свой путь, то 48-летнюю Татьяну Самопальникову из Тюмени можно назвать настоящим асом — за рулём она сидит уже больше 20 лет. Выбор женщины не удивил близких, ведь с автомобильной техникой она знакома с раннего детства: мама — водитель трактора, отец — дальнобойщик, и даже бабушка во время войны ездила на грузовике. В далёкие 80-е разбить титановые стереотипы о мужских и женских профессиях было ещё сложнее, но Таня не испугалась и отправилась в единственную в городе автошколу.
Юная девушка боялась, что её заявление просто выбросят, но директором учреждения оказалась элегантная женщина, которая взяла ученицу под своё крыло. В группе она была единственной женщиной, но это не помешало отличной учёбе. После этого Таня работала на разных машинах, начиная Москвичом, заканчивая ЗИЛ-138, и даже успела послужить в армии. Вскоре она поняла, что хочет водить более серьезную машину и стала дальнобойщиком. Сначала она водила 20-тонный контейнеровоз, потом МАЗ, а сейчас ездит на 30-тонной фуре.
Сейчас мужа у Татьяны нет — она сама растит троих детей, причём старшая дочь уже замужем и родила своего ребёнка. Она помогала матери с воспитанием младшей сестрёнки, когда та уезжала в дальние рейсы. Кстати, в официальном браке Самопальникова состояла 6 раз, а все её мужья были водителями. Таня утверждает, что родные скучают без неё во время долгих рейсов, но вместе с тем гордятся, что мама и бабушка выполняет такую сложную работу. Для себя же она решила, что будет в первую очередь женщиной, а потом уже шофёром. Поэтому не жалует алкоголь, не сквернословит и старается жить по христианским заповедям.
Исколесив вдоль и поперёк всю Россию, Таня повидала очень много. Она меняла колёса, осуществляла мелкий ремонт машины, и даже несколько раз попадала в «разборки» с бандитами. Серьёзная авария в её жизни была только одна, но в ту роковую ночь женщина чуть не лишилась ноги. Она перенесла 7 операций, влезла в долги, но всё же смогла не только сохранить здоровье, но и вернуть работоспособность. Другого выхода у женщины не было, ведь нужно было отдавать кредиты, с чем она тоже успешно справилась.
Организовывать свой бизнес Татьяна Самопальникова не хочет. Она говорит, что всю жизнь проработала наёмным водителем, поэтому не видит смысла что-то менять. «Я встаю с утра бодрая, в хорошем настроении, и сразу сажусь за «баранку». А так бы всю ночь думала, где найти топливо подешевле, где взять запчасти… Каждый должен заниматься своим делом».
Видео: женский дальнобой — Татьяна Самопальникова
Дальнобощица Юлия Лазарева
У жительницы Крыма, 28-летней Юлии Лазаревой, которая работает дальнобойщицей более 5 лет, очень интересная судьба. Она никогда не мечтала водить большие машины — настоящей страстью девушки были лошади. Первую лошадь по кличке Тайфун ей подарил отчим в подростковом возрасте, а потом их стало два десятка. С их помощью семья Лазаревых организовала небольшой бизнес — катали посетителей за деньги. Со временем Юля стала владелицей собственного конно-спортивного клуба, а вскоре захотела заняться чем-то другим.
Водительский стаж девушки составляет 10 лет, но дальнобойщицей она стала практически случайно. Сначала Юлия приобрела пятитонный грузовик для транспортировки лошадей, стала ездить и поняла, что это занятие ей нравится. Лазарева утверждает, что устала от людей и бизнеса, а во время рейсов её никто не беспокоил. Тогда она устроилась в транспортную компанию, сначала ездила на Iveco EuroCar 98 года, а потом на Scania. Родные Лазаревой отнеслись к смене профессии с удивлением, но потом привыкли.
Юля несогласна с общественным мнением, что рейсы на дальние расстояния — тяжёлый труд. Она считает подобное занятие самым простым, ведь по сути водитель ничего не делает — просто крутит «баранку». Кроме того, стандарты за последние несколько десятилетий очень изменились, и теперь дальнобойщикам не нужно самостоятельно ремонтировать машины, а с заменой колёс и мелким ремонтом может справиться даже хрупкая женщина. За 5 лет работы Юлия объездила практически всю Россию, а до этого — Украину, причём случалось так, что она месяцами не появлялась дома. У Юли есть собственный Ютуб-канал под названием «Дальнобой с Юлией Лазаревой» с 27 тысячами подписчиков. Это уже второй канал, до блокировки первого канала у неё было более 100 тысяч подписчиков.
Заниматься грузоперевозками в будущем девушка не планирует — она считает, что получила необходимый отдых, и теперь должна двигаться дальше. «В последние годы стало раздражать то, что постоянно живешь как бездомный. Ну и в целом это монотонная работа, на которой очень сильно деградируешь».
О семейной жизни Юлия пока не задумывается, так как разочаровалась в представителях мужского пола — дальнобойщики не всегда уважительно относились к коллеге-женщине. Следующая её мечта — научиться водить самолёт, ведь именно в воздухе можно получить ощущение настоящей свободы.
Видео: девушка дальнбойщица сдает задом на фуре
Елена Ткач
Жительница поселка Гавриловка Харьковской области — легендарная личность. Когда-то на весь огромный СССР было всего две женщины-дальнобойщицы, и одна из них — Елена Ткач. За «баранкой» она сидит уже более 30 лет, несмотря на то, что путь к мечте был крайне непростым. Большие машины понравились ей ещё в детстве, но вариант с шофёром в качестве будущей профессии в семье даже не рассматривался — все уговаривали 18-летнюю Лену выучиться на швею или парикмахера. Она действительно некоторое время поработала швеей, но только для того, чтобы усыпить бдительность родственников, а сама тайком сдала на права и устроилась на работу в гараж.
На новом месте Елена сразу же изъявила желание ездить на КамАЗе, но ей объяснили, что женщине «не положена» такая машина. Правда, начальник автобазы все-таки решился доверить ей небольшой самосвал, о чём ни разу не пожалел. На нём девушка ездила 7 лет, а потом все же добилась, чтобы её посадили на КамАЗ. Сначала было сложно во всех смыслах — долгие рейсы, тяжёлые отношения с коллегами, которые не хотели принимать бабу в свою суровую компанию. Но со временем ситуация наладилась, и Лена больше не представляла жизни без дорог и любимой машины.
Родственники со временем привыкли к выбору женщины, но личная жизнь у неё не сложилась. Поклонников было немало, и с одним из них (тоже водителем) она даже отважилась сходить в ЗАГС, но прожили молодожёны всего три месяца. Муж ушел, но оставил супруге самое главное — дочь Алину. Она, кстати, тоже мечтает стать дальнобойщицей — впервые села за руль грузовика в 7 лет, а потом не раз ездила с мамой в дальние рейсы.
Елена любит свою профессию и не представляет, что когда-нибудь ей придётся оставить «железного друга» и уйти на пенсию. За 30 лет работы она ни разу ему не изменила — никогда не ездила на поезде и не летала самолётом. Елена Ткач не признает других видов транспорта, кроме грузовых автомобилей, и признается, что без своей многотонной машины чувствует себя абсолютно беззащитной.
Александра Хусан
Александра Хурсан — хрупкая блондинка родом из Бобруйска. Несмотря на действительно ангельскую внешность, девушка собирается выполнять тяжелую работу дальнобойщика и ездить в международные рейсы. Саше всего 26 лет, и на сегодняшний день считается самой молодой дальнобойщицей Беларуси. До того как сменить сферу деятельности, она продавала украшения для пирсинга в специализированном магазине, но потом решила исполнить давнюю мечту.
В автошколу девушка хотела пойти еще в 15 лет, а в более зрелом возрасте задумалась о профессии дальнобойщика. О работе она знала, как принято говорить, из первых рук — её двоюродный брат много лет трудится в минской транспортной компании. К своей цели Александра шла достаточно долго — у нее были открыты права категории В. Экзамен девушка сдала только со второй попытки, да и первый самостоятельный выезд на 20-тонном ЗИЛе закончился неудачей. Она попросту впала в ступор, как это часто случается с начинающими водителями.
Саше помогла женщина-руководитель транспортной компании — пригласила опытного педагога, который помог начинающей дальнобойщице освоить все нюансы профессии. Саша продолжила обучение в дилерском центре, самостоятельно выезжала в город, а потом отправилась в первый самостоятельный рейс. Обо всех тонкостях обучения девушка рассказывает в своем Инстаграм-аккаунте и публикует фото, сопровождая их комментариями. Она говорит, что особых проблем во время рейсов у нее не возникало, за исключением пересечения границы — там ей прошлось простоять не менее 15 часов.
Родственники, близкие и знакомые молодой дальнобойщицы настроены скептически, но, несмотря на это, она не собирается отступать от своей цели. А вот работодатели Саши, наоборот, считают, что ее пример поможет решить дефицит кадров на рынке международных перевозок Беларуси и станет толчком для девушек, которые хотят изменить свою жизнь.
Практически все девушки-дальнобойщицы утверждают, что устроиться на работу туда, куда привыкли брать только мужчин, было сложно. Но эти хрупкие женщины не отступили от своей цели, и являются живым доказательством того, что любую мечту можно исполнить, если очень сильно постараться.
28-летняя дальнобойщица Катя откровенно рассказала про свою работу
Дальнобойщица Екатерина Миронова рассказала о работе, 20-тонной фуре и опасностях, которые подстерегают водителей большегрузов на дорогах.
Есть такие женщины, которые смело рушат мифы о предназначении и раздвигают границы всеобщего понимания о том, что ОНА должна хранить семейный очаг и воспитывать детей. История знает немало женщин-карьеристок, бизнес-леди, феминисток и т. д.
Наша героиня не относится ни к тем, ни к другим, но она действительно рушит стереотипы о женских профессиях. Про нее вполне подойдёт фраза Николая Некрасова «Есть женщины в русских селеньях… Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!»
При этом молодую, красивую и женственную Екатерину Миронову никогда не назовешь бабой. Она женщина. Но профессия у нее слишком мужская. Корреспондент поговорил с дальнобойщицей, 28-летней жительницей Нижнего Новгорода о самой профессии, о работе на многотонной фуре, о превратностях судьбы и дорогах.
Из ветеринарного врача с высшим образованием в автослесари
Я родилась в Нижнем Новгороде в обычной семье, мой отец был водителем скорой помощи. Я единственный и любимый ребенок в семье.
В своем городе окончила Сельскохозяйственную Академию по специальности «ветеринарный врач». Но, волею судеб, по профессии отработала один год в одной из городских клиник.
Ветеринаром стала, потому что очень люблю животных. В нашем доме всегда был зверинец: и попугаи были, и хомячки. Но вот работать с животными все же не смогла. Морально – это не мое. Приходилось видеть всякое, делать операции. Крови не боюсь, мне жаль очень животных. И это совсем не то, чем я хотела бы заниматься. А мое – это автомобили и все, что с ними связано.
Любовь к технике появилась еще в детстве. Мой дед – конструктор, когда на каникулы я приезжала в деревню, с большим любопытством наблюдала за его работой. Это было здорово. Потом по жизни так и велось. Опыта обращения с техникой набиралась в автосервисе, где была трудоустроена помощницей. И вот как все начиналось.
В 17 лет я пошла учиться на права, по нашему законодательству это допустимо, если экзамен будет сдаваться после наступления совершеннолетия. Очень хотелось водить машину. Автомобиль, по моему мнению, дает человеку свободу, свободу передвижения и независимость от многих факторов.
Несмотря на то, что отец работал всю жизнь шофером, машины в нашей семье никогда не было, приходилось просить постоянно соседей, чтобы они захватили нас с собой с дачи/ на дачу. Автобусы тогда ходили плохо.
После получения прав, я купила себе первую машину, это была «Ока». Она была очень старая и в плохом состоянии, стоила 23 000 рублей. Я тогда мало что вообще понимала в автомобилях. Все друзья и знакомые отговаривали меня от этой покупки, говорили, что я не смогу финансово потянуть эту машину, так как она разваливается на ходу.
Мне помог случай. У меня был друг, который работал в автосервисе, я рассказала ему свою историю, что купила развалюху и ничего не понимаю в машинах. Он предложил приехать и поговорить с руководством, чтобы меня пристроить к ним в сервис помощником автослесаря. Так начался мой путь в автомобильной сфере. Я поднавтырялась там, начала разбираться в транспорте. Также мои навыки помогли мне ремонтировать собственную «Оку». Потом у меня была «семерка», затем купила «Газель», из которой я пересела на большегруз.
Вообще лет с 14 была влюблена в грузовики, уже тогда понимала, что на легковушках ездить не хочу. Мои желания родные всерьез не воспринимали, думали, что это подростковая шутка.
Дальнобойщик – прекрасная и опасная профессия, лишенная романтизма
Вожу автомобили с 2008 года, а за рулем фуры – с 2016-го. Я водила разные грузовики: «Scania», «Renault», «Volvo». Сегодня я управляю фурой «DAF XF105». Большегруз как большегруз. Управлять ею легко, она свежая, не ломается.
Но вот когда гололед – тут уже опасно. У нас нет шипованной резины, ездим на всесезонке. Из-за этого особенно сложно ехать в гору, и потом надо заранее продумывать торможение.
Вообще не чувствуется, что она тяжелая, хотя «DAF», на которой я езжу, весит 20 тонн, плюс груз.
Профессионал ли я, сложно сказать. Учиться всю жизнь можно. А вот уверенность за рулем ко мне пришла через пару месяцев.
Устроиться на работу сперва было не просто. Конечно, девушка, да еще водитель фуры воспринимается как нонсенс. Я звонила по объявлениям, естественно, сразу за руль грузовика меня никто не посадил. Купила «Газель», все начиналось с нее. Потом работала на малотоннажках.
Водить фуру училась у наставника из транспортной компании, куда устроилась на работу. Он научил особенностям управления седельным тягачом с прицепом. Вот так постепенно набиралась опыта. А потом уже найти работу стало легче.
Кстати, женщин-дальнобойщиц становится все больше. В WhatsApp у нас есть чат, который объединил таких, как я со всей России. Нас там 30 человек. Эти девушки, женщины ежедневно работают, кто на «Газелях», кто на фурах. Иногда пересекаемся на трассах. Останавливаемся, коротенько общаемся и разъезжаемся. Так что женщина за рулем грузовика – это уже не редкость.
Никогда не знаешь, что ждет тебя в рейсе: есть коварные трассы и злые водители
Я работаю исключительно в России, за границей была лишь по туристическим путевкам. Основное направление – Сибирь. Бываю и в Центральной России.
Опасностей довольно много: это и погодные условия, и поломки в пути. Также, как и любой другой автомобиль, грузовик относится к средствам повышенной опасности, необходимо следить за ситуацией вокруг, так как маленькие машины всегда пытаются подрезать большие автомобили, а взорвавшееся колесо может послужить причиной заноса и созданию аварийной ситуации. Также зимой необходимо соблюдать дистанцию. Неоднократно коллегам на скользкой дороге приходилось уходить в кювет, чтобы избежать столкновения с внезапно тормозящими впереди идущими машинами.
По регламенту тахографа мы должны в сутки ехать не более 9 часов. Тяжесть рейса зависит не только от протяженности, но и от погодных условий, пробок и т.д. Можно доехать из Нижнего Новгорода в Москву (400 км.) и вымотаться больше, чем от Нижнего Новгорода до Уфы (900 км.). Как-то зимой я возвращалась домой с Тюмени. Весь рейс был довольно легким, а вот по возвращении в Нижегородскую область началась сильная метель, и эти 100 километров казались адом. Вставать на ночлег было нельзя, так как я бы опоздала на разгрузку.
А агрессии на дороге нет, она есть в интернете, в соцсетях. Мне иногда представители сильного пола пишут различные оскорбления. Не буду их цитировать, неприятно. Я стараюсь не обращать на это внимания. Свои – коллеги – относятся по-отечески.
В рейсе я две недели, потом несколько дней отдыха и снова в дорогу. Я птица подневольная, куда скажут, туда и еду. Я не выбираю путь.
Самый длинный мой рейс длился полторы недели – это Москва – Новосибирск – Москва, проехала 7200 км.
Тонкостей в профессии очень много, как, впрочем, и в любой другой сфере. Временные рамки, соблюдение РТО (режим труда и отдыха), поломки и неисправности в пути, технологии закрепления груза и распределения нагрузки по осям, – все это и многое другое, с чем приходится сталкиваться ежедневно каждому дальнобойщику.
Тут как-то спрашивали, как я меняю колесо. Был у меня случай, рвануло колесо. Остановилась, стала его сама делать. Да, времени у меня занимает это больше, чем у мужчин, но получается же ведь! А так мир не без добрых людей, дальнобойщики помогают друг другу.
Дальнобойщик – это стиль жизни, субкультура
На ютубе у меня есть свой канал. Его цель – знакомить людей с нашей профессии и доказать, что мы хорошие люди. Работать дальнобойщиком – это здорово и ничего зазорного в этом нет. Это даже благородная профессия, которая очень затягивает, как наркотик, это определенная субкультура. Дорога – стиль жизни, и когда жизнь меняется, становится очень скучно.
Я работала в офисе, но надолго меня не хватило. От сидячего образа жизни у меня обострились многие заболевания, я, правда, постоянно болела. И не потому, что организм слабый, а потому что внутренне сильно страдала от мыслей, что занимаюсь не своим делом, что это не мое.
Я замужем, и мой муж по профессии экономист, работает в офисе. Он не понимает, как я могу этим заниматься, ему тяжело, бывает бунтует. Мы то ссоримся, то миримся, вот так и живем.
Рано или поздно мне придется оставить профессию, из-за ребенка, которого я очень хочу. Знаю дальнобойщиц, которые с собой в рейс берут детей, даже очень маленьких. Не могу дать этому оценку, но скажу так – ко всему приспосабливаешься.
С экономической точки зрения, профессия не сильно высокооплачиваемая, и это при том, с чем приходится сталкиваться на дорогах. Средняя зарплата – 60 тысяч рублей.
Конечно есть и исключения, это люди, у которых собственные грузовики, и у них прямые контракты с крупными компаниями-производителями. Они зарабатывают в разы больше, но их не так много.
Моя фура – мой дом, никого сюда не впускаю
Говорят, мой дом – моя крепость. Так и здесь, мой DAF – мой дом. Я здесь работаю, отдыхаю, ем, сплю. А потому никогда сюда не впущу чужих, вы же не впускаете к себе в спальню незнакомцев. Речь идет о попутчиках, не подбираю их на трассе, боюсь. Сразу же задумываешься, а как человек оказался на дороге, что он здесь делает, ведь в чужую голову не влезешь, какие у него мысли?
Один коллега рассказывал, как отпаивал чаем замерзшую проститутку. Кстати, таковых полно – они есть везде. У них работа такая, думаю, не от хорошей жизни. Тут никого не осуждаю.
Чревато останавливаться на ночлег вдоль автодорог, на островках безопасности, то есть на неохраняемых стоянках. Одурманят чем-нибудь и фуру за два счета разгрузят. И что потом делать? Только себя винить за глупость.
К счастью, со мной такого не случалось. Я останавливаюсь в проверенных местах.
Мечта
У меня есть большая мечта. Я хочу организовать свой собственный бизнес. Купить для начала одну фуру, заключать напрямую договоры с поставщиками и ездить по России, зарабатывая деньги. Буду стремиться к этому.
Мне часто в соцсетях пишут девчонки, спрашивая советов, стоит ли идти в дальнобойщицы. Я отвечаю – сначала очень хорошо подумайте, надо ли вам это, взвесить все «за» и «против». Это затягивает, потом будет сложно уйти. И для семьи все-таки такая профессия – большой стресс.
А я продолжаю путь дальше, у каждого он свой.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Дерзкая кошка столкнулась с леопардом и прописала ему хук, опозорив хищника на видео
Леопард и кошка попали в колодец в одном индийском городе и там показали шоу, достойное мультсериала «Том и Джерри». Очевидцы сняли видео, как пятнистый зверь наступал на свою маленькую соперницу, а та не испугалась и дала отпор, встав на задние лапы и молотя противника по морде. Кажется, кадры из ролика готовятся стать шаблоном для мема о вере в себя.
В индийском городе Насик, штат Махараштра, леопард и кошка устроили представление. Животные так увлеклись погоней, что и заметить не успели, как оба оказались в глубоком колодце, о чём рассказал смотритель леса Панкадж Гарг. И пока им на помощь спешили спасатели, звери времени зря не теряли и устроили неплохое развлечение для случайных прохожих, заснявших всё на камеру.
В ролике, опубликованном новостным агентством ANI в твиттере, леопард пытается напасть на кошку, рыча и резко двигаясь в её сторону. Только вот зверь не на ту напал.
Начало противостояния
Хотя кошка явно проигрывала противнику по габаритам, она попыталась дать нападавшему отпор, буквально заглянув своим страхам в лицо (а точнее — в морду). Пятнистый зверь всё наступал, и кошке пришлось встать на задние лапы, нанося передними удары.
Кошка наносит удар
Леопард, видимо, не ожидал такой прыти от соперницы и на какое-то мгновение оторопел. К тому же зверя, кажется, отвлекли зрители, и он повернул голову в сторону камер, на секунду оставляя кошку без внимания. А та воспользовалась заминкой противника в неравном бою и поднырнула тому под массивную шею, скрывшись таким образом от глаз и пасти леопарда.
Продолжился ли и как закончился поединок героев видео — неизвестно, ведь ролик, по закону подлости, оборвался на самом интересном моменте.
Однако тем, кто переживал за попавших в колодец животных, не стоит волноваться. Как сообщило позже издание ANI, звери были спасены работниками лесного хозяйства и теперь в безопасности.
И леопард, и кошка, упавшие в колодец во время погони, были благополучно спасены и освобождены департаментом лесного хозяйства.
Многих читателей треда история кошки и леопарда вдохновила на философские рассуждения.
Мораль истории такова: никого не заботит, что случилось с кошкой… Так что всегда будьте леопардом по жизни, — поделился мудростью IGiveGyaan.
Как бы то ни было, храбрость кошки достойна уважения. А Medialeaks её поведение даже вдохновило на создание мемов о вере в себя, даже когда дело пахнет безнадёгой.
Мем от Medialeaks
Дедлайн по проекту. Я, севший за проект только сейчас.
А иногда случается так, что проблем накапливается столько, что решать-то их уже и не хочется.
Мем от Medialeaks
Стресс, недосып, проблемы на учёбе, работе, в личной жизни. Смешное видео про кота в тиктоке.
Пока одни пользователи твиттера следили за неравным поединком леопарда и кошки, другие умилялись лабрадору, прикорнувшему на ноге полицейского. Хороший мальчик быстро попал в мемы про тяжёлый день.
А видео блогерши, которая якобы 100 дней растила поросёнка, чтобы потом зажарить его, вызвало сомнения у русскоговорящих зрителей. Они заметили: свинья с кадров отличается от той, что попала в печь.
Дерзкая кошка столкнулась с леопардом и прописала ему хук, опозорив хищника на видео
Леопард и кошка попали в колодец в одном индийском городе и там показали шоу, достойное мультсериала «Том и Джерри». Очевидцы сняли видео, как пятнистый зверь наступал на свою маленькую соперницу, а та не испугалась и дала отпор, встав на задние лапы и молотя противника по морде. Кажется, кадры из ролика готовятся стать шаблоном для мема о вере в себя.
В индийском городе Насик, штат Махараштра, леопард и кошка устроили представление. Животные так увлеклись погоней, что и заметить не успели, как оба оказались в глубоком колодце, о чём рассказал смотритель леса Панкадж Гарг. И пока им на помощь спешили спасатели, звери времени зря не теряли и устроили неплохое развлечение для случайных прохожих, заснявших всё на камеру.
В ролике, опубликованном новостным агентством ANI в твиттере, леопард пытается напасть на кошку, рыча и резко двигаясь в её сторону. Только вот зверь не на ту напал.
Начало противостояния
Хотя кошка явно проигрывала противнику по габаритам, она попыталась дать нападавшему отпор, буквально заглянув своим страхам в лицо (а точнее — в морду). Пятнистый зверь всё наступал, и кошке пришлось встать на задние лапы, нанося передними удары.
Кошка наносит удар
Леопард, видимо, не ожидал такой прыти от соперницы и на какое-то мгновение оторопел. К тому же зверя, кажется, отвлекли зрители, и он повернул голову в сторону камер, на секунду оставляя кошку без внимания. А та воспользовалась заминкой противника в неравном бою и поднырнула тому под массивную шею, скрывшись таким образом от глаз и пасти леопарда.
Продолжился ли и как закончился поединок героев видео — неизвестно, ведь ролик, по закону подлости, оборвался на самом интересном моменте.
Однако тем, кто переживал за попавших в колодец животных, не стоит волноваться. Как сообщило позже издание ANI, звери были спасены работниками лесного хозяйства и теперь в безопасности.
И леопард, и кошка, упавшие в колодец во время погони, были благополучно спасены и освобождены департаментом лесного хозяйства.
Многих читателей треда история кошки и леопарда вдохновила на философские рассуждения.
Мораль истории такова: никого не заботит, что случилось с кошкой… Так что всегда будьте леопардом по жизни, — поделился мудростью IGiveGyaan.
Как бы то ни было, храбрость кошки достойна уважения. А Medialeaks её поведение даже вдохновило на создание мемов о вере в себя, даже когда дело пахнет безнадёгой.
Мем от Medialeaks
Дедлайн по проекту. Я, севший за проект только сейчас.
А иногда случается так, что проблем накапливается столько, что решать-то их уже и не хочется.
Мем от Medialeaks
Стресс, недосып, проблемы на учёбе, работе, в личной жизни. Смешное видео про кота в тиктоке.
Пока одни пользователи твиттера следили за неравным поединком леопарда и кошки, другие умилялись лабрадору, прикорнувшему на ноге полицейского. Хороший мальчик быстро попал в мемы про тяжёлый день.
А видео блогерши, которая якобы 100 дней растила поросёнка, чтобы потом зажарить его, вызвало сомнения у русскоговорящих зрителей. Они заметили: свинья с кадров отличается от той, что попала в печь.
Рулить — моя работа. Таксистка, дальнобойщица и водительница скорой рассказали про свои будни
Женщина, работающая шофёром, почему-то до сих пор иногда вызывает неподдельное удивление и непонимание. Несмотря на это, находится всё больше девушек, которым под силу водить такси, грузовик или даже машину скорой помощи. Мы поговорили с профессиональными водительницами о том, почему они выбрали этот путь и насколько комфортно в России чувствует себя женщина-шофёр.
Этот текст — часть спецпроекта «Она ведёт»
В этом проекте редакция «Горящей избы» рассказывает о женщинах за рулём и публикует полезные тексты для автомобилисток. Читайте больше материалов по ссылке. Например, как выбрать автомобиль и кто водит лучше — мужчины или женщины.
Таксистка: «Я думала, что пассажиру стало плохо, а он пересел на переднее сиденье и начал класть мне руку на колено»
Работает в такси, ведёт блог «Оля таксует»
В такси я пришла около пяти лет назад. Я искала работу, меня никуда не брали. Подруга посоветовала эту сферу, ну, я и пошла. Надо сказать, что до этого я тоже была водительницей — пару лет возила проверяющих специалистов по Москве и области. Но я никогда не представляла себе, что буду работать в такси: была не уверена в своих силах и думала, что могу только дополнительную пробку на дороге создать. Но мне нравилось водить машину, и желание перевесило страх. Знакомых таксисток у меня не было — я буквально сделала шаг в никуда.
На тот момент мой реальный стаж был около трёх лет. Но из-за предыдущей работы, где нужно было куда-то ездить ежедневно, каждый год моего стажа шёл за два. Было ощущение, что я вожу уже гораздо дольше.
В итоге я начала работать через крупный агрегатор на машине эконом-класса. Сперва попробовала ездить на арендованной машине, но это оказалось морально тяжело: вышла на смену, а уже должна заплатить за авто. К тому же я очень хотела свою машину, поэтому взяла в кредит Hyundai Solaris. Я слышала про него много негативных отзывов и колебалась, но когда я села внутрь, то сразу поняла: моё.
Машина тоже меня приняла. Сейчас это моя рабочая лошадка, мой «Санёк». Мы проводим вместе много времени. Я верю, что он чувствует мою любовь и старается не подводить меня.
Я сама решаю, когда работать. Бывает, что нужно чуть-чуть поднапрячься, когда нужны деньги, — тогда выходишь с утра и крутишь руль до ночи. Получается по-разному, но в целом я работаю 9–10 часов. За это время чистыми мне удаётся заработать около трёх тысяч рублей. Так как я работаю с агрегатором, с каждого заказа у меня забирают 20%: если стоит 700 рублей, водителю доходит около 500. Заправлять машину нужно тоже на свои деньги.
Выходные назначаю себе сама. Могу один день взять, могу два. Если сильно устаю, то позволяю себе и три отдыха, всё зависит от моего состояния, физического и финансового.
Когда я только начала таксовать, у пассажиров часто была реакция: «О, девушка! Классно! Вы мне настроение подняли»! Но был и негатив. Как-то пассажир указал две точки, и конечная упала куда-то не туда. Я не знала, куда конкретно ему было нужно, и приехала на указанную точку. А он как начал орать, мол, глупая баба и всё в таком роде. У мужчины была истерика. Я быстро сообразила, всё исправила, довезла его, но нервы он мне потрепал.
Зато была ситуация, которая очень воодушевила. Как-то после поездки мужчины вышли из машины со словами: «Мы так не умеем». Я подумала, что это сарказм, говорю: «Да хватит вам»! А они: «Серьёзно, так, как вы водите, мы не умеем».
И ещё как-то зимой, когда было скользко и снежно, клиент похвалил мой профессионализм и дал мне сверху 500 рублей. Это самое классное: не за то, что я поболтала, а за то, как выполнила свою работу. Положительных отзывов больше: мне нравится водить, и люди это видят.
Бывает, что мужчины во время поездки проявляют внимание ко мне как к женщине, но в основном это не назовёшь красивыми ухаживаниями. Из разряда: «Вы же таксистка, давайте продолжим вечер где-нибудь ещё»! Или спрашивают: «У вас есть дополнительные услуги?» Я отвечаю в зависимости от ситуации. Однажды был такой пьяный «ухажёр» — я ему в ответ нахамила. Какой ответ, такой и привет, я часто зеркалю людей.
Бывало, что я и со смехом отвечаю. А один раз прямо наорала на клиента. Сел пьяный мужчина, мы находимся на третьем кольце, и тут как закричит: «Останови! Останови!». Я думала, что ему плохо стало, а он пересел на переднее сиденье и начал класть мне руку на колено. Я это быстро пресекла, пообещав отвезти его за МКАД. Было стрёмно, потому что физически я его выкинуть из машины не могла. Пришлось собраться так, чтобы было видно, что ко мне лучше не лезть. Сейчас я вожу с собой баллончик, но ни разу им не пользовалась и надеюсь, что это не понадобится.
В России в целом на дороге чувствуешь себя небезопасно. У меня была история, когда я чуть-чуть задела другую машину. Оттуда вылетела неадекватная девушка, начала лупить по моему автомобилю, а потом и по мне. Мне после этого долго не по себе было.
Ещё была история, скорее всего, с наркоманом, потому что он даже не пьяный был, а такой, знаете, сознательно-бессознательный. Он просто сел и началось: ты не туда едешь, ты не то делаешь. Я остановилась и спокойно сказала: хотите — выйдите, другое такси себе найдите, я уже устала и хочу домой. Но он не вышел, я поехала дальше, и внезапно пассажир начал меня бить по голове. Я закрылась от ударов, а сама думала: «Только бы никуда не улететь и никого не задеть на дороге!». Оценила обстановку: где остановиться, чтобы не было камер, которые могут прислать штраф. Притормозила за пешеходным переходом, выскочила и начала кричать, чтобы мне помогли с неадекватным пассажиром. Я выбрала место у торгового центра, и меня заметили: люди откликнулись, пришёл полицейский. Так что мне помогли. Но в итоге мужчину наказали за то, что он сопротивлялся полиции, а не потому, что бил меня и с корнем выдрал ручку двери моей машины. Я звонила потом в участок, меня динамили, потом отправили к какому-то участковому, а он отвечал: «Нарушителя наказали, что вам ещё надо?».
Как только я пришла в такси, то сразу захотела вести блог, записала одно видео, потом думаю: «Нет, какой-то ужас», — и больше не стала. А через пару лет всё-таки собралась и взялась за него. С помощью блога я хотела повысить узнаваемость, и это уже пару раз срабатывало: попадались клиенты, которые знают, кто я такая. Ещё через него я показываю своё отношение к людям: что у меня в машине есть вода, конфеты, зарядки для разных телефонов, детские книги. Недавно со мной ехала девушка, а я купила себе черешни и угостила её, а ещё в машине была вода. И она говорит: «Вы просто не представляете, как меня это спасло, потому что я хотела пить и нигде не могла найти магазин — кругом промзона». Это классно. Хотя некоторые пишут, что я в розовых очках живу.
Но мне обидно, что ролики с негативом про таксистов сразу получают огласку, и люди думают, что в этой сфере всё так и устроено. Поэтому хочется транслировать хорошее отношение к людям.
Ещё блог меня развивает в плане умения разговаривать. Мысль про него поднимала меня с постели в тяжёлых жизненных ситуациях. Я говорила себе: у тебя есть блог, так иди и делай, хватит лежать. Недавно мне одна девушка написала во время прямого эфира, что глядя на меня поняла, что тоже может сесть за руль. Было так приятно, что я аж покраснела!
Дальнобойщица: «Если ты хочешь водить грузовик, то не нужно обращать внимание на то, что думают другие»
6 лет работала дальнобойщицей
Я получила права 25 лет назад, а вообще машину вожу лет с 10, потому что мой старший брат занимался в детско-юношеской автошколе, получил права в 15, а потом научил ездить и меня. В детстве мы постоянно крутились рядом с папой, вместе собирали и разбирали семейный «Москвич». Я ещё в 5 лет я сказала бабушке, что буду водителем грузовой машины. Она, конечно, подумала, что эта шутка, все посмеялись. А мне уже тогда казалось, что это вполне нормально.
Во взрослом возрасте я занялась журналистикой, и в 2005 году начала писать для различных изданий про безопасность на дорогах. Чтобы узнать ситуацию изнутри и погрузиться в эту среду, начала работать в такси. В 2008 году вместе с единомышленниками мы создали самарский автоклуб для легковушек. Он начался с того, что местные автомобилисты возмутились увольнению начальника ГАИ, который очень им нравился. Собралась инициативная группа, которая боролась за то, чтобы начальника оставили на его посту, а потом на базе группы вырос клуб. Он просуществовал около пяти лет. В нём мы занималась безопасностью дорожного движения: сотрудничали с ГИБДД, организовывали консультации для водителей, оказывали юридическую помощь и просто помогали друг другу.
Через клуб я познакомилась с профсоюзом «Дальнобойщик». В том же 2008‑м у нас были совместные акции: тогда автомобилисты активно протестовали против повышения цен на топливо. В это же время я познакомилась с главным редактором журнала «Дальнобойщик» Валерием Войтко и вместе с ним организовала одноимённую газету.
Издание нужно было развозить по точкам на федеральных трассах, где его могли бы найти дальнобойщики: в кафе и придорожных гостиницах. Первые пару лет я делала это на легковой машине, но газеты занимали всё свободное пространство в салоне, это мешало, и я купила небольшой грузовик, Hyundai Porter первого поколения. Это очень удачный автомобиль, на все случаи жизни, я отъездила на нём шесть лет.
Сначала я ездила одна, потом у меня появился водитель-механик. Чтобы окупить дальнюю дорогу, мы стали загружать не только газеты, но и грузы. Постепенно начали появляться заказчики на эту машину по городу и по межгороду, и я стала настоящей дальнобойщицей.
Обычно при перевозках на небольшие расстояния оплата была почасовая, как в груз-такси: я получала 300 рублей за час езды. Если говорить о дальних рейсах, то здесь заработок рассчитывался исходя из километража. Обычно мы делили его на три части: водителю, на машину и на солярку.
В среднем я могла получать среднюю зарплату по тому времени, выезжая в рейс один раз в неделю. На сегодня это примерно 20 тысяч рублей. На такой работе не озолотишься, но заработать на жизнь реально. Из плюсов — свободный график.
Сначала я уходила в рейсы примерно раз в месяц, потому что у меня был маленький ребёнок. Когда я уезжала, он оставался с моими родителями, а в возрасте 10 лет я стала брать его с собой. В основном такие поездки случались во время каникул. Мы выбирали город, который нам интересен, находили груз, который нужно туда доставить, и ехали, заодно смотрели город и окрестности. Останавливались на ночёвку в гостиницах или спали прямо в кузове грузовика. У нас для этого было припасено полное походное снаряжение: спальные мешки и матрасы.
Женщин среди дальнобойщиков не очень много. На форуме ассоциации можно набрать человек пять. Но зато они настоящие профессионалки! У них дети, мужья, все отлично выглядят — очень милые женщины.
Но когда я только начинала заниматься перевозкой грузов, компании часто отказывались от сотрудничества, потому что за рулём был не мужчина. Больше их ничего не интересовало. Вроде, думаешь, двадцать первый век на дворе, а тут какое-то Средневековье.
При этом в сообществе дальнобойщиков меня воспринимали нормально. А вот мужчины на легковушках часто интересовались: «А зачем такой девушке грузовик?» Я обычно терялась и не знала, что отвечать. Ну, нравится мне, это моя машина, что тут скажешь? Сначала я пыталась что-то доказывать, спорить, а потом перестала. Последние лет десять я уже вообще ни с кем не спорю, настолько мне всё равно на этих людей. Не хочу никого перевоспитывать.
Бытовые вопросы меня никогда не напрягали. На дорогах всегда есть нормальные кемпинги, где можно принять душ, пообедать и переночевать. Опять же у каждого дальнобойщика в кабине всё устроено. Есть спальные места, импровизированная кухня. Мой грузовик был поменьше, но в зачехлённом кузове можно было даже помыться, если знать, где набрать воды.
Вопрос безопасности ни разу не возникал. Мы старались ночевать на крупных стоянках, там даже и места нет, чтобы кто-то на тебя напал. В машине всегда есть монтировки, но нужно уметь ими пользоваться. Хуже всего, когда имеешь оружие, но не знаешь, как его применить. Мне страшно не было. В машине всегда есть рация с каналом дальнобойщиков, и можно кого-то вызвать и попросить помощи. У нас девиз профсоюза «Ты не один». И я никогда не чувствовала себя одиноко.
Всего за рулём грузовика я пробыла 6 лет, но мой пробег явно больше, чем у обычного автомобилиста: бывало, что мы брали кольцо городов и проезжали по 6 тысяч километров за рейс.
Я оказалась на перепутье из-за нашей газеты. Мы планировали её перепрофилировать под интернет и хотели заняться этим после Нового года, но зимой скоропостижно скончался наш главный редактор, и пока мы не знаем, что будем делать. Я перестала ездить в рейсы и продала грузовик, но меня, как моряка, постоянно тянет обратно в море. Тоскливо провожаю фуры взглядом — всё время хочется в дорогу.
Сейчас я работаю журналистом в самарском издании. Сыну уже 19 лет, пора учить его водить машину профессионально. Он, конечно, уже сидел за рулём моего грузовика, но всё это надо шлифовать. Я считаю, что профессионально водить машину — дело личной безопасности. Ты можешь не работать на ней, но должен уметь с ней управляться.
Я считаю, что если ты хочешь водить грузовик, то не нужно обращать внимание на то, что думают другие. Главное, не бояться учиться, пройти как можно больше курсов по вождению автомобиля, прочитать как можно больше литературы, начиная с транспортной психологии и транспортной безопасности. Тогда появится уверенность в себе. В дальнобойщики не приходят с первого дня вождения, должен быть определённый стаж, нужно сначала поездить на легковушке.
Для меня быть дальнобойщицей — это автономия и свобода выбора. Я рада, что за эти шесть лет справлялась самостоятельно и не мучила никого просьбами мне помочь. Это очень важно, ведь с женщин требуют больше, чем с мужчин. Если мужчина где-то застрял, сломался и просит выручить, то это воспринимается нормально, если девушка, — ей потом три года будут это вспоминать. Но я свои проблемы всегда решала и решаю сама.
Водительница скорой помощи: «Когда ты едешь и у тебя человек в машине кричит просто нечеловеческим криком — это добавляет адреналина»
Водит машину детской скорой помощи
В скорой я работаю около года. Многие говорят, что это звучит романтично, но для меня это просто работа. Когда я заканчивала школу, то хотела работать в МЧС, но как-то не сложилось. А однажды я проезжала мимо гаража скорой и подумала: «А почему бы не попробовать? Когда-то в юности я очень хотела». И меня взяли! Скорая — это не МЧС, но структуры очень близки.
До этого я тоже работала на машинах: занималась доставкой по своему региону и по городу, работала курьером, несколько лет работала на междугородних перевозках. Что я только не возила! Дорогущий цветмет, лекарства, требующие особых температурных условий перевозки, продукты, айфоны и прочую технику, стройматериалы… Даже чистокровных орловских рысаков! Ездила я всегда очень много, по моим подсчётам, проехала уже миллион километров.
По нормам регионального Минздрава машина скорой помощи должна доехать до пациента за 19 минут, а если больной находится в области — за 59 минут. Средняя скорость движения по городу у нас — 40 километров в час, не больше. Сирену включаем в том случае, если это «красный вызов» — они самые сложные. Реанимация постоянно ездит с включёнными сигналами. В обязанность водителя входит ещё максимально сократить время доезда, и если для объезда пробки надо отступить от правил, то должны обозначить себя на дороге.
Пернатый рейс: Сова-дальнобойщица, спасенная водителем, объехала с ним полстраны! — Видео!
Мужчина подобрал раненную птицу на трассе, и отвез ее к ветеринару! С тех пор сова — Соня не хочет покидать своего спасителя! Видео!
Спасенная водителем сова объехала с ним полстраны!Фото: Мария ЛЕНЦ
«Софочка, Сонечка, Софья», — ласково называет свою сову дальнобойщик из Лесосибирска Красноярского края Евгений Золотухин. Она смотрит круглыми желтыми глазами и гордо восседает на потертом руле. За последние три месяца птица объехала с Евгением полстраны: побывала в Москве, Челябинске, Владивостоке, Хабаровске, Барнауле, сейчас направляется в Пермь. И никуда улетать не собирается!
Нашел на дороге
На каждой остановке дальнобойщик спешит в магазин за свежим мясом. Хранит продукты в холодильнике, который пришлось купить, чтобы в пути сберечь еду для питомицы. Сова сидит на руле и ждет его возвращения. Евгений старается быстрее вернуться, чтобы Сонечка не волновалась, очень уж переживает, оставшись одна.
Три месяца назад Евгений подобрал птицу на трассе по дороге в Читу.
Фото: Мария ЛЕНЦ
— Ехал, вижу, по дороге кто-то культыряется, — рассказывает он. – Выхожу, — сова! И что-то с лапами у нее, перебиты оказались. Что делать? Быстрее за перчатками-верхонками, чтобы не поцарапала. Сгреб ее и в кабину. Та сразу упала, не могла на ногах стоять. Надо бы к ветеринару, а ближайший город Чита, это тысяча километров. Ну что, я по газам. Едем, а она лежит и смотрит своими круглыми желтыми глазами, сама ни звука…
В первой же ветклинике руками развели, увидев «пациентку»:
— Все заохали: сова-сова. Оказалось, что гематома на голове. Дали ей лекарство, я еще клювик обтер, в крови весь был. Потом взял и свининой накормил, не знал, что жирного ей нельзя. Хотел ведь, как лучше. А она задыхаться стала, еле откачали. Потом еще три укола поставили в клинике, она на лапки стала вставать. Даже разбесилась по ночам, пришлось в прицепе запирать. Постепенно все зажило, слава богу, а Соня так со мной и осталась.
Сейчас перевоспиталась, сядет на руль и сидит. А вообще она выбражуля, любит внимание, когда ее фотографируют.
Рассказывая о своей питомице, Евгений достает деревянную доску и режет маленькими кусочками филе курицы.
— Ой, вкусно как! – цокает… – Веселее с ней стало. Только обидчивая очень. Когда долго разгружаюсь, отворачивается потом и нахохленная сидит. Потом уже понял, боится, что брошу ее. Поглажу, тогда успокаивается.
Выбрала одного
«Улетит, дикая ведь!», — думал на первых порах дальнобойщик. Да и жена звонила с дочками, мол, отдавай в зоопарк.
— Я спать лег, а она нагадила, — рассказывает Евгений, – Наругал, давай мыть в кабине. А она через дорогу перелетела и села на дерево. Ну, думаю, улетит — значит, судьба. Сидит. Я к ней: «Соня, Сонечка, прости Софочка». Она, верите-нет, с ветки падает на траву. Поднял, а она крыльями меня обняла и клювиком целует в щечку. Ну, все растаял, куда ее отдавать буду после этого? Она хорошая, не зря говорят, что совы умные.
Фото: Мария ЛЕНЦ
К тому же в новосибирском зоопарке, куда Евгений пришел посоветоваться, сказали не рисковать и не оставлять птицу.
— Вы ей жизнь спасли, она вас и выбрала, — рассказали специалисты- зоологи. — Если отдадите, то может отказываться есть. Даже умрет…
Евгений не был дома с января. Говорит, как только закончится рейс и вернется в родной город, обязательно сделает одно важное дело:
— Хочу ее зарегистрировать, «птичий» паспорт сделать. Окольцуют ее, и будет в моей семье еще одна дочка!
Толстый кот — это не прикольно
Как же часто кот-толстячок кажется нам забавным, а его неповоротливость и неуклюжие движения вызывают улыбку! И мы подчас не видим ничего плохого, если наш питомец слегка упитан, и пусть даже не слегка. Ведь он такой милый! Просто любит покушать. И трудно удержаться, чтобы не побаловать его вкусной едой!
Увы, чрезмерный аппетит и лишний вес – вовсе не признаки здоровья. Скорее, наоборот. Поэтому не стóит умиляться полноте своего четвероногого любимца.
Чем опасно ожирение?
Ожирение – сама по себе болезнь, к тому же то это серьезная предпосылка для развития множества заболеваний. Лишний вес способствует возникновению сахарного диабета, мочекаменной болезни, провоцирует воспаление поджелудочной железы (панкреатит), различные заболевания эндокринной системы, печени, сердца, а также болезни суставов и кожные проблемы. Животное зачастую становится малоподвижным, быстро устает, а при играх или активных движениях появляется одышка. Согласитесь, это уже не забавляет!
Что же такое ожирение?
Ожирение (лат. adipositas — ожирение и лат. obesitas — полнота, тучность, откормленность) — отложение жира, увеличение массы тела за счет жировой ткани. Животное считается полным, когда его вес на 15% превышает нормальный. Норма для каждой кошки индивидуальна, зависит от породы, пола, размеров и других факторов. Вес кошек-чемпионов из Книги Рекордов Гиннеса — 20-23 кг (посмотрите здесь ).
У кошек, в отличие от людей, кожа прикреплена более свободно и поэтому очень подвижна. В связи с этим у полных кошек нет толстых складок, а излишки жира обычно образуются на ребрах и под животом.
Если полнота в период роста кошки связана с увеличением количества жировых клеток , то для более позднего периода жизни характерно увеличение их размера .
Причины появления избыточного веса у кошек и котов:
- Наследственная предрасположенность Есть кошки, которые легко усваивают пищу. Такие животные всегда склонны к увеличению веса, и для поддержания работоспособности организма им не требуется большого количества еды. Предрасположенностью к полноте обладают такие породы, как британская, шотландская, персидская
- Гормональные нарушения Излишний вес появляется у кошек, страдающих от гормонального дисбаланса, например, из-за недостатка гормонов гипофиза
- Возраст С возрастом происходит снижение физической активности и уменьшение мускульной массы, замедление обменных процессов, что и приводит к увеличению количества жира
- Кастрация Кастрация поднимает вероятность ожирения, поскольку половые гормоны больше не подавляют аппетит, а потребность в калорийности пищи из-за замедления процесса обмена веществ снижается в среднем на 30%. К тому же кастрированные животные тратят меньше энергии, так как им не приходится бегать в поисках партнера, драться с сородичами или заботится о кормлении котят
- Стресс Кошки – животные очень эмоциональные. Поэтому различные стрессовые ситуации (переезд, длительное одиночество, тесное помещение, появление нового постояльца и пр.) негативно сказываются на их психологическом здоровье
- Недостаточная физическая нагрузка «Диванный» образ жизни наших питомцев, малоподвижность (гиподинамия) – одна из основных причин их ожирения
- Переедание и неправильное питание Кошки, как и люди, полнеют от того, что употребляют бóльше калорий, чем им необходимо (так, избыток калорий в пище кошки на 1% через несколько лет приведет к увеличению ее веса на 25%)
Как же определить, насколько вес питомца отличается от идеального? Рассчитать желаемый вес можно по таблице, приведенной здесь
Кто виноват?
Кошка, живущая в природе, ожирением не страдает. В домашних же условиях это заболевание весьма распространено – избыточный вес имеют около 40% котов и кошек. Главной причиной ожирения у кошек является неправильный образ жизни. И в этом, как правило, виноваты их хозяева!
Самой распространенной ошибкой владельцев кошек является как неправильное кормление, так и перекармливание своих питомцев. Кошкам нельзя большую часть из того, что едим мы: жаренное, соленое, маринованное, сладкое, печеное, приправленное специями. В домашних условиях сложно приготовить пищу, которая удовлетворяла бы все потребности организма кошек и содержала бы все необходимые питательные вещества, микроэлементы, минералы и витамины в нужных количествах и в правильных соотношениях.
Гораздо разумнее пользоваться хорошими промышленными кормами для кошек, специально разработанными с учетом их потребностей и особенностей, и давать их согласно указанной суточной нормы.
Еще один недочет владельцев – недостаточная физическая нагрузка питомцев. От малоподвижного образа жизни у них и появляется лишний вес.
Итак, с вопросом кто виноват мы разобрались, теперь рассмотрим вопрос
Что делать?
К счастью, ожирение у кошек лечится проще, чем у людей. Как? Рецепт простой – это уменьшение калорийности пищи и увеличение физической активности.
Чтобы сберечь здоровье кошки, необходимо придерживаться правильной диеты, использовать сбалансированную пищу и следить за ее объемом. Проще говоря, кормите кошку правильно! — об этом здесь
Фирмы-производители готовых кормов выпускают специальные диеты для стерилизованных котов и кошек, а также для животных с избыточным весом. Это корма со сниженным содержанием жира, что уменьшает их калорийность, а используемая в них клетчатка продлевает состояние сытости.
Все, что требуется для предотвращения полноты – это не идти на поводу у клянчащих еду животных, а кормить их строго таким количеством, которое требуется для нормальной физической формы!
А для поддержания питомца в этой нормальной форме следует уделять ему хотя бы 15 – 20 минут в день, заставляя активно двигаться с помощью любимой игрушки или обеспечив специальными спортивными комплексами – об этом здесь
Физические упражнения сжигают калории, развивают мускулатуру, улучшают работу органов дыхания и пищеварения, укрепляют сердечную мышцу и приводят к сокращению количества потребляемой пищи.
(!)Кроме того, постоянные совместные игры укрепляют и эмоциональную связь между человеком и животным. Дружúте со своим питомцем!
Если Вам понравилось видео — поделись с друзьями: