10 животных с невероятными глазами
Согласно ученым, глаза эволюционировали 540 млн лет назад. Сегодня зрение – самое важное чувство для многих животных, включая и человека. Взгляните на некоторые из самых странных и невероятных глаз в царстве животных.
Четырехглазка
Эти рыбы обитают в Мексике и Центральной Америке. Они совсем небольшие, до 32 см в длину, питаются насекомыми, поэтому большую часть времени проводят возле самой поверхности воды. Несмотря на свое имя, у этих рыбой только 2 глаза. Однако эти глаза разделены прожилкой, и каждая половина имеет свой зрачок. Эта странная адаптация позволяет четырехглазке хорошо видеть как над, так и под водой.
Стебельчатоглазые мухи
Эти маленькие, но необычные создания обитают в джунглях юго-восточной Азии и Африки. Имя свое они получили из-за длинных выступов с обеих сторон головы с глазами и антеннами на конце. У самцов такие стебельки длиннее. По наблюдениям самки предпочитают самцов с более длинными стебельками.
Долгопят
Это маленький ночной примат, обитающий в тропических лесах юго-восточной Азии. Это единственный хищный примат в мире, питается он ящерицами, насекомыми и даже птицами. Но самой его интересной чертой являются огромные глаза, непропорционально большие по отношения ко всему телу. Если эти пропорции применить к человеку, то его глаза должны быть размером с грейпфрут. У долгопята очень острое зрение. Даже предполагалось, что они могут видеть ультрафиолетовый свет. С другой стороны, долгопяты плохо различают цвета, как и многие другие ночные хищники.
Хамелеон
Хамелеоны известны своей способностью к изменению цвета, которая помогает им общаться и выражать свои намерения или настроение (только несколько видов хамелеонов используют изменение цвета как камуфляж). У этих ящериц также очень необычные глаза. Веки полностью соединены, есть только маленькая щелочка для зрачка. Каждый глаз двигается независимо от другого, что позволяет хамелеону следить за добычей и возможной угрозой одновременно.
Стрекоза
Глаза стрекозы такие большие, что покрывают почти всю голову, делая ее похожей на шлем и давая поле зрения на 360 градусов. Эти глаза состоят из 30 000 частей, каждая из которых содержит линзу и несколько светочувствительных клеток. Зрение у стрекоз превосходное. Они могут определять цвета и поляризованный свет, а также стрекозы особенно чувствительны к движениям.
Листохвостый геккон
Листохвостый геккон обладает очень необычными глазами. У него вертикальные зрачки, в которых есть несколько «отверстий». Эти отверстия расширяются ночью, позволяя этим ящерицам лучше видеть. Глаза геккона содержат намного больше светочувствительных клеток, чем глаза человека, давая возможность животному обнаруживать предметы и даже различать цвета ночью. В то время как коты и акулы видят в 6 и 10 раз лучше человека, гекконы — в 350 раз лучше.
Колоссальный кальмар
Это самое большое беспозвоночное, известное науке. У этого кальмара также самые большие глаза в царстве животных. Каждый глаз может быть до 30 см в ширину. Такие большие глаза позволяют кальмару видеть в полумраке, что очень полезно для животного, которое тратит почти все свое время, охотясь на глубине 2000 м под водой.
Опистопрокт
Опистопрокт – глубоководная рыба с одной из самых странных структур глаз. Характерным признаком опистопрокта являются глаза цилиндрической формы, направленные вверх.
Рак-богомол
Эти раки известны своей агрессивностью и своеобразным оружием (у них очень острый и мощный коготь, который может запросто разрезать человеческий палец надвое и выбить стекло в аквариуме). Раки-богомолы располагают самым сложным глазом в животном мире. Они различают 12 основных цветов — в четыре раза больше, чем люди, а также различные виды световой поляризации, то есть направление колебаний световой волны. Светочувствительные клетки глаза вращаются относительно плоскости поляризации света, воспринимая практически весь видимый спектр — от ультрафиолетовой границы до инфракрасной. Сейчас мы можем только догадываться, как же выглядит мир для этого ракообразного.
Паук-огр
У пауков, как известно, много глаз. У паука-огра их 6, но выглядит, будто 2, так как средняя пара глаз очень сильно увеличена. Все это служит для улучшения ночного видения. У пауков-огров отличное ночное зрение не только из-за размера глаз, но и большого количества светочувствительных линз, покрывающих их. Эта мембрана такая чувствительная, что разрушается каждое утро и вырастает ночью.
Angry birds: как аэропорты борются с птицами
И почему не всегда успешно?
Экстренная посадка самолета «Уральских авиалиний» на кукурузное поле остается в центре внимания. Пилоты получили звания Героев России, авиакомпания объявила о компенсациях пассажирам. Однако проблема попадания птиц в двигатели повисла в воздухе. Обсуждаются самые разные варианты борьбы с этим явлением, но эксперты HotLine.travel считают, что 100 %-ной гарантии не даст ни один из известных способов.
Виноват ли Жуковский?
По мнению президента Союза адвокатов России, представителя потерпевших в авиакатастрофах Игоря Трунова, причина происшествия – отсутствие в аэропорту Жуковский орнитологической службы, которая отгоняла бы от взлетно-посадочной полосы птиц. Об этом он заявил 19 августа на пресс-конференции в Национальной службе новостей. Юрист считает, что аэропорт просто экономит на орнитологической защите.
Как сообщили в пресс-службе аэропорта Жуковский сразу после инцидента, служба орнитологической защиты находится в ведении Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова. Поэтому говорить о ее полном отсутствии не приходится. На защиту Жуковского встал и Минтранс. По словам замминистра транспорта, курирующего авиационную отрасль, Александра Юрчика, аэродром Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова выполняет все требования орнитологической защиты. «У нас ни в одном аэропорту нет уровня ниже, чем требует ICAO (Международная организация гражданской авиации). Есть более жесткие требования, но ниже – нигде нет», – отметил чиновник.
Не чаще, чем у других
И всё же сразу в нескольких публикациях, последовавших после случившегося, был сделан ряд резонансных и где-то шокирующих выводов. Один из них – столкновения с птицами в России происходят гораздо чаще, чем в других странах. Об этом написали «Русская служба BBC», Forbes, «Ведомости», «Новости.Mail.ru» и ряд других известных федеральных изданий. Главным ньюсмейкером на эту тему стал Андрей Мартиросов, гендиректор авиакомпании Utair. По его словам, случаи попадания пернатых в самолеты (birdstrike) в России происходят как минимум в 10 раз чаще, чем в Европе, хотя там птиц даже больше, потому что «экология лучше».
В качестве доказательства приводится статистика Росавиации за 2017 год: в России на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.
Также, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, количество подобных инцидентов с 2015 года только растет.
Впрочем, утверждение, что Россия в числе рекордсменов, довольно спорно. «Я не думаю, что в нашей стране орнитологическая обстановка в аэропортах в разы отличается от других стран с аналогичными климатическими и биологическими условиями. Приемы борьбы одни и те же. К нам летают не только наши, но и зарубежные авиакомпании, поэтому российские воздушные гавани проверяют инспекторы различных международных ассоциаций гражданской авиации. И они получают положительные оценки. То есть никаких опасений не возникает», – комментирует HotLine.travel главный редактор avia.ru Роман Гусаров.
Если посмотреть новости по поисковому слово bird на сайте авиационных происшествий по всему миру avherald.com за последние два месяца, видно, что в российских аэропортах столкновения с птицами происходят не чаще, чем в других.
Как отмечают специалисты, вероятность столкновения с птицами возможна на абсолютно любом аэродроме, просто на одном эти риски будут выше, на другом – ниже. И они тем выше, чем выше качество среды обитания и чем обильнее кормовая база.
Поэтому многие так рьяно заговорили об экологической проблеме, а именно о свалках возле взлетно-посадочных полос, водоемах, где питаются птицы. В частности, об озере Глушица, расположенном всего в 800 м от Жуковского.
«Количество чаек, которые гнездятся здесь, может привести к авиакатастрофам», – еще в мае 2017 года предупреждала Елена Гришина, член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области, заместитель председателя Общественного совета Росприроднадзора.
Эту проблему уже нужно решать не силами аэропортов, а городским властям. «Закатать в асфальт всю территорию вокруг аэродрома на десятки километров, чтобы птицы там не кормились и не селились, невозможно», – считает автор поста на эту тему в профессиональной группе в Фейсбуке «Спроси пилота» Игорь Дмитриев. Впрочем, полигоны бытовых отходов, по его словам, не единственный X-фактор. Сюда же можно отнести наличие естественных или искусственных мест укрытий и гнездования (леса, высокая трава, кустарники, строения и т. п.), состав почвы, влияющий на наличие кормовой базы, наличие вблизи водоемов, не говоря уж о сельхозугодьях на прилегающих территориях.
Как аэропорты борются с птицами?
История борьбы началась с самого зарождения авиации, когда 7 сентября 1908 года птица угодила в летательный аппарат конструкции братьев Райт. Тогда всё закончилось благополучно, но уже через четыре года появились и первые жертвы. Пилот аэроплана погиб в катастрофе из-за попадания птицы в тросы системы управления. И, что примечательно в свете последних событий, той птицей тоже была чайка. Так что, у чаек с самолетами уже тогда как-то не сложилось.
Сейчас в каждом аэропорте есть специальная орнитологическая служба, разработана своя программа по предотвращению столкновений с птицами. Для их отпугивания применяются пропановые пушки, имитирующие звуки выстрелов или раскатов грома; всевозможные электронные воспроизводители птичьих криков об опасности; чучела или силуэты хищников, в том числе имитирующие вид мертвых птиц; различные надувные шары с изображением хищных глаз; зеркальные ленты. Из современных средств используют лазерные проекторы, излучающие красные лучи.
В некоторых странах разрешены к применению химические средства для обработки мест насестов птиц, травяного покрова, стоячих водоемов. Правда, далеко не везде.
Один из действенных способов – это иметь в «штате» хищных птиц. «Все технические ухищрения действуют только на перелетных птиц: они пугаются и улетают. Те же, кто живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам. Птицы быстро вычисляют, что эти звуки не опасны. Бахнуло, но не видно, чтобы кто-то умер. А когда ничего не происходит и все остаются живы-здоровы после громкого хлопка, птицы расслабляются. Другое дело, если летит ястреб и кого-то ловит. Значит, он охотится здесь каждый день, и лучше держаться от этого места подальше», – цитирует слова Ники Рыжовой-Аленичевой, специалиста по орнитологическому обеспечению в аэропорту Домодедово, издание «Вокруг света».
Без гарантий
Тем не менее ни одно из перечисленных средств не дает 100 %-ной гарантии. Остается уповать только на прочность лайнеров. Как пишут пилоты в своей профессиональной группе в Фейсбуке, давно проводятся испытания на устойчивость современных авиадвигателей к попаданию посторонних предметов, на что производителями тратятся миллионы долларов, достигая приемлемых показателей безопасности: «Но конструкторам нужно еще и достичь высоких лётно-эксплуатационных характеристик, поэтому проектирование двигателя в частности и самолета в целом – это всегда поиск различных компромиссов». Так что, несмотря на прогресс и технологии, полностью устойчивого к попаданию птиц самолета не существует.
Пушки, шары, ястребы и легавые. Как московские аэропорты борются с птицами
Авиакомпании давно жалуются на орнитологическую обстановку в российских аэропортах. Столкновения с птицами в российских аэропортах происходят гораздо чаще, чем в европейских или в США. Так, по данным Росавиации, в России в 2017 г. на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.
15 августа при вылете из «Жуковского» самолет Airbus 321 «Уральских авиалиний» столкнулся со стаей чаек, которые забили оба двигатели, что привело к их отключению. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, которым днем позже президент присвоил звания Героев России, посадили самолет с неработающими двигателями на кукурузное поле.
Это происшествие в очередной раз обратило внимание на орнитологическую проблему. «Ситуация в московских аэропортах лучше, а вот многие региональные аэропорты ведут эту работу для галочки», – говорит гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов.
Чем опасны столкновения самолетов с птицами
«В большинстве случаев это не приводит к повреждению самолета. Но даже в этих случаях дальнейшие полеты судна возможны только после того, как сертифицированный специалист даст соответствующее заключение. А так как во многих аэропортах нет таких специалистов даже для самых распространенных моделей – Boeing 737 и Airbus 320, то самолет надолго выбивается из графика. Крупная птица может привести к серьезной вмятине в фюзеляже и повреждению крыла – это требует дорогостоящего ремонта. Если же птица попадает в двигатель, это может привести к его разрушению и остановке, что и произошло с лайнером «Уральских авиалиний», – объясняет топ-менеджер российской авиакомпании.
Наука отпугивания
«Орнитологическая служба «Домодедово» контролирует популяции птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него, несколько раз в день орнитолог осматривает всю площадь аэродрома и при необходимости спугивает птиц звуковыми эффектами. По периметру установлено стационарное оборудование для отпугивания», – рассказал представитель аэропорта.
Авиакомпании давно жалуются на стаи птиц в аэропортах
«Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево» для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счет газа издает хлопки, которые слышны на расстоянии до 1 км), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.
Широко используют московские аэропорты и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала, говорит представитель «Внуково». «Шереметьево» использует в том числе 129 зеркальных шаров, специально доработанных по требованию аэропорта, говорит представитель «Шереметьево». В арсенале «Шереметьево» 41 противоприсадочная сеть и 900 противоприсадочных шипов – они не позволяет птицам садиться в пределах аэродрома, крепятся шипы также на зданиях и сооружениях аэропорта. На летном поле устанавливаются ловушки для ворон и голубей, для контроля за хищными птицами используются телеметрическое оборудование и датчики слежения, говорит представитель «Внуково».
Также используются подземные установки для отпугивания грызунов, которые служат пищей для пернатых, трава в окрестностях аэродрома скашивается до созревания семян, выявляются и засыпаются локальные понижения грунта, в которых может скапливаться вода, рассказывает представитель «Шереметьево». Дело в том, что даже крошечные водоемы и лужи могут привлечь водоплавающих птиц и ворон для водопоя, объясняет сотрудник крупной авиакомпании.
В СССР аэропорты для сокращения популяций птиц повсеместно использовали охотничьих ястребов. «Домодедово» и «Внуково» используют ястребов-тетеревятников и сейчас. «Внуково» также использует легавых охотничьих собак для поиска гнезд куропаток, перепелов, коростелей, вальдшнепов и бекасов. Ведется подсчет количества птиц и анализ их перелетов, говорит представитель аэропорта.
«По правилам, методы отпугивания нужно время от времени менять, так как непрерывное и слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания птиц», – говорит представитель «Внуково».
«Отпугивание птиц – это комплексная системная работа, по сути, подотрасль науки орнитологии. Просто разогнать птиц с аэродрома недостаточно. Методы отпугивания постоянно совершенствуются. Поэтому чисто формальное соблюдение требований по орнитологическому обеспечению – установка чучел и отпугивателей – может и не срабатывать из-за привыкания птиц», – говорит Мартиросов.
Против свалок нет приема
Важный фактор риска – свалки, на которые сами аэропорты повлиять не могут. Но при этом аэропорты отвечают за орнитологическое обеспечение полетов. Поэтому они обязаны через правоохранительные органы добиваться закрытия свалок, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. А так как незаконные свалки существуют благодаря коррупции и попустительству чиновников или силовиков, добиться результата очень сложно.
Свалки привлекают чаек и ворон, хотя вороны как самые умные птицы реже всего попадают под самолеты, говорит сотрудник крупной авиакомпании.
«Предположение о том, что причиной жесткой посадки самолета вблизи аэропорта «Жуковский» стали окрестные свалки, на которых обитают чайки, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон – «Сафоново», он расположен в 14 км. Полигон закрыт в 2012 г., отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен», – заявил «Ведомостям» сразу после инцидента с самолетом «Уральских авиалиний» министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин.
Но уже вечером 15 августа Росприроднадзор сообщил, что в 2 км от «Жуковского» есть несанкционированная свалка. Компания «Вымпел К» несколько раз штрафовалась за создание свалки, но штрафы не платила, а свалка продолжает существовать, сообщило ведомство.
«По авиационным правилам, нельзя размещать объекты выбросов и размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и т. п. ближе чем в 30 км от аэродрома в полосах воздушных подходов и ближе 15 км вне полос», – напоминает научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Но по факту в 15-километровой зоне от московских аэропортов и военных аэродромов Московской области размещают отходы, зачастую на несанкционированных свалках, добавляет она.
В каких аэропортах птицы чаще всего попадают в самолеты
2017 и 2018 гг. были рекордными по количеству столкновений с птицами в России – 1036 и 1021 случай соответственно, по данным Росавиации. В первом полугодии 2019 г. столкновений было уже 556 – на 20% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
В 2017 г. больше всего столкновений с птицами было в крупнейших российских аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово» (126 и 66). Следом идут «Пулково» и «Внуково» (59 и 46). Но если соотнести количество столкновений с частотой полетов, то хуже всего ситуация обстояла в аэропортах Абакана, Астрахани, Минеральных Вод, Махачкалы.
А самыми безопасными с точки зрения столкновений с птицами из крупных аэропортов в 2017 г. были аэропорты Красноярска (шесть случаев), Сочи и Новосибирска (по семь).
Кто разгоняет птиц и отвечает за безопасность самолетов в аэропортах Москвы
16 августа 2019 14:20
Жесткая посадка самолета А321 в кукурузном поле в Раменском районе доказала, что птицы могут помешать в небе многотонному лайнеру. При столкновении пернатые попадают в двигатель воздушного судна и не позволяют пилоту продолжить полет. Однако птицам можно “объяснить”, чтобы они не летали над взлетными полосами.
Во всех московских аэропортах есть орнитологические службы, задача которых сделать территорию непривлекательной для птиц. Как рассказывают в “Домодедово”, не должно быть деревьев, зарослей кустарников, водоемов, какой-либо еды.
Особую опасность для самолетов представляют гуси, утки, чайки, цапли, куропатки и тетерева, которые летят стаями. Как правило, птицы уставшие и голодные, а на таких открытых территориях, как взлетно-посадочные полосы, они могут покормиться и отдохнуть. Птицам там хорошо и безопасно – на них никто не охотится. Да, и самолеты они воспринимают, как “больших” друзей.
– Это воронам не нужно объяснять, что такое самолет, и какую опасность он представляет, – рассказывал ранее “КП” Иван Дзюбак, специалист по орнитологическому обеспечению полетов в “Домодедово”. – Кстати, местные грачи, галки и вороны ни разу не становились участниками столкновения с самолетами.
И как же разгоняют птиц? Бороться со стаями помогают акустические установки, которые издают крики испуганных грачей, скворцов и галок, что на языке птиц означает “опасность”. Для этого на технических зданиях в аэропортах устанавливают специальные граммофоны. Применяются и пиротехнические средства – револьверы сигнальные, раздающие резкий хлопок. Но лучше всего “разгоняют” птиц живые ястребы-тетеревятники. Ежедневно они вылетают “на работу” для осмотра территории или для конкретного задания – разгона стаи. Ястребу, по словам орнитологов, достаточно появиться в небе и посторонним птицам понятно, что они здесь незванные гости. Еще один аргумент, почему птицы сильнее боятся ястребов, чем людей – они осознают, что сотрудники аэропорта постреляли и ушли, а хищные птицы продолжат охоту.
Только за осенний период в аэропортах отлавливают по 50-100 птиц-нарушителей, среди них серые вороны, куропатки, пустельги, дрозды-рябинники и другие. Эти цифры говорят о том, что орнитологическим службам удалось предотвратить десятки аварий самолетов.
КОНКРЕТНО
Домодедово
Орнитологическая служба здесь действует с 2002 года. Главные задачи – обеспечение орнитологической безопасности полетов и контроль за популяциями птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 километров от него.
– Несколько раз в день орнитолог со специальным оборудованием осматривает всю площадь аэродрома, при необходимости сотрудник может спугнуть незваных пернатых гостей звуковыми эффектами, например, имитацией выстрелов из охотничьего ружья, – рассказывают в пресс-службе Московского аэропорта Домодедово.
По периметру аэродрома установлено стационарное оборудование – пропановые пушки, специальные ловушки, биоакустические установки. А также аэропорт использует специально обученных ловчих птиц – ястребов тетеревятников.
Шереметьево
В аэропорту осуществляется круглосуточный мониторинг летного поля. При необходимости птиц отпугивают техническими и пиротехническими средствами.
– Совместно со специалистами “Союза охраны птиц России” в 2018 году было проведено эколого-орнитологическое обследование аэродрома и прилегающей территории в радиусе 15 км включая зоны взлета и посадки, – рассказывают в пресс-службе “Шереметьево”.
Также применяются подземные установки “Антикрот” по отпугиванию грызунов, являющихся пищей для пернатых. Внедрили орнитологическое оборудование типа “Еж” – 900 противоприсадочные шипы установлены на аэродроме вдоль рулежных дорожек на маркировочных щитах. Таким образом, “Ежи” не дают птицам осуществить посадку в пределах аэродрома, они просто меняют маршрут и улетают за пределы летного поля.
На аэродроме Шереметьево к тому же установлено: 40 биоакустических установок, 34 электронных газовых отпугивателей “Гром”, 129 зеркальных шаров.
– В целях снижения условий, привлекающих птиц к аэродрому, дополнительно проводятся фитосанитарное обследование аэродрома, ликвидация кормовой базы птиц, – рассказывают в пресс-службе “Шереметьево”.
Внуково
Для отпугивания птиц аэропорт использует ястребов-тетеревятников. Для поиска гнезд птиц (особо опасные для воздухных судов – серая куропатка, перепел, коростель, вальдшнеп, бекас) инженерами по орнитологическому обеспечению используются охотничьи легавые собаки.
– Проводим регулярное обследование приаэродромной территории с целью выявления несанкционированных свалок и других мест, привлекающих птиц, – рассказывают в пресс-службе “Внуково”.
При большом скоплении врановых птиц и голубей применяются пропановые отпугиватели (пушки). Вдоль взлетно-посадочных полос установлены имитации хищных птиц, пугала, шары с глазами хищной птицы, механические отпугиватели птиц и блестящие ленты.
На зданиях аэропорта размещены биоакустические установки для отпугивания птиц, работающие круглосуточно. Приобретено дополнительное оборудование для контроля за хищными птицами (телеметрия, датчики местоположения).
– Инженеры по орнитологическому обеспечению безопасности полетов аэропорта Внуково соблюдают правила обязательной смены методов отпугивания птиц, так как непрерывное и слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания птиц к нему, – говорят во “Внуково”.
Жуковский
Аэропорт расположен на экспериментальном (испытательном) аэродроме Раменское ЛИИ им. Громова, поэтому орнитологическое обеспечение полетов у них одно.
– Аэродром Раменское АО “ЛИИ им. М.М. Громова” сертифицирован Росавиацей по всем стандартам гражданской авиации, включая орнитологическое обеспечение полетов. Перед вылетом проводятся все предусмотренные правилами процедуры, включая осмотр взлетно-посадочной полосы на предмет отсутствия миграции птиц, – говорят в ЛИИ им. М.М. Громова.
“Всем было страшно”, – пассажиры о посадке самолёта в подмосковном Жуковском
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Аудио: «Мы поняли, что высоту не удастся удержать и решили садиться на поле»: пилот А-321 Дамир Юсупов рассказал, как сажал самолет
Аудио: Чудо на кукурузе. В стране появились герои, о которых нужно снимать фильмы?
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Angry birds: птицы против самолетов. Как устроена работа орнитологической службы в аэропорту?
Ежедневно в небо над нами взлетают около 100 тысяч самолетов, а количество людей, ежеминутно находящихся в воздухе, сопоставимо с населением большого города. Количество авиаперевозок увеличивается каждый год. По прогнозам экспертов, в среднем количество пассажирских перевозок будет увеличиваться ежегодно на 4,7 %. К 2022 году их объем в России вырастет на 15 %, а в развивающихся странах Африки может удвоиться. Небо не такое уж и бескрайнее, как кажется. Железные птицы все больше вытесняют из воздушного пространства птиц живых.
По приблизительным подсчетам, сейчас на планете обитают свыше 100 миллиардов пернатых (это около 25 птиц на каждого человека). Вычтем из этой суммы пингвинов, страусов, киви, прочих нелетающих и те виды, которые предпочитают жить вдалеке от воздушных трасс и населенных пунктов. И все равно получится, что десятки миллионов наших крылатых соседей по планете ежедневно находятся в полете. Для того чтобы избежать конкуренции за место в небе и обезопасить каждый ваш перелет, трудятся тысячи профессионалов. И среди них не только люди.
Птичий урон: сколько тратят авиакомпании на птичьи повреждения?
Более 1,2 миллиарда долларов каждый год тратит мировая коммерческая авиация на ремонт самолетов, незапланированные посадки и повторные взлеты, произошедшие в результате столкновений с птицами. В базе данных Международной организации гражданской авиации (ICAO) ежегодно фиксируется около пяти тысяч столкновений летательных аппаратов с птицами по всему миру.
В нашей стране авиакомпании до недавнего времени собирали информацию лишь о случаях, которые привели к серьезным повреждениям самолетов и вертолетов, теперь же записывают любые столкновения — их в год бывает примерно 700–1 000. В результате 110 из них в 2017 году воздушные суда получили повреждения. В 2016-м таких инцидентов было на 28 меньше. Тенденция понятна.
Один из знаменитых братьев Райт, Орвилл, еще в 1905 году обратил внимание на эту проблему. Пионер авиации во время одного из тестовых полетов над кукурузным полем влетел в стаю птиц, которые сильно ударялись о самолет. Первое же серьезное авиационное происшествие по причине столкновения с птицами случилось семью годами позднее. Во время испытания нового самолета над океаном в Калифорнии в него врезалась чайка и повредила тросы управления. В результате летательный аппарат упал в воду, и пилот, к сожалению, скончался.
Авиакатастрофы по вине птиц до конца 50-х годов прошлого века отмечались лишь эпизодически, поэтому никому в голову не приходило придавать этому большое значение. Но технический скачок последующих десятилетий сильно усугубил ситуацию. Во второй половине XX века самолеты стали гораздо крупнее, быстрее, бесшумнее — и их стало гораздо больше. Количество авиационных инцидентов с участием птиц сильно возросло, потому что пернатым стало труднее вовремя замечать приближение летающих машин и уходить от столкновения на большой скорости. Тогда-то и придумали длинный термин «орнитологическое обеспечение безопасности полетов».
Правда, столкновения птиц и самолетов — большая редкость
Несмотря на обилие серьезных цифр в начале статьи, главная ее мысль заключается в том, что катастрофы по вине птиц очень редки. Если позволите еще одну статистическую выдержку, то на миллиард летных часов приходится лишь одна катастрофа. Все совсем не так страшно, как в фильме Хичкока (хотя и там не страшно), и птицы целенаправленно не мстят людям, вторгающимся в их пространство. Хотя это голословное утверждение, поскольку мы не смогли расспросить ни одного голубя о его отношении к самолетам.
Сравнивая размеры авиалайнера и чайки, трудно поверить, что в результате их столкновения серьезные повреждения получат оба участника. В лобовое стекло вашего автомобиля довольно часто врезаются мухи, но вряд ли вы хоть раз после этого замечали на нем хотя бы царапину. Но физика — бессердечная наука, и, согласно расчетам, удар 30-миллиметрового снаряда по статичной мишени оказывается примерно в три раза слабее, чем удар крупной утки о борт самолета на скорости в 700 километров в час. Вот это angry birds!
Кстати, лишь небольшая часть (около 16 %) столкновений с птицами происходит на крейсерской высоте (не каждая птица заберется выше шести тысяч метров — чемпионы тут гуси, лебеди, аисты, журавли и грифы). Остальные 84 % случаев происходят не выше 300 метров от земли, то есть при взлете и посадке в зоне аэропорта.
Почему птицам нравятся аэропорты?
Как бы странно это ни звучало, но аэродромы очень привлекательны для птиц. Летное поле и окружающее его пространство обычно засеяны травой, а это своего рода супермаркет для птиц. Одни из них питаются семенами растений, другие ловят размножающихся здесь насекомых, дождевых червей и грызунов. Во многих городах по странному стечению обстоятельств неподалеку от аэродромов располагаются свалки, которые, в свою очередь, тоже привлекают пернатых. Так что птиц в районе воздушных гаваней всегда много, особенно осенью и весной в период миграции и в конце лета, когда птенцы покидают гнезда и учатся летать.
Пушки, музыка русских рэперов (шутка) и «орлиный глаз»: как в аэропортах отпугивают птиц
В каждом крупном аэропорту мира существуют специальные службы, которые организуют работу по орнитологическому обеспечению безопасности полетов: отпугивают, отлавливают, а иногда и отстреливают птиц. Это могут быть и работники службы безопасности полетов, и служба движения, и пожарные команды, даже начальник аэропорта, но часто для этих нужд привлекают профессиональных орнитологов. В их арсенале десятки различных испытанных средств и методик.
Самое популярное устройство — биоакустические системы. Это, по сути, мощные колонки, которые проигрывают все альбомы русских рэперов на репите, от звука которых все живое в радиусе нескольких километров приходит в панику и старается поскорее покинуть территорию. Птаха сразу вспомнился. Простите, не удержался. На самом деле эти системы воспроизводят голоса хищных птиц и тревожные крики других пернатых. Такой сигнал способен распугать стаи в радиусе около 500 метров от аэропорта. Вы могли слышать такие записи на вокзалах и около некоторых станций метро, с их помощью оберегают фасады памятников архитектуры от вездесущих голубей (а точнее — их помета).
Также в списке маст-хэвов значатся газовые пушки. Они с определенной периодичностью производят хлопок громкостью до 150 децибел, имитирующий выстрел. Пропановые отпугиватели, как их еще называют, — экологически безопасное и действенное средство. Они эффективно отпугивают охотничьи виды птиц (уток, гусей), не понаслышке знакомых с этим опасным звуком.
Используют и разнообразные пугала. Как классические, в виде человеческих фигур, так и необычные — вроде больших надувных шаров с нарисованными крупными и яркими глазами хищных птиц. Яркие оттенки в природе являются сигналом опасности, поэтому сами шары также делают насыщенного цвета. Инстинкт самосохранения не позволяет птицам приближаться к таким пугалам на расстояние видимости.
Кстати, на коках двигателей самолетов вы наверняка замечали спиралевидный рисунок. Это не для красоты. Узор условно именуют «орлиным глазом», который, по мнению орнитологов, при вращении производит визуальный эффект, отпугивающий птиц. Ну и помогает наземному персоналу определить, что двигатель включен, дабы никого не засосало в турбину.
Применяются разнообразные ловушки и сети. Не переживайте, попавших в них птиц потом выпускают далеко за пределами аэропорта. А еще ультразвуковые и лазерные установки, воздушных змеев, фейерверки, оптический гель, трещотки и иногда даже тушки мертвых представителей орнитофауны. На заборах и крышах сооружений устанавливают различные преграды, не позволяющие птицам садиться на них и тем более вить гнезда. А на бортах самолетов размещают локаторы, способные обнаруживать приближение стай птиц, что позволяет автопилоту своевременно изменять курс воздушного судна.
Но птицы привыкают ко всему. Кроме реального хищника
Но, несмотря на обилие ухищрений, живущие рядом с аэропортом птицы со временем привыкают не только к шуму самолетных двигателей, но и к хлопкам пропановых пушек и записям тревожных сигналов сородичей из колонок. Только появление живого хищника вызывает у них реальный страх и вынуждает, сверкая хвостовым оперением (не пятками же), покинуть место дислокации. Заметив ястреба, сокола или сову, многие другие птицы стараются оставить территорию. Например, в аэропорту Домодедово в роли блюстителей безопасности полетов, кроме людей, ежедневно дежурят несколько ястребов-тетеревятников. Почему не сапсаны, спросите вы? Они же, мол, не только от Питера до Москвы за четыре часа могут домчать, но и самые быстрые птицы на планете! А дело в том, что соколы настолько крутые, что не очень интересуются мелкими птицами, которых чаще всего и нужно разгонять. Кроме того, их стиль охоты подразумевает подъем на довольно большую высоту, что само по себе может помешать движению самолетов. Поэтому выбор пал в первую очередь на тетеревятников. При этом самок берут охотнее, поскольку они крупнее. Половой диморфизм, ничего не попишешь.
Куриная пушка. В 1950-х год компания de Havilland разработала оригинальную конструкцию пневмопушки для тестирования столкновения с птицами на высоких скоростях. Она была названа «куриной пушкой» благодаря снарядам, которые использовала. Тушками куриц обстреливали двигатели, стекла и другие части самолета, а высокоскоростные видеокамеры снимали этот процесс. Позже все детали и записи тщательно изучали. Существует легенда, что однажды такую пушку сдали в аренду железнодорожному агентству для проверки нового скоростного поезда. После тестового выстрела тушка бройлера прошла сквозь особо прочное лобовое стекло локомотива, приборную панель, кресло машиниста и застряла в задней панели кабины. Удивленные железнодорожники послали в de Havilland запрос, подкрепленный всеми характеристиками стекла и рамы с мольбой помочь в устранении недочетов. В ответ они получили всего два слова: «Разморозьте курицу».
Профессиональные кадры обычно растят прямо на рабочем месте, чтобы птицы сызмальства (ах, как приятно доставать такие слова к месту из пассивного запаса) не боялись громких звуков аэропорта. Ястребят в возрасте трех-четырех месяцев берут из питомника (реже из дикой природы) и по особой системе тренируют порядка двух месяца. По принципу эта дрессура похожа на ту, что применяется в соколиной охоте, но имеет определенные поправки.
В задачи хищника не входит ежедневный отлов нескольких десятков птиц, это попросту ни к чему. Да и после первой удачной охоты птица наестся и потеряет стимул к работе (прямо как вы после обеденного перерыва). Кроме того, дрессировка птиц — это совсем не то же самое, что дрессировка собак. У пернатых не возникает такой сильной эмоциональной привязанности к человеку — все действия больше подчинены принципу взаимовыгоды. Ты летаешь над аэропортом весь такой опасный, пугаешь мелюзгу всякую, а потом получаешь за это вкусное перепелиное мясо из рук орнитолога. Мясо вороны, во-первых, не такое вкусное (это не я говорю, это наблюдение орнитологов за реакцией подопечных), а во-вторых, за вороной еще надо погоняться. Так что люди и ястребы в какой-то момент просто решают, что их обоих устраивает сотрудничество и так всем будет лучше. Присутствия хищника в зоне аэропорта уже достаточно, чтобы значительно уменьшить число гнездящихся птиц в округе. Кстати, в некоторых аэропортах мира функцию хищных птиц выполняют собаки. Фас гулю!
Кроме собственно отпугивания птиц, орнитологическая служба аэропорта проводит и профилактическую работу: выявление стихийных свалок на прилегающих территориях, осушение болот, вырубка кустарников, сбор и анализ данных об орнитологической обстановке для предупреждения диспетчеров и экипажей о возможной опасности, проведение лекций для пилотов и так далее. В общем, делает все возможное, чтобы избежать встречи птиц и самолетов в небе над аэропортом.
Несмотря на то что самолеты являются самым безопасным видом транспорта, о чем уже сказано миллионы раз, многие люди до сих пор боятся летать. Повторимся: совершенно зря! Надеемся, после прочтения этой статьи ваш следующий полет пройдет в атмосфере спокойствия, поскольку теперь вы знаете, что ваша безопасность находится в надежных руках, лапах и крыльях.
Эксперт: В год происходит более 5 тысяч столкновений самолетов с птицами
Почему птицы могут появиться в районе аэропорта?
Евгений Тишковец: Во-первых, там могут проходить пути миграций птиц.
Сезонные миграции связаны с появлением молодого поколения, которое не отличаются богатым жизненным опытом. Старые особи ведут себя более осмотрительно в районе летных полей, нежели недавно появившиеся на свет.
Например, в районе аэропорта Домодедово расположена трасса сезонных (осенних и весенних) перелетов птиц. И именно поэтому в районе этого аэропорта зафиксированы столкновения с птицами на достаточно большой высоте (до 2,5 километров) и даже ночью.
Они ведь могут не только пролететь мимо, но и остаться там, верно? Почему?
Евгений Тишковец: Птицы, к сожалению, часто квартируют именно возле летных полей. Аэродромное поле всегда имеет хороший травяной покров – источник еды для птиц (семена и насекомые). Летом над нагретым бетонным покрытием ВПП пернатые ловят летающих насекомых.
Появлению птиц вблизи аэропортов способствует и сам человек. Летные поля нередко соседствуют со стихийными свалками мусора (аэропорт Шереметьево – тому пример). На таких свалках часто кормятся птицы, причем достаточно крупные, например вороны, голуби и чайки. А за ними подтягиваются хищные. И все эти перелеты “поближе к еде” осуществляются через летное поле.
Если говорить именно о чайках, от которых пострадал самолет, их количество увеличилось в регионе?
Евгений Тишковец: Количество гнездящихся озерных чаек в Московской области с 80-х годов прошлого века наоборот уменьшилось в три раза. В регионе гнездится около нескольких десятков тысяч пар озерных чаек и чуть меньше сизых. Правила эксплуатации аэропортов предполагают, что сооружения должны быть расположены вдали от свалок, трава на территории должна быть подстрижена, чтобы не водились мелкие грызуны и не провоцировали появление птиц. Сейчас время послегнездовых кочевок.
Скорее всего, инцидент с самолетом “Уральских авиалиний” спровоцировали именно сизые чайки, более крупные птицы. Сизые чайки начинают откочевки к югу, и вполне возможно, что это залетевшие к нам на пути миграции северные птицы. Они сейчас собираются в стаи и могут в таких местах отдыхать. Взлетная полоса – это ровное и открытое пространство, где они могут сесть. Птицы слышат самолет, начинают взлетать, но скорость у самолета велика, они не успевают взлететь и улететь в сторону.
Что происходит с самолетом при столкновении с птицами?
Евгений Тишковец: Небольшое и мягкое существо превращается в самый настоящий снаряд разрушительной силы. Удар птицы весом 1,5-2 килограмма о самолет, летящий со скоростью около 700 км/ч, сравнивают с выстрелом пушки калибром порядка 50 миллиметров.
В боулинге страйк – это лучший удар. В авиационном жаргоне страйк происходит, когда птица внезапно пересекает траекторию самолета.
Расчеты таковы: если самолет на скорости 320 км/ч столкнется с чайкой, то сила удара составит около 3 200 килограмм на квадратный сантиметр. А если та же птица и самолет столкнулись на 2 километра выше на скорости 690 км/ч – удар будет в 3 раза мощнее, чем выстрел 30 миллиметрового снаряда.
Попадание птицы в двигатель может повлечь деформацию лопаток на различных ступенях компрессора, из-за чего возможно их разрушение, и двигатель в результате выйдет из строя, а может даже и загореться. Как правило, в двигатель попадает одна, максимум две птицы, и лишь в 5 процентах аварий происходит повреждение самолетов. Но даже если один двигатель выйдет из строя, ничего критичного не произойдет: самолет продолжит полет. Но есть и печальные примеры.
Какая высота наиболее опасна для такой “нежданной” встречи?
Евгений Тишковец: Около 70 процентов всех столкновений происходит на малой высоте (до 300 метров) во время снижения и посадки и взлета и набора высоты. 20 процентов столкновений случается на высоте от 300 до 1500 метров (на этом уровне летают преимущественно хищные птицы) и только 5 процентов – выше 1500 метров. Чем больше высота и скорость самолета, тем ощутимее удар.
В целом, высоты магистральных перелетов самолетов гражданской авиации для птиц недоступны. Но в истории авиации зафиксированы случаи столкновения с птицами на высотах 6-9 тысяч метров.
Проблема столкновения птиц с самолетами актуальна для всего мира?
Евгений Тишковец: Международная организация гражданской авиации ежегодно регистрирует порядка 5400 столкновений воздушных судов с птицами. За последние 25 лет из-за столкновений самолетов с птицами во всем мире было повреждено более 160 самолетов и погибло более 200 человек. В 2016 году было зарегистрировано 1835 подтвержденных попаданий птиц в одной только Великобритании.
В кабину самолета птицы врезаются в 12 процентах случаев, а в 45 процентах – попадают именно в двигатель, как в случае с лайнером “Уральских авиалиний”. Последнее несет наибольшую опасность. Самая крупная авиакатастрофа, вызванная столкновением с птицами, произошла в 1960 году в Бостоне. Самолет L-188 вылетел в Филадельфию, но менее чем через полминуты с момента взлета рухнул в Бостонскую бухту. Погибли 62 человека. Причиной ЧП стало столкновение со стаей скворцов – на взлетной полосе нашли 75 трупов птиц. Установлено, что пернатые попали внутрь трех из четырех двигателей, произошло резкое снижение тяги и самолет упал.
При попадании птицы двигатель всегда выходит из строя?
Евгений Тишковец: Двигатели должны выдерживать столкновение с птицей весом более 3,5 килограмм без опасного и быстрого выброса острых осколков из двигателей. Фактически большинство двигателей могут проглотить птицу и лишь немного повредить лопасти. Двойное попадание птицы в двигатель чрезвычайно маловероятно, но если один двигатель выйдет из строя по причине птичьего попадания, это будет не критично. Все самолеты справляются с выходом одного двигателя из строя.
Однако не только двигатели подвергаются риску при попадании птиц. Окна в кабине пилотов тоже могут разбиться. Пилотов обучают включать нагрев стекла, чтобы лед не намерзал на высоте, перед взлетом; так стекла становятся мягче и более устойчивыми к ударам.
Какие меры надо предпринимать, чтобы предотвратить попадание птиц в самолет?
Евгений Тишковец: Используются записи звуков хищных птиц, патроны, производящие громкий шум и вспышки света, механические соколы, обученные соколы и беспилотники. Довольно часто возникает предположение, что двигатели должны быть защищены решеткой, но это не так просто сделать. Проблема в том, что для того, чтобы эффективно заблокировать птицу на скорости 800 километров в час, сетка должна быть весьма прочной и толстой, но это помешает току воздуха в двигатель. Двигатели эффективны, потому что тщательно спроектированы, чтобы задействовать разреженный воздух на высоте, поэтому минусы защитной решетки перевешивают плюсы.
Птицы на взлетке. Как пернатые стали угрозой для пассажиров аэропорта Минвод?
Чудесное спасение и повторное происшествие
Чудесное спасение авиалайнера Airbus «Уральских авиалиний» стало самой нашумевшей новостью августа. Пилоты совершили экстренную посадку на кукурузном поле 15 августа. Сажать самолет пришлось почти сразу после вылета с аэродрома Жуковский, откуда рейс должен был прибыть в Симферополь.
Причиной экстренной посадки стал отказ обоих двигателей самолета после столкновения со стаей чаек. Оказалось , что вблизи аэропорта свалка, которая привлекает птиц. По счастью, все пассажиры остались живы, члены экипажа получили заслуженные государственные награды за выполнение жесткой посадки и оперативные действия после приземления.
Недавно выяснилось, что подобный инцидент повторился на Ставрополье буквально на следующий день после случая в Москве. В аэропорту Минвод 16 августа был задержан вылет рейса Минеральные Воды – Москва. Только спустя 2 месяца официально подтвердилась версия о том, что задержка произошла из-за попадания птицы в двигатель.
Транспортная прокуратура провела проверку в аэропорту Минвод по факту задержки рейса. Результаты проверки стали известны 2 октября. Выяснилось, что в аэропорту не работает биоакустическая установка, предназначенная для отпугивания пернатых. Она должна издавать звуки хищных птиц на высоких частотах.
Обнаружилось также, что в течение нескольких лет специалисты не проводили эколого-орнитологическое обследование района аэродрома и занятия с персоналом аэропорта по авиационно-орнитологической тематике.
«Нарушения могут стать причиной авиационных происшествий. От руководства аэропорта потребовали устранить недочеты», — сообщила прокуратура.
Ничего не изменилось
Спустя два месяца в Минводах, похоже, ничего не изменилось. В минувшую субботу, 26 октября, на 4 часа задержали утренний рейс в Москву. В турбину самолета снова попала птица. Это произошло во время взлета.
«Когда самолет достиг скорости около 200 км/ч, птичку засосало в левую турбину. Все пассажиры почувствовали удар. Командир нажал на тормоз, включил реверс, и самолет прервал взлет. После этого пилот сообщил, что “мы поймали птичку левым двигателем”», — рассказал представитель компании Utair, которая выполняла рейс.
После экстренного торможения птица сама выпала из задней части двигателя, а самолет отправили на техосмотр. Несколько пассажиров не стали дожидаться повторного вылета и сдали билеты на неудачный рейс. Спустя несколько часов этим же самолетом пассажиров доставили во Внуково.
О причинах произошедшего мы спросили руководство аэропорта «Минеральные Воды», но дирекция так и не ответила на запрос NewsTracker.
Неофициально представитель минераловодского аэропорта рассказал NewsTracker, что только за последний год дирекция признала 8 случаев столкновения самолетов с птицами. По его словам, это были незначительные удары мелких птиц о фюзеляж. Он не верит в версию о том, что в этот раз вылет отложили именно из-за попадания птицы в турбину.
«Это технический вопрос, но явно не из-за попадания птицы был прерван взлет», — заявил анонимный представитель аэропорта, который пожелал остаться неизвестным. Сообщить «настоящую» причину он отказался, назвав ее служебной тайной.
Кто кому подчиняется?
Вину за такие происшествия авиакомпании обычно возлагают на орнитологическую службу аэропорта, которая должна следить за популяцией птиц вокруг аэродрома и поддерживать работу биоакустических установок.
Но орнитологи в аэропортах зачастую просто не следят за ситуацией, пока не случится авария, рассказал NewsTracker представитель авиакомпании Utair.
«Все зависит от орнитологической службы аэропорта. Когда случается [аварийная] ситуация, орнитологическая служба начинает работать в штатном режиме. А когда все в штатном режиме происходит, происходят какие-то неловкости в плане того, что или она [отпугивающая установка] не работает или какие-то проблемы возникают с этой службой», — пояснил собеседник агентства.
Птицы беспрепятственно попадают на территорию разных аэропортов. Не часто это приводит к трагедиям, но всегда это тревожный знак.
«Бывает, такое случается на перроне, когда стая просто пролетает. Бывает, воронье летит прямо около самолета на стоянках. Такое тоже не раз было замечено службами представительства разных авиакомпаний», — рассказал собеседник.
Объективную статистику подобных происшествий, по его словам, составить невозможно, потому что аэропорты избегают огласки. Масштабы инцидента прямо зависят от размера птицы — небольшой удар в фюзеляж часто остается незамеченным и никто, кроме пилотов и диспетчеров, может об этом не знать.
«Ни одна авиакомпания не в силах за этим проследить. Потому что эта тушка может упасть где-то на взлетной полосе, служба навигации аэропорта может устранить и никому об этом не доложить. Трудность в том, что выявить очень проблематично. Сложно доказать, на каком участке перелета, в какой момент произошло столкновение. Трудно потом доказать, что это случилось именно в этом аэропорту, а не, например, в аэропорту Внуково или во время полета самолета», — отметил представитель авиакомпании.
Подобные истории, конечно, сказываются не только на имидже авиакомпаний, но и приносят реальные убытки.
«Авиакомпания несет убытки с момента попадания. Это простой самолета, потеря денежных средств, потеря времени пассажиров, качества обслуживания», — пояснил собеседник из Utair.
Какой разбор полетов после таких инцидентов происходит между авиакомпанией и аэропортом, остается только догадываться. Представители обеих сторон об этом умалчивают. «Это коммерческая тайна, мы не можем это обсуждать», — отметил собеседник из авиакомпании Utair.
Однако официальная процедура довольно безобидная и не ведет к каким-либо последствиям для аэропорта. «Авиакомпания присылает акт в аэропорт и требует соответствия нормам, чтобы аэропорт привел в норму все службы, чтобы работа велась в штатном режиме», — рассказал представитель авиаперевозчика.
Но, несмотря на все издержки, реально повлиять на руководство аэропортов авиакомпании не в состоянии. Авиаперевозчики просто избегают конфликта с руководством аэропорта, чтобы не нарушить график вылетов.
«[Реально] повлиять [на руководство аэропорта] может пресса и государство, Росавиация, которая должна контролировать этот момент. Авиакомпании требуют устранения от аэропорта. Писать в государственную инстанцию Росавиация авиакомпании тоже во многом не заинтересованы, потому что это может повлиять на работу аэропорта», — отметил собеседник агентства.
Отпугивают не только птиц
Сотрудники аэропорта видят ситуацию с другой стороны. Зону своей ответственности, согласно регламентам, они видят лишь в радиусе 15 километров от аэропорта.
По мнению анонимного источника, система «Беркут», которая работает в аэропорту Минвод, вполне справляется с отпугиванием птиц. Пернатые, по данным источника, появляются на территории аэродрома нечасто, потому что очагов гнездовья в округе практически нет, проблемы возникают чаще с перелетными птицами.
«У нас нет своих птиц на аэродроме. У нас все птицы пролетные. Как раз август-сентябрь — массовая миграция птиц [о задержке рейса 16 августа]. Они пролетают мимо, не заходя на посадку в аэропорту Минеральные Воды. Есть птицы, которые живут в районе аэропорта — это врановые — серая ворона и грач, галка. Они тоже пролетают мимо, когда пролетают к местам кормежки и ночевки. Нам известно это время. В тех местах стоит оборудование, которое их отпугивает, когда они пролетают над территорией аэропорта. Работа ведется и день, и ночь», — пояснил собеседник агентства.
Установка для отпугивания птиц «Беркут» — это автомобиль УАЗ с магнитофоном, подключенным к усилителю и громкоговорителю на крыше машины, который воспроизводит крики хищных птиц. Такой автомобиль выезжает на взлетно-посадочную полосу перед вылетом самолета, когда появляются крупные скопления птиц, отметил собеседник.
Дополнительно в зонах расселения врановых установлены мобильные установки, которые срабатывают по графику.
«Это отпугиватель, который имитирует выстрел, имитирует хлопок. Они мобильные, их можно в любой момент переставить, она будет работать с необходимым интервалом. То есть я могу сделать так, чтобы она хлопала каждую минуту, каждые пять минут, каждые полчаса», — рассказал представитель аэропорта.
Такой шум слишком хорошо слышен в округе. Поскольку аэропорт находится в черте города, такие методы борьбы с птицами мешают горожанам, они неустанно жалуются в надзорные органы.
«Город это все слышит, поверьте. Жалуются в ту же самую прокуратуру, в следственный комитет: “Почему аэропорт нам мешает спокойно жить? Почему у них хлопки и прочее?”», — рассказал собеседник.
Других методов борьбы с птицами у аэропорта нет, отмечает собеседник агентства. Любое, даже пневматическое оружие, для этих целей на территории аэропорта использовать запрещено, а для отлова и вывоза попавшихся птиц у аэропорта нет лицензии.