Вместе весело шагать по просторам – песня в исполнении попугая Григория
Вместе весело шагать
Некоторые советские музыкальные произведения из фильмов и мультфильмов причисляются современными жителями пост-советского пространства к шедеврам своего времени. Только ли ностальгия по ушедшим временам и далёкому детству является тому причиной? Ведь многие современные дети, к примеру, тоже с удовольствием смотрят советские мультики, фильмы и слушают музыку из них. Одним из таких бессмертных шедевров, находящих отклик в сердцах любого поколения, можно назвать незатейливую и почти пионерскую песенку под названием «Вместе весело шагать».
Историю создания песни «Вместе весело шагать», а также интересные факты, текст и содержание произведения читайте на нашей странице.
История
Музыкальное сопровождение к песне «Вместе весело шагать» написал незабвенный Владимир Шаинский , автор таких замечательных произведений, как « Песенка мамонтёнка », «Пропала собака» и «Дважды два – четыре». Шаинский в 80-е годы уже долго пожинал лавры одного из самых востребованных композиторов страны, а его сотрудничество с советскими киностудиями было фактически постоянным. Будучи не только одарённым музыкантом, но и талантливым композитором, Владимир Яковлевич сумел оформить исполнение песни под стать своему характеру: в весёлом, жизнерадостном и позитивном ключе.
Автором текста одной из самых узнаваемых советских детских песен стал Михаил Матусовский: известный поэт и кандидат филологических наук. На момент написания текста Матусовский был уже достаточно известным в СССР культурным деятелем: на его счету были произведения «На безымянной высоте», «Баллада о солдате» и «Вологда».
Впервые данное произведение прозвучало в далёком 1978 году в кинофильме «И снова Анискин» повествующем об очередных похождениях милиционера, сельского участкового и деревенского детектива по имени Фёдор Иванович Анискин. К слову, сам главный герой фильма не являлся исключительно киногероем, но вышел как литературный персонаж из-под пера писателя Виля Липатова. Режиссёром же кинокартины был Михаил Жаров.
Сюжет этого комедийного детектива разворачивается в обычной советской деревеньке, из музея которой неизвестные воруют ценные экспонаты. Под подозрение сыщиков попадают сразу несколько человек, и в ходе фильма один из подозреваемых попадает в детский сад, где воспитательница вместе с группой дошколят под весёлый аккомпанемент фортепиано исполняют «Вместе весело шагать». Роль воспитательницы досталась московской актрисе малого театра Анне Жаровой.
В этом же (1978) году, произведение с экранов телевизоров и динамиков радио впервые исполнил Большой Детский Хор. Солирующим стал вокал Дмитрия Голова, юного и перспективного на то время дарования. Простой припев песни пришёлся по нраву и детям, и взрослым, и вот уже она зазвучала по всей стране как на школьных дворах, так и на утренниках в детсадах.
Интересные факты о песне «Вместе весело шагать»
- В 1981 году был издан сборник песен В. Шаинского под названием «Будет песенка», что является явной отсылкой к «Вместе весело шагать». Сборник разошёлся тиражом в 50 тысяч экземпляров. Сегодня такую пластинку можно найти разве что в кладовках «совдеповских» квартир и у частных коллекционеров винтажных предметов.
- Первое исполнение песни Большим Детским Хором в 1978 году объявлял сам Александр Васильевич Масляков – бессменный ведущий высшей лиги КВН.
- Солисту БДХ, Дмитрию Голову, эта песня принесла первую славу и всенародное признание. Правда, строить певческую карьеру в течение всей жизни Голов не стал: окончив институт, он подался в бизнес, а затем устроился на работу в крупную корпорацию.
- Киноверсия произведения «И снова Анискин» имеет огромное количество отличий от оригинала. К примеру, в литературном издании была совершена кража не антикварных экспонатов из музея, а церковных икон. Возможно, виной тому – советская цензура, не слишком почитавшая церковь как социальный институт.
- В кинофильме детский хор поёт песню не целиком, а лишь припев и строки перед ним. Куплеты же исполняет только воспитательница Анна, наигрывая на клавишах фортепиано незамысловатую мелодию.
- Режиссёрами кинокартины считаются Виталий Иванов и Михаил Жаров. Последний сыграл ещё и главную роль в фильме: самого участкового Анискина.
- С начала своего выхода оригинальная песня неоднократно подвергалась переделкам (к примеру, в альтернативном тексте глагол «припевать» был изменён на «выпивать», что придавало композиции «алкоголический» оттенок), различным ремиксам и кавер-версиям. Впрочем, ни одному из них не было суждено получить и сотую долю популярности «оригинала».
- Писатель Виль Липатов (автор литературной версии «И снова Анискин») придумал своего персонажа, основываясь на реальных жизненных историях: за свою карьеру ему удалось поработать журналистом и специальным корреспондентом.
Содержание и текст песни «Вместе весело шагать»
Песня написана в тональности ми-минор, что, впрочем, не мешает ей звучать достаточно жизнеутверждающе и позитивно. Фактически всю композицию сопровождают духовые, задающие настроение всему исполнению.
Что касается незамысловатого текста, то мнения слушателей по поводу него можно разделить на три основные категории: одни видят его достаточно тривиальным за счёт неоднократных повторений одних и тех же простых строк и несколько алогичных сентенций (из двух дощечек лестницы действительно не собрать), другие считают, что главной задачей текста было донесение чуть ли не пропагандистских коммунистических настроений до самой юной аудитории. Третьи же справедливо полагают, что никаких скрытых смыслов меж строк искать не стоит, и произведение повествует о взаимовыручке, дружбе и положительном отношении к окружающему нас миру.
Даже сегодня песню «Вместе весело шагать» можно услышать в детских лагерях, на школьных уроках музыки и в детских садиках. Причиной тому многие считают тот факт, что жанр детской песни после распада СССР на территории нашей страны фактически умер, подобное творчество если и появлялось, то преследовало исключительно коммерческие интересы, что и привело к посредственности и «выцветанию» детской музыки. Впрочем, это всего лишь теория.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вместе весело шагать
Вместе Весело Шагать По Просторам
Мульт Шоу для детей Вместе весело шагать по просторам
Большой детский хор ЦТ и ВР п у В Попова Вместе весело шагать 1978
Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать БДХ 1978
Шаинский песенка Вместе весело шагать
Вместе весело шагать по просторам караоке
вместе весело шагать
Вместе весело шагать Большой детский хор им В С Попова 2018 год
Вместе весело шагать Большой детский хор ЦТ и ВР 1985
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ МОИ ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ АНСАМБЛЬ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ
Караоке для детей Вместе весело шагать Детский хор ВР и ЦТ Из к ф И снова Анискин
Вместе весело шагать по просторам мультмикс
Вместе весело шагать по просторам младший хор Подснежник
По дороге с облаками 1984 Рисованный мультфильм Золотая коллекция
11 Вместе весело шагать В Шаинский
Вместе весело шагать
Вместе весело шагать легкая песня одним пальцем на пианино ноты
Вместе весело шагать по болотам
Мурзилки Int пародия Вместе весело шагать
Вместе весело шагать по просторам БДХ им Попова 08 04 2017
ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ
Детский хор Безнадёженька поёт правду о жизни в стране Дизель Cтудио
Танец Вместе весело шагать ансамбля Карусель 15 05 2018г 014
Вместе весело шагать
Вместе весело шагать по просторам
Имена Продакшн Я Верю 2018 Вместе весело шагать
Вместе весело шагать Караоке
Вместе весело шагать по просторам Веселая детская песенка
Вместе весело шагать Аккорды на гитаре
Вместе весело шагать по просторам раз дощечка два дощечка будет лесенка пианино кавер
Вместе весело шагать из х ф И снова Анискин Сводный хор на Дворцовой площади 24 мая 2017 г
Русский Размер Вместе весело шагать клип мем S A 2020 Ржу ни магу
Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать из к ф И Снова Анискин
Бабангида Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать по просторам по посторам по просторам
Детская песенка Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать Детский хор
Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать
Вместе весело шагать Dance City средняя группа
Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать по просторам
ЛЮБИМЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ПРОСТОРАМ
Вместе Весело Шагать от 2В школы 1811
Вместе весело шагать по просторам Сводный детский хор г Барнаула
Вместе весело шагать по просторам
Вместе весело шагать по просторам
КАРАОКЕ для ДЕТЕЙ Вместе Весело Шагать
Здесь Вы можете скачать Вместе Весело Шагать По Просторам. Также рекомендуем скачать бесплатно mp3 песню Мульт Шоу для детей Вместе весело шагать по просторам размером 2.98 MB. Слушайте онлайн и скачивайте mp3 в высоком качестве.
Слушают
Вместе Весело Шагать По Просторам
Турт Мучам Сог Булсин Вужудим Омон
Қунут Дуоси Qunut Duosi Кунут Дуоси
Сергей Тармашев Месть Тьмы Танец Мести
Super Hero Song
Көбеиту Кестесін Қолменжаттау
Моя Душа Марина Я Люблю Тебя
Bokep Meguri Fujiura
Жашай Албайм Сенсиз Бул Омурдо Скачать
Top 100 Euphoric Hardstyle Mix 2010 2018 Part 1
Tug Ilgan Kun Tabriklari Foto
Новая Чеченская Песня 2019 Год
Sanu Changa Ton Lagda
Şamil Veliyev Getme
Лаблари Ширин Болли Mp3 Скачать
Stalker New Arsenal 5 1
Bokep Indo Tante Ngentot Dengan Keponakan Masih Kecil
Сингил Хакида Кушик
Спросил Сынок Меня Однажды Что За Рисунки На Плечах
Слава Дубенко Баю Бай Новые Клипы 2017
Muzika Kesish Programma
Советы Фишки Истории Фэншуй Владимир Захаров Эксперт Фэншуй
Suicidal Angel 2019
Apologize By Timbaland
Птичка Hammali Navai
Istanbullik Kelin 38 Qism Uzbek Tilida
Скачивают
Mursak Нилюфар Абдувалиева Mercedes Benz Fashion Week Russia 2018 Сезон Осен
Песня Клип Про Смешная Говорящая Какашка Буйволсон Пчеловод Кадиллак Пародия Morgenshtern
Free Curtains Melvoni X Lil Tjay X Polo G Type Beat 2020 Prod Sl1Ck Fernospazzin
Shab E Hijr Wo Dam Ba Dam Sung By Ustad Munshi Raziuddin R A Http Qaul Blogspot Com
Платья На Выпускной 2019 Что Надеть На Выпускной
Reacting To The Hills S5E13 Whitney Port
Uzini Katta Oladiganlar Eshitsin Шукурулло Домла 2021
Tiesto Vs Far East Movement C Mon G6 Rave Radio Mashup
Finn Balor Demon King Paint Tutorial Featuring Brittni Sacco
Mac Tyer 2Oo8 Vroum Vroum
Hadal Ahbek Meme Gacha Club Oficial Meme
I Want Waffle Fries Meme
Hadal Ahbek Meme Izuocha Meme Mha
1 Место Сипелка Полина Гагарина Кукушка Green Park Sergeevka
Hadal Ahbek Meme Little Nightmares Read Pinned Comment Gacha Club
Hadal Ahbek Meme Indo Version Appreciation Gift For Ava Also Advance Bday Gift Gacha Club
Me Voy Pa L Rancho Banda Tierra Sagrada Audio Oficial
Попугай поет песню “Вместе весело шагать. “
Oyunçu kontrollarını göstərin
- Tarixində dərc edildi 5 Apr 2014
Şərh • 189
Гриша молодец ласковый парень
Боже прелесть какая, аккуратно. Как красиво поёт
Ну сладкий! Заставил улыбнуться а то плохое настроение было. Спасибо Григорий!))) Будь здоров малыш!
Это чудо. ‘Григорий”
Посадили в тюрьму попугая ни за что.
Как красиво поёт. Лапочка, милая душа
Гриня на евро видение. Надо ехать
А что у него за кольцо на лапе?
Попогай из самым красивым голосом
Бля лучше многих наших звёзд поет .
Добры день! Это Гриша из Одессы. У меня есть видео
Молодец Григорий, поет красиво, голос хороший и речь четкая.
Хорошая девочка, Ваш Григорий!)))
Жаль мало видео с ним
У меня проблемы! Нет клиентов.
Интересно этот попугай сейчас жив?!
Какой умничка папугайчик, пает прекрасно, малодчинка
КАКАЯ АНА ХОРОШАЯ РАЗГОВОРИТЬ ЧИСТО
Окрас интересный: сам попугай серый, а хвост красный, удивительно!
У меня тоже был попугай. Болтун тот еще был. Когда умер 8лет, что так плакала. А сын не разговаривал со мной очень долго.
Какой красавец!а как поет! Чудо природы! ☺️
Воо какая память! Как она все это запоминает?
Мы в детстве пели эту песню. Молодец,умничка.
Попугаи должно быть такими.А остальные красивые но вообще не говорит.Мне бы тоже такую.
Это он на самом деле говорить .Правда это он говорит.Не может быть.
Хорошие песни поёт птичка, которая живёт у порядочных людей, а у нас на Уралмаше, в бригаде строителей жил Ворон. Вороны тоже говорящие птички. Когда строители уехали и бросили птицу, то утром, людей идущих на работу через лесопарк, с верхушке сосен приветствовал весёлый мат. То же оригинально и запоминающееся действо.
Попугай поет песню “Вместе весело шагать. “
Показать панель управления
- Опубликовано: 5 апр 2014
Комментарии • 189
Гриша молодец ласковый парень
Боже прелесть какая, аккуратно. Как красиво поёт
Ну сладкий! Заставил улыбнуться а то плохое настроение было. Спасибо Григорий!))) Будь здоров малыш!
Это чудо. ‘Григорий”
Посадили в тюрьму попугая ни за что.
Как красиво поёт. Лапочка, милая душа
Гриня на евро видение. Надо ехать
А что у него за кольцо на лапе?
Попогай из самым красивым голосом
Бля лучше многих наших звёзд поет .
Добры день! Это Гриша из Одессы. У меня есть видео
Молодец Григорий, поет красиво, голос хороший и речь четкая.
Хорошая девочка, Ваш Григорий!)))
Жаль мало видео с ним
У меня проблемы! Нет клиентов.
Интересно этот попугай сейчас жив?!
Какой умничка папугайчик, пает прекрасно, малодчинка
КАКАЯ АНА ХОРОШАЯ РАЗГОВОРИТЬ ЧИСТО
Окрас интересный: сам попугай серый, а хвост красный, удивительно!
У меня тоже был попугай. Болтун тот еще был. Когда умер 8лет, что так плакала. А сын не разговаривал со мной очень долго.
Какой красавец!а как поет! Чудо природы! ☺️
Воо какая память! Как она все это запоминает?
Мы в детстве пели эту песню. Молодец,умничка.
Попугаи должно быть такими.А остальные красивые но вообще не говорит.Мне бы тоже такую.
Это он на самом деле говорить .Правда это он говорит.Не может быть.
Хорошие песни поёт птичка, которая живёт у порядочных людей, а у нас на Уралмаше, в бригаде строителей жил Ворон. Вороны тоже говорящие птички. Когда строители уехали и бросили птицу, то утром, людей идущих на работу через лесопарк, с верхушке сосен приветствовал весёлый мат. То же оригинально и запоминающееся действо.
Советы опытного кинолога
Советы опытного кинолога
ХОРОШО, КОГДА СОБАКА – ДРУГ.
Сегодня, когда общество давно потеряло идеалы, и кризис уже давно и окончательно созрел в мозгах правителей, когда рушится правоохранительная система, и «законодатели», кроме прочих «сюрпризов для народа», готовят новый закон «О прохождении преступниками (!) наказания по месту жительства», возрастает роль наших четвероногих друзей – собак. Предприниматели давно подсчитали, что караульные собаки намного дешевле и эффективнее, чем охранники. Но и простые люди, несмотря ни на что, будут держать собак, просто из любви к ним.
Советы мои – для начинающих собаководов или для собаководов малоопытных.
На протяжении многих лет люди мне задают одни и те же вопросы, совершают одни и те же (порой недопустимые) ошибки в дрессировке и воспитании собаки. Поэтому хочется ответить на их вопросы, помочь им, предупредить их ошибки.
Кинология – сложнейшая наука, поэтому объяснить что-то в двух словах невозможно. Недопустим и обывательский, дилетантский подход в обучении собаки. Можно приобрести породистую собаку в хорошем питомнике за большие деньги и загубить её, не обучая или воспитывая её неправильно. Я не считаю беспородных или бездомных собак хуже их родословных собратьев. Поэтому, мои советы для всех любителей собак.
– Когда необходимо начинать дрессировку собаки?
– Такой вопрос нередко задают владельцы взрослого щенка или молодой собаки, когда их питомец полностью вышел из повиновения и стал неуправляемым. Они обычно жалуются на то, что собака не идёт рядом и сильно тянет, не подходит к хозяину по команде, бегает за животными и птицами, подбегает к чужим людям (ласкается или наоборот, лает и бросается на них), подбирает с земли всякие отбросы и корм, валяется в падали или в навозе и т.д. и т.п.
Если щенок с вредными привычками старше полгода, то перевоспитать его очень сложно, а порой и невозможно, не говоря о собаках более старшего возраста. Два года – это уже критический возраст для начала дрессировки собаки. Хотя очень много зависит от владельца собаки и её наследственных данных.
За последние годы у многих породистых собак наблюдаются серьёзные изменения в их высшей нервной деятельности (ВНД) – такое ощущение, что собак не дрессируют несколько поколений. И, напротив, очень заметно, как собаки умело дрессируют своих хозяев…
Выращивание полноценных собак включает в себя целый комплекс мероприятий: кормление и уход, физическое развитие, воспитание, обучение и тренировка собаки, ветеринарное обеспечение.
Кто-то из знаменитых сказал: «Воспитание ребёнка начинается за сто лет до его рождения». Это относится и к собакам, некоторые породы которых имеют древние корни.
У дилетантов бытует мнение, что собаку приводить в клуб на обучение надо не раньше 6 месяцев. Некоторые работники клубов называют цифры – 8-10 и даже 12 месяцев. К такому возрасту собака может быть уже испорчена и безвозвратно потеряна для дрессировки. Не исключено, что призывают дрессировать собак с данных возрастов для того, чтобы «растянуть» процесс дрессировки, увеличить цену занятий, сетуя на «невоспитанность» питомца. Иными словами – «зарядить на деньги» владельца щенка.
Необходимо различать воспитательную дрессировку и дрессировку взрослой собаки.
Поэтому, воспитание щенков (воспитательная или игровая дрессировка) опытным заводчиком начинается после их рождения. До их отъема от матери (в два месяца) щенки уже должны многому научиться. Условные рефлексы у щенков начинают вырабатываться в 18 – 20 дневном возрасте. Воспитательная дрессировка обычно заканчивается в 12 месячном возрасте. Этот срок может варьироваться в зависимости от породы, условий выращивания и воспитания собаки, ее типа ВНД, преобладающей реакции и других факторов.
Дрессировщик должен знать последовательность индивидуального развития закономерностей ВНД собаки от рождения до зрелого возраста.
Главное в воспитании и обучении собаки – это постепенность и тренировка.
Воспитательная дрессировка зависит от возрастных особенностей щенка и разделяется на три периода:
– подсосный, – до отъема щенков от суки;
– с 2 месяцев до 5 – 6 месячного возраста;
– с 5 – 6 месяцев до года – полутора лет.
Первые два периода наиболее важные и ответственные в жизни щенка – идёт закладка базиса на всю жизнь собаки! До 6 месяцев у щенка идёт интенсивный рост мозга, и рост абсолютной массы мозга в 6 месяцев оканчивается. Во втором периоде у щенка происходит смена зубов и примерно в это же время щенок «выбирает вожака стаи». Эти и другие особенности, а так же индивидуальные особенности каждого щенка, требуют наиболее тщательного и вдумчивого подхода к его воспитанию и обучению.
За время воспитательной дрессировки собака должна приобрести много общедисциплинарных и специальных навыков. Многие навыки вырабатываются в игровой форме.
Недопустимо грубо обращаться с собакой, кричать на неё и бить её!
Со щенками надо обращаться ласково и осторожно. Иначе обучение собаки не даст результата.
Как правило, с 12 месяцев начинается обучение собак розыскной и сторожевой службам в пограничных войсках и полиции.
Я, когда выбирал щенка себе или знакомым, всегда обращал внимание не только на племенные качества и экстерьер его предков, но и на их рабочие качества. Когда выращивал щенков сам, то уделял большое внимание подготовке суки-матери (розыскной собаки) к родам, внутриутробному воспитанию щенков.
К двум месяцам щенки были здоровыми, веселыми, упитанными, с блестящей шерсткой и радостными глазками. Выполняли команды:
«Ко мне!», «Рядом!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Фу!», «Место!». Преодолевали щенячью полосу препятствий, отыскивали и приносили предметы, искали человека по его запаховому следу…
Тем, кто хочет приобрести собаку для племенного разведения, необходимо поинтересоваться в каких условиях содержатся щенки, как воспитаны их родители, поинтересоваться предками щенка. В этом может помочь специалист по разведению или опытный кинолог.
Можно успешно обучать и беспородных собак под руководством специалиста по дрессировке. Но чем раньше вы обратитесь к нему за консультацией, тем лучше, особенно если у вас нет или не хватает необходимого для этого опыта.
Собак можно взять и в приюте для животных и воспитать из них (если животное здоровое) друга и компаньона, надежного охранника или няньку для ребенка.
Надо только точно знать: для ЧЕГО тебе нужна собака? Чтобы с детства воспитывать у неё необходимые для этого навыки.
– Можно ли играть с собакой?
– Тоже часто об этом спрашивают начинающие собаководы.
Игры собаки, щенка должны быть подчинены целям дрессировки, воспитания, выращивания и развития собаки.
Например, на прогулке можно прятаться от щенка (когда он отвлёкся), и когда он начинает вас искать по запаху, при его приближении выходить из укрытия и подзывать командой «Ко мне!» (это главная команда и фундамент всей последующей дрессировки), произнося её громко и радостно, привлекая щенка.
Щенок должен подбежать и сесть перед вами. За это его надо поощрить, дав лакомство, погладив от головы до хвоста и радостно сказав: «Хорошо!», придерживая за ошейник (щенок не должен вскакивать и убегать без команды). Затем отпустить, дав команду: «Гуляй!»…
Можно с небольшой горки пускать теннисный мячик (литой резиновый мячик), чтобы щенок бежал за ним, подбирал его и забирался с ним в горку. Это не только способствует приучению щенка подноске (аппортировке) предметов хозяину, но и хорошо развивает его физически.
Со щенком нужно много гулять и закаливать его. Во время прогулок лучше устанавливается контакт щенка с хозяином и прочная привязанность к нему. В процессе физической подготовки собаки, необходимо следить за её здоровьем. Как и в воспитательной дрессировке, нагружать щенка необходимо постепенно, последовательно, правильно усложняя упражнения и увеличивая нагрузку.
Опытный дрессировщик, тренер может осуществлять контроль здоровья, снимая пульсовые характеристики собаки и наблюдая её внешне. Но необходим и контроль ветеринарного врача. Существует много игр, способствующих выработке необходимых навыков и физическому развитию щенка. Но в их назначении (и дозировке) лучше довериться специалисту и не заниматься самодеятельностью.
– Какие «игры» с собакой (собаки) недопустимы?
Некоторые владельцы собак, выходя из дома, начинают с собакой «игру в поводок»: собака хватает поводок зубами и начинает тянуть и дёргать его. Это – очень дурная привычка! И дурной тон для владельца собаки. Недопустимо разрешать это делать собаке. Есть еще много дурных привычек, которые надо пресекать у собаки в раннем возрасте.
Есть собаки, у которых навязчиво проявляется навык игры с предметами. Собака стремится схватить любой предмет и держать его во рту, порой убегая с ним от хозяина. Такая привычка серьёзно затрудняет обучение собаки.
Но есть хозяева, которые начинают «подыгрывать» собаке, гоняясь за ней сами или всей семьёй, пытаясь отобрать у неё этот предмет! Затормозить (убрать) такие и подобные прочные вредные привычки бывает очень сложно, а порой и невозможно.
Некоторые хозяева собак умиляются игре их питомца со своим хвостом. Это не только дурная привычка. В данном случае может иметь место патология нервной системы и психики собаки, поэтому, в такой ситуации владельцу собаки необходимо обратиться к ветврачу.
Особый ребенок и собаки. Репортаж из центра канис-терапии (+ФОТО)
У «Солнечного пса» нет своей вывески. «Мы занимаемся в пятницу на «Водном стадионе», а в субботу – в Южном Бутово. Приезжайте в Бутово, это хоть и дальше, но зал светлее, лучше. Это в школе 1492», – говорит нам накануне Татьяна Любимова, руководитель группы канис-терапии.
Что такое канис-терапия
Мы подъезжаем к школе прохладным утром. Озираемся, ищем указатели. Ничего. Спрашиваем у школьного охранника, где здесь группа канис-терапии.
– А, это где с собаками занимаются? – понимающе переспрашивает он и машет рукой в сторону лестницы, – Это там, наверху.
Мы поднимаемся на четвертый этаж пустой – сегодня выходной – школы. У одной из стеклянных дверей стоят люди.
Наверное, здесь. И точно – сквозь двери видим большой зал. Помещение похоже на большую застекленную мансарду. На полу, на шкурах, лежат дети. Нет, они лежат не только на шкурах, но и на собаках!
По периметру комнаты переваливаясь ходит мальчик, в его руках поводок, взгляд сосредоточен, но не на происходящем. Он смотрит куда-то в сторону. Ступает осторожно, не очень уверенно. Когда он поднимает глаза на нас, сквозь толстые стекла очков виден сосредоточенный, довольный взгляд.
Канис-терапия – это специальные занятия для инвалидов, основанные на общении с собаками. В зале пять больших лохматых собак: «Это порода золотистый ретривер, лабрадор-ретривер. Собаки специально отобраны, протестированы и подготовлены специалистами центра «Собаки-помощники инвалидов».
Они готовят собак-проводников незрячих, но, начиная с нашего случая, потихоньку начали тренировать и собак-терапевтов, собак-помощников инвалидов», – поясняет Татьяна.
Процесс подготовки собаки непростой: их тестируют в начале и в процессе обучения, а потом, если инструктор считает, что собака подготовлена, животное отправляется на стажировку.
Если собаку приводит волонтер, то параллельно обучают и его. После длительной стажировки собака постепенно начинает работать с детьми.
У Саши – аутизм, он ходит на занятия канис-терапией третий год. По словам папы, на занятиях он расслабляется, становится более спокойным
Перед животными стоят серьезные задачи, ведь дети, которые приходят на сеансы канис-терапии – не простые. Это дети со сложными, серьезными диагнозами: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, есть дети с соматическими заболеваниями, дети с задержками психического и речевого развития.
В двери заходят мальчик-подросток и женщина с усталым лицом. Она приобнимает сына, а он с диковатым выражением пытается вырваться. Он боится собак. Прячется в угол. Отбегает за столы. Татьяна, взяв собаку на поводок, приближается к нему.
После нескольких попыток ей удается подойти, она протягивает ему поводок, вкладывает в руки, показывает, что собака послушна. Преодолевает его сопротивление, она ведет мальчика, удерживая вместе с ним поводок, по залу.
Илья и собака Джой медленно обходят зал. Илья еще боится, но уже держит Джоя за поводок
«Собаки под руководством волонтеров решают самые разные задачи: с одним ребенком собака должна неподвижно лежать, а с другим активно двигаться, танцевать, предлагать какие-то новые движения. Опытные собаки, конечно, уже сами подстраиваются к детям.
Если вы обратили внимание, мальчик, который пришел сегодня в первый раз, боялся, и собаки рядом с ним даже двигались гораздо более плавно и аккуратно. Или вот лежал мальчик с игрушкой: насколько деликатно собака подавала ему игрушку, как осторожно забирала ее.
Дима протягивает собаке мячик
То есть, это занятие проходит в темпе, удобном ребенку. Очень мягкие движения и мягкие действия собаки позволяют ребенку правильно подстроиться, понять ситуацию и в ней существовать», – рассказывает Татьяна.
Ровно десять лет назад
Еще десять лет назад о канис-терапии в России практически ничего не знали. Но именно тогда благодаря директору школы №1492 Татьяне Ивановне Аникиной в этом зале состоялось первое занятие группы «Солнечный пес».
На занятиях присутствовал один-единственный ребенок — аутичная девочка Соня Шаталова. Ее имя сегодня знают все, интересующиеся проблемой аутизма, она известная поэтесса, эссеист, писатель. Через некоторое время на занятия приходили уже пять детей, все они занимались с первой собакой Любимовых по имени Олли.
Рассказывает Татьяна Любимова: «Первую собаку – Олли – мы завели для нашего старшего сына Саши, который болел. По симптоматике это была тяжелая форма ДЦП. Потом оказалось, что есть дети, которым мы можем помочь избавиться от страха перед собаками, потом заметили, что и аутисты намного лучше начинают общаться с людьми благодаря занятиям с Олли.
О нас узнала директор этой школы и предложила нам помещение для занятий — совершенно бесплатно. И через несколько месяцев на нашей первой новогодней елке уже выступало шесть детей. Потом к нам присоединились два волонтера – Юля Горбатова и Наташа Захарова со своими собаками, лабрадор-ретривером Неем и голден-ретривером Тайной. И постепенно центр стал развиваться».
Олли сейчас уже 14 лет, она на заслуженном отдыхе. А с больными детьми занимаются ее дети и внуки, а также собаки волонтеров.
На фото – собака волонтера Вероники Хмызовой Луна
Про детей…
Занятия в субботу начинаются в 10 утра и продолжаются до двух дня. За это время у Татьяны и ее волонтеров нет ни минуты передышки. Только один ребенок выходит из зала, как заходит другой. И все дети – разные.
В группе занимаются дети от шести месяцев до двадцати четырех лет. Занятия сначала только индивидуальные, ведь дети в основном сложные. Потом, если есть для этого показания, волонтеры объединяют некоторых пациентов в небольшие группы.
Родители заносят на руках малыша. Он не может стоять сам. Собаки ложатся на пол, мальчика кладут так, чтобы его голова покоилась на животе одной собаки, а ножки – на другой. Кажется, что его положили в теплую живую люльку. Собаки замирают, даже, кажется, засыпают. В это время Татьяна начинает разминать мальчику плечи, а ее напарница – его ступни.
Рома, его мама Ольга и «живая люлька» — собаки Ника и Джой
«Перед нами – и перед собаками, перед волонтерами — стоят разнообразные задачи. Начиная от того, что мы должны расслабить ребеночка, помочь ему как бы заново прийти в этот мир, дать ему понять, что здесь хорошо, здесь безопасно, здесь тепло, мирно, здесь его любят и принимают.
Мы начинаем с базовых уровней и продвигаемся до решения достаточно сложных задач. Например, у нас есть группа, которая выступает с показательным фристайлом, танцует с собакой. И это уже решение социальных и пространственных задач. Но даже в группе мы всё равно решаем для каждого ребенка его индивидуальную проблему», — поясняет Татьяна.
Сосредоточенность на каждом ребенке и неизменный позитивный настрой, волны тепла и любви – вот что ощущает каждый, входящий в зал. «Ты – молодец! Какой ты молодец!» – без конца повторяет Татьяна каждому ребенку, – «Скорее, обнимайте и хвалите его!», – говорит она родителям по окончании занятия. И добавляет: «Ведь он такой умница! Столько сделал сегодня!» На такой же позитивной волне работают и волонтеры.
Волонтер Ева Кабакова и мальчик Арман
И их родителей
В зал заходит семейная пара с сыном. Отец несет мальчика на руках. Они первый раз. Мальчик волнуется, сжимается. «Что нам делать?» – спрашивает отец. Они сегодня на занятии впервые. «Вам? Главное расслабиться. Сейчас вы должны просто сесть на пол, вот на эту шкуру», – отвечает Татьяна. И встречая непонимающий взгляд, подбадривает: «Садитесь-садитесь, удобнее».
Родители опускаются на пол, мальчика усаживают перед собой. Видно, что он пугается, хаотично машет руками. Папа говорит Татьяне, что Дима боится, что, наверное, надо ему сказать то-то и то-то, но она останавливает его: «Все хорошо, вы не переживайте. Главное, сами расслабьтесь, просто сидите и гладьте собаку. Вам не нужно ничего делать, просто быть рядом с ребенком».
Папа послушно начинает гладить Джейку. И мама тоже. Через пять минут оба родителя успокаиваются, начинают посмеиваться над забавными проделками собак. И мальчик рядом с ними перестает размахивать руками, движения его становятся более точными и спокойными.
Видно, что работа в группе канис-тепарии ведется не только с детьми, но и с их родителями: «У нас в стране не принято обращать внимание на то, что ребенок с особенностями существует не сам по себе, а в семье, в социуме. Есть данные, что через год после постановки диагноза тяжелому ребенку у его родителей могут возникнуть достаточно серьезные изменения психики, иногда необратимые».
Татьяна рассказывает, что у нас в стране родители детей-инвалидов практически не получают психологической поддержки. За рубежом психологическая помощь семье с больным ребенком в порядке вещей, с ними работает психолог, помогает родителям понять и принять ситуацию, принять и понять своего ребенка.
Кроме того, родителям надо объяснить, что происходит с их ребенком: «Иногда мы просто по незнанию требуем от ребенка того, что он не может сделать или дать: допустим, эмоциональной теплоты, отдачи от ребенка с глубокими нарушениями аутистического спектра, или быстрого двигательного прогресса от ребенка с ДЦП.
И родителям, конечно, надо не только объяснять, что происходит с их детьми, но и дать психологическую опору для борьбы за своего ребенка, да и просто для жизни с ним. Иногда мы сталкиваемся с тем, что родителей надо учиться радоваться своим детям», – поясняет Татьяна.
Алена и ее мама Оля уже сегодня закончили заниматься. Алена в хорошем настроении. Мама рассказывает: «У Алены ДЦП и эпилепсия. Мы ходим сюда уже второй год и очень рады, довольны результатом. Научились за это время ходить по лестнице самостоятельно, довольно уверенно подниматься и спускаться, Алене нравится заниматься с собаками, и мы рады, что попали сюда».
Мама с сыном сидят на полу. После массажа и занятия Татьяна говорит: «А теперь обнимите его, попробуйте найти контакт». Мама беспомощно и отчаянно отвечает: «Не могу, не получается». Вдруг на какую-то секунду взгляд мальчика фокусируется на ее лице. «Вот! Вот он, контакт! Молодцы!» – Татьяна радуется так, что и остальные начинают улыбаться.
Почти на всех родительских лицах лежит печать проблем: «Родители после всех мытарств и больниц, сталкиваясь с жестким отношением к инвалидам в нашем обществе, приходят с серьезными психологическими проблемами, которые надо быстро решить.
Кроме того, для того, чтобы выйти на хороший, глубокий, тесный контакт с ребенком-инвалидом иногда проще начать действовать через маму. Как только расслабляется мама, только она принимает ситуацию, начинает улыбаться, сразу же просто даже физически, на мышечном уровне, расслабляться ребенок, начинает доверять.
И мы очень часто наблюдаем, как у нас на занятиях как будто заново возрождается семья: папа начинает улыбаться своему ребеночку, начинает его принимать, начинает видеть маму. Ведь иногда в житейской заморочке мы просто перестаем друг друга воспринимать.
Вдруг родители обнаруживают, что они друг у друга есть, и они могут друг другу помочь и опереться друг на друга», – говорит Татьяна.
И наградой за усилия для волонтеров «Солнечного пса» стал настоящий бэби-бум: в этом году в семьях у подопечных центра родилось пять малышей.
А сколько это стоит?
Все десять лет занятия в центре «Солнечный пес» абсолютно бесплатны. Последние два года центр выигрывает грант Министерства соцобеспечения города Москвы, и это дает возможность волонтерам снимать еще одно помещение – ведь группа за десять лет разрослась настолько, что в бесплатном зале в Бутово уже не умещается. Кроме того, собак надо кормить, лечить, обновлять реквизит.
А еще проводить праздники: осенние, весенние, зимнюю ёлку: «На ёлку мы готовим сказку, в которой участвуют все дети, даже лежачие, все-все-все. Они показывают всё, что могут сделать, самое лучшее.
Потом у нас чаепитие, хороводы, катание на собаках. И самое главное, что мы устраиваем пир, и многие наши дети только на этом пиру видят продукты, которые, в общем, для них просто недоступны».
В «Солнечный пес» ходят дети и из очень тяжелых семей, у которых большая часть пенсии уходит на реабилитацию, а на занятия для детей-инвалидов – не хватает, ведь сейчас они становятся всё дороже, и бесплатных из них все меньше.
«Вообще, мы стараемся взаимодействовать со специалистами, которые работают с нашими детьми. У меня у самой дефектологическое образование, серьезная база. Со стороны, может быть, кажется, что взял ребенка, взял собачку – и всё будет замечательно, и получится канис-терапия. На самом деле, ничего подобного.
К сожалению, вплоть до прямо противоположного ожидаемому результату, например, если есть кинофобия, то она может усилиться. Всё должно быть не с бухты-барахты, а грамотно и серьезно. И мы знаем, что мы делаем, для чего мы делаем, и как».
Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова
Время подходит в двум часам дня. Но в дверь снова заглядывают. Заходите-заходите, машет рукой Татьяна. Собаки, только что игравшие друг с другом на ковре, поднимаются и мягко подходят к хозяйке. Занятие начинается…
Дима занимается уже третий год. Его папа просил обязательно передать слова благодарности «Татьяне и всем волонтерам о том, что они тратят свое время, свою энергию и занимаются нашими детками. Большое спасибо им за это»
Даша, диагноз туберозный склероз
Папа Даши рассказывает, что Даша развивается благодаря канис-терапии: «Медленно, но развивается. К собакам не подходила, а сейчас уже гладит их с удовольствием, кормит, играется с ними. Даже на улице тоже видит уже лабрадоров и пытается к ним подойти». А еще у Даши в этом году родилось два братика!
и его сестра Таня
Таня и Коля – двойняшки. Папа рассказывает, что в семье много занимаются с детьми, поэтому он не может сказать, что больше помогает в развитии: «Достаточно сложно сделать вывод, потому что мы с детьми очень много занимаемся. Не поймешь, от чего больше идет прогресс. Хотя Коле, конечно, эти занятия нужнее. Тане же просто нравится»
Пока Таня и Коля занимаются, их папа – Сергей – тоже общается с собакой
Короткая передышка нужна и животным
По ходу занятия Татьяна подсказывает волонтерам, как лучше сделать тот или иной прием
Савве три года. У него диагноз ДЦП. Тяжелые роды, халатность врачей
Но мальчик удивительно светлый и радостный
Саше сложно начать общение, но Ника и Джой очень терпеливо стараются ему помочь
«Зайчики» Джой и Ника
Голден-ретривер Рома аккуратно выводит Артем на игру
Очень важно, чтобы волонтер мог контролировать свое тело и вовремя снимать мышечные зажимы. На самом деле, научиться тому гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Татьяна помогает Еве расслабиться, пока та занята работой с ребенком
В работе канис-терапевтов нет мелочей, и даже коврики здесь не случайны: разнофактурная поверхность в сочетании с контрастным теплом и мягкостью собачьей шерсти способствует развитию сенсорной чувствительности ребенка
Внучка первой собаки Любимовых Олли – Джой. Как говорит Татьяна, Джой оправдывает свою клику: по-английски Джой это «радость»
Волонтеры Вероника Хмызова с собаками Ромой и Луной, Татьяна Любимова со своими Джой и Никой и Ева Кабакова
Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей?
- История возникновения
- Основные направления
- Показания
- Противопоказания
- Почему достигается эффект от занятий?
- Упражнения
- Подходящие породы для канистерапии
- Распространение в России
- Отзывы
Существует такое понятие, как зоомедицина. Из названия ясно, что речь идет о лечении животными. В России наиболее известны четыре направления:
- Фелинотерапия (лечение кошками);
- Канистерапия (лечение собаками);
- Иппотерапия (лечение лошадьми);
- Дельфинотерапия (лечение дельфинами).
Особая роль отведена канистерапии (от латинского canis – собака), поскольку из всех животных собака легче всего поддается дрессировке.
Капистерапию, наряду с иппотерапией и дельфинотерапией, относят к нетрадиционным методикам лечения, но результаты они приносят потрясающие. Отмечают, что особенно эффективна канистерапия в комплексе с другими видами лечения, но и сама по себе она очень действенна.
Канистерапия – это выполнение упражнений пациентом и собакой под руководством специалиста с целью выздоровления.
Иногда можно встретить собаку-поводыря рядом с маловидящим человеком. За границей часто можно увидеть собак в домах престарелых, когда братья наши меньшие помогают старикам избавиться от некоторых заболеваний или просто коротать старость. Но все-таки наибольшую популярность канистерапия получила в лечении детей – много лет назад за рубежом и сравнительно недавно в России.
История возникновения
Согласно некоторым источникам, о канистерапии знали еще три тысячелетия назад. Об этом свидетельствуют рисунки, фрагменты, найденные на раскопках, исторические документы.
В 60-х годах прошлого века американский психолог Борис Левинсон заметил, что дети, которые посещают его сеансы и имеют определенные проблемы в общении, контактируя с его собакой, получают психологическую разгрузку, становятся более раскованными, и курс лечения длится меньше.
Тогда он выдвинул теорию о положительном влиянии собаки на человека и его эмоциональное здоровье.
Для становления же отечественной канистерапии очень много сделала Татьяна Любимова. К развитию этой методики в России ее побудил личный печальный опыт. У нее родился ребенок с диагнозом ДЦП. Через какое-то время, к сожалению, его не стало. А она захотела помогать детям, используя собак. И ей это удалось! В 2004 году был открыт первый в России центр канистерапии “Солнечный пес”. Он функционирует и сегодня.
Основные направления
Канистерапию можно разделить на следующие лечебные направления:
- Диагностическое. Собака предугадывает приступы эпилепсии, астмы, резкое повышение сахара в крови у людей, больных диабетом и предупреждает хозяина.
- Лечебно-контактное. При возникновении болей собака ложится на место, которое беспокоит, и греет своим теплом. В этом направлении, как правило, используют собак люди, страдающие хроническими заболеваниями.
- Реабилитационное. Собака ускоряет процесс выздоровления с помощью активного взаимодействия с ней. Все выполняется под наблюдением канистерапевта.
- Обслуживающее. Собаки помогают людям в инвалидных колясках, слепым, слабослышащим передвигаться. Это так называемые собаки-поводыри.
Показания
Канистерапия используется для:
- Подавления агрессии, гиперактивности;
- Улучшения памяти, речи;
- Избавления от неврозов, фобий, чувства тревоги;
- Развития моторики, интеллектуальных и познавательных способностей;
- Улучшения координации движений;
- Лечения таких заболеваний, как аутизм, олигофрения, болезнь Альцгеймера, ДЦП, мышечная дистрофия.
Противопоказания
Если у вас есть склонность к аллергии, особенно на животных, на теле имеются повреждения, куда может попасть инфекция, если повышена температура тела или присутствуют заболевания дыхательных путей, от такого метода, как канистерапия, придется отказаться.
Однако боязнь собак совсем не является противопоказанием. Это всего лишь вопрос времени.
Почему достигается эффект от занятий?
При лечении ребенок взаимодействует с собакой. Для кого-то по итогам занятия будет достижением сделать несколько шагов, а для кого-то – просто улыбнуться. Но в любом случае при общении с животным задействованы все органы чувств, что само по себе полезно и хорошо. Поэтому можно сказать, что эффект от занятий достигается всегда.
Но если человек изначально настроен на то, что лечение не принесет результатов, его не стоит и начинать. Животные очень хорошо все чувствуют и вряд ли смогут помочь, если пациент придет на занятие с недоверием или негативом.
Упражнения
Для каждого конкретного случая канистерапевт разрабатывает комплекс упражнений.
- Лечение всегда начинается со знакомства. Некоторым детям требуется немало времени, чтобы привыкнуть или побороть страх. Но специалист всегда поможет наладить контакт. Нужно очень тщательно наблюдать за реакцией ребенка. Если он боится, собаку следует держать на расстоянии. Многим детям проще, когда животное сидит или лежит боком. Тогда отсутствует контакт глазами.
- После этапа знакомства можно переходить к так называемым дистанционным упражнениям. Специалист идет рядом с ребенком, ведя с другой стороны животное на поводке и не приближая его. Когда пациент привыкнет, собака может делать остановки, повороты. Потом можно поручить ребенку ее расчесать. И когда этап привыкания завершен, ребенок может самостоятельно давать команды собаке.
- Следующее упражнение требует от ребенка сосредоточенности и развивает определенные навыки: ориентироваться в пространстве, последовательно выполнять действия. Ребенку дается задание подвести собаку к определенному предмету или человеку, потом взять какую-нибудь игрушку и вместе с животным отнести ее в назначенное место. Если собака умеет выполнять трюки, пусть ребенок попросит ее выполнить один из них. Это очень повысит самооценку малыша.
- Очередное упражнение выполняется на коврике. Ребенок ложится рядом с собакой, можно на нее облокотиться. Он расчесывает ее, плетет косички, прижимается к ней или просто обнимает. При этом уменьшается чувство тревоги, улучшается моторика и даже речь. Температура тела собаки выше, чем у нас, поэтому такой тесный контакт полезен для мышц.
Пожалуй, выше приведены наиболее используемые упражнения. Но вариантов их великое множество. Можно плести собаке косички, можно повязывать ей на голову косынку, можно даже читать ей книги – все эти занятия очень нравятся детям. Главное во всех этих упражнениях – тесный контакт с животным, который, безусловно, раскрепощает, расслабляет и делает добрее.
Подходящие породы для канистерапии
Далеко не любая собака подходит на роль канистерапевта. Для того чтобы помогать людям, каждое животное проходит специальную подготовку и сдает экзамен по итогам обучения.
Что касается пород, то принято считать, что все породы в большей или меньшей степени могут лечить, даже беспородные особи.
Главное – чтобы собака была хорошо воспитана, идеально выполняла команды, была полностью лишена чувства агрессии и любила людей. Ребенок может ненамеренно обидеть собаку – собака не имеет права ответить враждебно. Она должна хорошо относиться не только к своему хозяину, но и ко всем людям.
Самыми популярными породами в канистерапии являются лабрадоры, золотистые ретриверы, ризеншнауцеры. Иногда используют таких больших, пушистых добряков, как сенбернары, ньюфаундленды, бобтейлы.
Однако не рекомендуется привлекать к лечению детей бойцовских собак и собак мелких пород из-за их вспыльчивости. К тому же последние не обладают такой железной выдержкой, как их крупные собратья.
Распространение в России
В Москве лечением детей с помощью собак занимается несколько центров. Наиболее известным считается центр “Солнечный пес”. Там ведут работу собаки породы «лабрадор» под руководством опытных специалистов. Ежегодно на монопородной выставке лабрадоров выступают дети с различными заболеваниями, посещающие этот центр. Вместе с собаками-терапевтами они показывают очень яркие, насыщенные номера.
В Санкт-Петербурге канистерапевты предпочитают использовать для работы ризеншнауцеров.
А в Обнинске, что в Калужской области, функционирует центр “Радуга”, где оказывают помощь беспородные собаки, попросту говоря – дворняжки.
Во многих крупных городах практикуют лечение собаками. Мурманск, Омск, Новосибирск, Рязань, Владивосток, Екатеринбург – это далеко не полный список городов, где готовы оказать помощь “лохматые доктора”.
Подробнее о центре “Солнечный пес” и его успехах вы можете узнать из следующих видео.
Отзывы
Отзывы о канистерапии в основном положительные. Родители очень благодарны животным и людям, которые с ними работают, за результаты, полученные в ходе лечения. Отмечено, что дети достаточно быстро начинают проявлять к собакам интерес, с удовольствием проводят с ними время.
Особенно популярна канистерапия для лечения детей, больных аутизмом. Как известно, аутисты очень замкнуты в себе. Они могут часами сидеть и смотреть в одну точку. Можно встретить много отзывов, где говорят о том, что благодаря собакам маленькие пациенты становятся более открытыми к окружающему миру, более общительными. Известен даже случай, когда после ряда занятий, девочка-аутист стала выступать на сцене.
Люди, столкнувшись с заболеванием ДЦП, утверждают, что общение с собакой позволяет улучшить координацию движений, мышечный тонус.
Если речь идет о нарушении интеллектуального развития, благодаря собаке, ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь.
Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться, тем самым улучшая их физическое состояние.
Описан ряд случаев, когда маленький пациент после недолгого общения с собакой начинал замечать ее, а затем и своих родителей. До этого же он совсем не реагировал на окружающих.
Можно даже услышать рассказы о том, как ребенок произносил отдельные слова при значительных проблемах с речью. А это очень большое достижение!
Иногда можно встретить мнение, что лечение собаками не настолько эффективно, как заявляют специалисты, но как правило, так считают люди, которые в целом относятся к животным отрицательно и вряд ли когда-либо выберут этот метод лечения для себя или своих детей.
Бывают такие случаи, когда люди испытывают неприязнь к запаху собаки или виду шерсти, оставленной собакой на их одежде. А кто-то просто относится несерьезно к нетрадиционной медицине.
Но учеными давно доказано, что и людям без особых отклонений полезно проводить время с собакой. Общаясь с животным всего 15 минут в день, у человека нормализуется давление, улучшается самочувствие и настроение. Даже простая игра с собакой позволяет снять стресс.