Усадьба Большие Вяземы: здесь ночевал Наполеон и нашел любовь Пушкин
Подмосковная усадьба Большие Вяземы, которая входит в Историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина, прославлена не только великим русским поэтом, но и знаменитым княжеским родом Голицыных, а также Кутузовым и Наполеоном. Какую роль сыграла эта усадьба в судьбе Пушкина, кто из ее обитателей стал прототипом для героини “Пиковой дамы”, кто из хозяев создал “генплан” Москвы, а кто здесь оказался незваным гостем, узнал корреспондент портала “В Подмосковье”, прогулявшись с экскурсоводом по залам дворца.
От крепости до усадьбы
Первые упоминания о месте Большие Вяземы встречаются в летописях начала 16 века: так называется последняя станция перед Москвой на Большой Смоленской дороге. Происхождение слова “вяземы” некоторые исследователи связывают со славянским “вязкий” (илистое дно ближайшей речки).
В 1585-1586 годах эти места отошли во владение к Борису Годунову, который и построил там деревянный дворец, боярский дом, флигели, пятиглавый храм во имя Преображения Господня и обнес все постройки крепостной стеной. В итоге получилась крепость Большие Вяземы, в которой в эпоху Смутного времени жил Лжедмитрий и останавливалась со свитой Марина Мнишек.
В конце 17 века Петр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну, который заново восстановил дворец.
Усадебный дом в Больших Вяземах, дошедший до наших дней, был построен в 1784 году правнуком князя Бориса Голицына полковником Николаем Михайловичем Голицыным. Пушкин, который не раз бывал в Больших Вяземах, описал дворец Голицыных в романе “Евгений Онегин”. Считается, что с Больших Вязем поэт писал имение Онегина, а соседнее Захарово послужило прототипом имению Лариных:
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны.
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах
И печи в пестрых изразцах.
Сейчас во дворце для посетителей открыто шесть зал.
Незваные гости в усадьбе
Экспозиция в парадной прихожей называется “Незваные гости” и посвящена Отечественной войне 1812 года.
Дело в том, что 13 сентября в Большие Вяземы прибыл, действительно, незваный гость – император Наполеон. Он разместил в усадьбе драгунский полк и пробыл двое суток. На стенах прихожей портреты выдающихся французских полководцев – маршалов и генералов наполеоновской армии: Жерома Бонапарта, Мюрата, Бессьера, Жюно, Бертье.
За столом сидит манекен в мундире капитана императорского корпуса инженеров-географов Главного штаба Великой армии образца 1809-1812, а в выставочных стендах представлены подлинные походные столовые приборы французского офицера.
Столовая, где обедал император
Сначала перед гостями усадьбы распахиваются двери парадной столовой – со светло-зелеными стенами и большими окнами, старинной печью в расписных изразцах, и обязательным овальным столом посередине.
На стенах – портреты императора Павла I и его царственной супруги, знатных родственников и гостей усадьбы, золоченые канделябры. На столе, покрытом белоснежной скатертью – фарфор и фаянс конца XVIII века, золоченые подсвечники. В стендах за стеклом – свидетели той блестящей эпохи: “часы-скелет” XVIII века из металла и рубинового стекла, сосуды для деликатесов, блюда с гербами князей Голицыных и графского рода Строгановых, которых связывали с Голицыными брачные узы.
В начале мая 1797 года в этой столовой обедал император Павел Первый, посетивший вскоре после своей коронации предводителя дворянства Звенигородского уезда Николая Михайловича Голицына.
Библиотека – штаб русской армии
Интерьер библиотеки полностью воссоздан по сохранившимся гравюрам конца XVIII века: кабинет сверху донизу зашит красным деревом, но полки пока пустые, без книг – работники усадьбы завершают оформление.
На стенах развешаны портреты выдающихся русских полководцев войны 1812 года: в центре – большой портрет императора Александра Первого на коне, рядом князь Багратион, граф Дорохов, Беннигсен, Барклай де Толли, князья Голицыны – Борис Владимирович и Дмитрий Владимирович, которые также участвовали в Отечественной войне, сражались в Бородинской битве.
А 11 сентября 1812 года при отступлении из Москвы здесь останавливался сам маршал Михаил Илларионович Кутузов, и на одни сутки нижний зал библиотеки стал штабом русской армии. Кутузов писал здесь письмо генерал-губернатору Москвы графу Ростопчину и три приказа по армиям.
Дамская гостиная со столом-ананасом
В этом зале царит Наталья Петровна Голицына – жена Владимира Борисовича Голицына и одна из влиятельнейших дам своего времени.
“Она все фамилии бранит и выше Голицыных никого не ставит, и когда она перед внучкой своей 6-летней хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: “Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?”, – писал о княгине Голицыной историк Снегирев.
Считается, что именно с нее Пушкин писал свою “Пиковую даму”. Голицына вырастила в “Больших Вяземах” пятерых детей: трех сыновей и двух дочерей.
Сейчас в этой зале собраны мебель и изящные вещицы дамских будуаров XVIII века: ломберный столик, дамская кушетка – достаточно широкая, чтобы поместился кринолин, и столик-ананас. Ананас считался символом гостеприимства, поэтому столик, на который выставляли сладкое угощение для гостей: марципаны, монпансье, засахаренные фрукты – стоял на одной ножке в форме этого фрукта. В экспозиционных стендах выставлены дамские альбомы для стихов и книжки для записей бальных танцев, книжка-шкатулка для колец и бальная туфелька, такая узкая, что сложно представить, как в ней помещалась женская нога.
Масонский зал
На полу масонского зала дворца мозаикой выложен символ тайного братства, на который нельзя наступать, поэтому по центру зала лучше не ходить, отмечает экскурсовод. На стенах – портреты членов масонской ложи – известных военачальников и общественных деятелей: князья Долгорукий и Голицын, граф Строганов. Здесь можно увидеть и детали масонского костюма, диплом масонской ложи “Палестина”.
На полках – раритетные издания книг “Горе от ума” 1833 года, “Сочинения Фон-Визина” 1830 года, сочинения Сумарокова 1787 года, “Русская история” Глинки и “История государства российского” Карамзина, сочинения князя Одоевского.
Генплан Москвы Голицына
Кабинет московского генерал-губернатора Дмитрия Владимировича Голицына, который правил Москвой почти четверть века, с 1820 по 1843 годы, и сейчас обставлен так, как при жизни князя.
Здесь можно полистать программу архитектурно-градостроительного развития Москвы, которую князь Голицын разрабатывал совместно с архитектором Быковским. В журнале “Москвитянин” от 1844 года можно найти жизнеописание князя Дмитрия Голицына, сделанное историком Шевыревым, и “Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского”.
Прогрессивную деятельность генерал-губернатора отметил Пушкин в своем “Путешествии из Москвы в Петербург”. “Москва, утратившая свой блеск аристократический, процветает в других отношениях: промышленность, сильно покровительствуемая, в ней оживилась и развилась с необыкновенною силою.
Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством. С другой стороны, просвещение любит город, где Шувалов основал университет по предначертанию Ломоносова”.
Судьбоносная усадьба
Александр Сергеевич Пушкин часто приезжал в гости в имение Голицыных из соседней усадьбы Захарово, где жила его бабушка Мария Ганнибал.
На одном из приемов, который Голицын давал в своей усадьбе, поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая только начала выходить в свет. Наталья Петровна Голицына, мать Дмитрия Владимировича, ставшая прототипом старой графини в “Пиковой даме”, была посаженной матерью невесты на свадьбе Пушкина и Гончаровой.
Помимо дворца, на территории усадьбы можно посетить церковь Преображения Господня. Конюшенный двор еще реставрируется.
Экскурсии и цены
Все выставочные залы открыты для посещения шесть дней в неделю (выходной – понедельник) с 10.00 до 17.00, в пятницу – до 16.00. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия.
Стоимость билетов: взрослый – 100 рублей, детский – 20 рублей. Все экспонаты снабжены подробными описаниями. Можно воспользоваться и услугами экскурсовода, расценки для групповых посещений: от 175 рублей в час для группы до 20 человек. Подробная информация – на сайте музея-усадьбы.
Как добраться
Адрес: Московская область, Одинцовский район, поселок Большие Вяземы, Музей-заповедник А. С. Пушкина.
Электричкой: от Белорусского вокзала до станции Голицыно, время в пути – около часа (расписание можно посмотреть здесь). Далее – на маршрутке № 79 три остановки до музея-усадьбы.
На автомобиле: 44-й км по Можайскому шоссе от Москвы (подробная схема проезда здесь).
Юлия ЧЕРНЯВИНА
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”
Одинцовское краеведение: 1812 год на Одинцовской земле
Император французов Наполеон Бонапарт о событиях на Бородино выразился так: «Сражение при Москве-реке было сражением, в котором было проявлено столько доблести, но достигнуты наименьшие успехи».
Русская армия начала свой отход на Москву 27 августа (8 сентября), основная группа шла по Старой Смоленской дороге. Это движение прикрывал сильный арьергард, а так же несколько вспомогательных заслонов идущих параллельно. Отход на Москву имеет несколько интересных эпизодов, весьма мало освящённых именно из-за своей краткости, но очень важных по своей исторической сути. Практически сразу начались арьергардные бои, исход которых имел ценное стратегическое значение. Только небольшой период отхода Русской армии включает в себя три крупных сражения.
Вслед за русскими, в преследование пустился французский авангард под предводительством Мюрата, вечером 27 августа (8 сентября) Наполеоновская «Молодая Гвардия» попыталась прорваться в Можайск, но была остановлена казаками Платова и пехотой Розена. Лишь на следующий день Мюрат, подведя резервы, вошёл в Можайск. В то же время русская армия успела отойти и 28 августа (9 сентября) прибыла на позицию у деревни Шелковка, а на следующий день встала на позицию при деревнях Асаново и Нара. В этот же вечер 29 августа (10 сентября) при деревне Крымское состоялся кровопролитный бой между авангардом Мюрата и арьергардом Русской армии, возглавляемым заменившим Платова, Михаилом Милорадовичем.
Бой при Крымском достаточно масштабное сражение. Крымское обороняла пехота генерала Розена, прикрываемая кавалерийскими и казачьими частями. Им противостояла «Молодая Гвардия» Наполеона – пехотные дивизии Роге, Клапареда, Дюфура и кавалерия Мюрата, под его общим командованием. Французы были отброшены с такой силой, а затем преследуемы нашей кавалерией, что уже до самой Москвы не могли больше атаковать русский арьергард. Этот бой обеспечил достаточную безопасность армии. Только потери французов составили около 4000 человек, русские потери составили около 2000 человек. По преданию в соседней Кубинке, место, где теперь находится церковь, называлось «каланчёй», получившей своё название от смотровой вышки Милорадовича.
Русская армия продолжила своё движение к Москве и 30 августа (11 сентября) расположилась на ночлег у деревни Татарки, у Часцов. 31 августа (12 сентября) армия прибыла в Вязёмы, а сам главнокомандующий Михаил Кутузов расположился во дворце князей Голицыных. Ещё ранее в имении побывал князь Багратион, смертельно раненый в Бородинской битве. Кутузов ночевал в библиотеке имения, сейчас это каминный зал, следующую ночь здесь же ночевал Наполеон. Ныне там установлен памятный знак, рассказывающий об усадьбе периода 1812 года.
31 августа (12 сентября) произошёл ещё один арьергардный бой у Звенигорода, неподалёку от Саввино-Сторожевского монастыря. Здесь небольшой русский отряд прикрытия в 1500 человек под командованием генерала Винценгероде, встретился с французским 4-м корпусом Евгения Богарне, насчитывавшим в своём составе порядка 20 000 человек. Чуть ранее корпус Богарне вышел из Бородино на Рузу, где был обнаружен русским отрядом. 29 августа (10 сентября) когда начинался бой в Крымском, перед русским отрядом Винценгероде встала задача не дать корпусу Богарне блокировать Русскую армию, отрезав её от Москвы.
Чтобы не выдать свою малую численность кавалерийские партии русского отряда зашли в тыл французов Богарне и атаковали их отдельные подразделения. При этих делах были взяты несколько сот пленных французов атакованных казаками есаула Каргина и драгунами поручика Ласовского при селе Милятине, на реке Исконе 30 августа (11 сентября). В этот же день французский авангард Богарне достиг деревни Каринское, на Москве-реке, где и заночевал. 31 августа (12 сентября) у русского командования созрел план небольшого противодействия французам. Князь Сергей Волконский в своих воспоминаниях говорит об этом так: «У Звенигорода довольно выгодная местность дала возможность Винценгероде попытаться сделать маленький отпор, это было тем более удобно, что близ Саввинского монастыря, в ущелье, можно было устроить засаду казачью, скрытую от глаз неприятеля. Когда французы подошли на уровень этого монастыря казаки из засады гикнули, причинив расстройство в авангарде французском, и положили некоторых на месте, а некоторых взяли в плен. Весь отряд встал в позицию и тем приостановил на несколько часов, натиск неприятеля».
Французский корпус Богарне вытянулся на походе и не мог изначально действовать своей массовостью. Позиция у Саввинского монастыря была хороша именно этим, невозможностью одновременного использования крупных сил. Офицер наполеоновской армии генерал фон Трейзинг вспоминал, что у монастыря «мы вынуждены были приостановить своё наступление. Находящиеся перед нами крутые, поросшие кустарником высоты были заняты казаками».
Русский генерал, в то время полковник граф Александр Бенкендорф командовавший авангардом при этом деле в своих воспоминаниях говорит, что его подразделение было отрезано от остального отряда и было вынуждено вечером уходить в обход Звенигорода на встречу за городом с отрядом Винценгероде. Это свидетельство говорит о напряжённости боя и его большой значимости, была достигнута приостановка движения 4-го французского корпуса Богарне. Ночь на 1-е (13) сентября французы провели в монастыре и Звенигороде, а главная армия Кутузова была обеспечена возможностью свободного движения на Москву, находясь 1-го числа уже в Мамоново.
В своих «Воспоминаниях» граф Александр Бенкендорф говорит: «Вечером 29 августа (10 сентября) при селе Крымское арьергард Милорадовича принял удар передовых частей Великой Армии. Мюрат был отброшен. 30 и 31 августа (11-12 сентября) Винценгероде должен был задержать Богарне на дороге и у входа в Звенигород, иначе французы ещё успевали, идя через Звенигород, опередить Кутузова в Москве».
В Саввинском монастыре с Евгением Богарне произошёл достаточно интересный случай, рассказанный позже уже его сыном, так же побывавшем в монастыре. В ночь на 1(13)-е сентября в монастырские покои Богарне вошёл старец и на изумление Богарне произнёс: «Не вели войску своему расхищать монастырь и особенно уносить что-либо из церкви. Если исполнишь мою просьбу, ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым». Наутро Богарне пошёл посмотреть церковь и, увидев образ Саввы, поразился сходством с человеком приходившим ночью. Монастырь был частью разграблен, но нетронуты мощи преподобного. Богарне действительно стал одним из немногих, кто пережил эпоху Наполеона.
В корпусе Богарне служил немецкий художник Альберт Адам, оставивший о войне в России достаточно обширную коллекцию картин. Одно из его произведений изображает французский бивуак у Саввинского монастыря вечера 31 августа (12 сентября).
В то же время события в главной армии развивались по-прежнему стремительно. 31 августа (12 сентября) Кутузов, выйдя из Вязём, продвинулся до Мамоново, здесь он встретился с генерал-губернатором Москвы Фёдором Ростопчиным, о чём упоминает ординарец Кутузова, князь Александр Голицын. Ночь на 1 (13) сентября Кутузов провёл так же в Мамоново. 1 (13) сентября в Филях состоялся собранный Кутузовым военный совет решивший оставить Москву без боя.
31 августа (12 сентября) Наполеон провёл ночь в Петелино, а 1 (13) сентября в Вязёмах. Рано утром 2 (14) сентября он направился в сторону Москвы. Сотрудник русского Министерства финансов Фёдор Корбелецкий, бывший в плену у французов и следовавший вместе с их главной квартирой, говорит о такой детали поездки Наполеона: «Он сперва вёрст 12 проехал в карете а, потом, не имея возможности проехать в карете овраг, из-за сожженного моста на большой дороге, сел на лошадь и продолжил ехать всю остальную дорогу до Москвы». Разбор старых карт приводит к мнению что «сожжённый мост», «овраг» располагались у деревни Юдино и относится к реке Ликовка, в то время полноводной и широкой. В это же утро 2 (14) сентября Наполеон увидел Москву с Воробъёвых гор, а чуть позже на Поклонной Горе он ожидал депутацию официальных лиц Москвы с ключами от города. Так ничего и не дождавшись, он вступил в обезлюдивший и практически покинутый горожанами город.
Тем временем Русская армия, продолжив отступление по Рязанской дороге, внезапно ночью перешла на Калужскую дорогу, совершенно исчезнув из вида французской армии. Два полка казаков по-прежнему шли Рязанской дорогой, создавая видимость аванпостов Русской армии, лишь 10 (22) сентября французы убедились в исчезновении русских. Этот фланговый марш позднее был назван Тарутинским маневром, которым Кутузов прикрыл дороги, идущие в южные губернии, и создавал угрозу тылу Наполеона, если тот решится на поход в Петербург.
Как Наполеон заплатил за жизнь французскому ювелиру, и чем тот завоевал сердца жён миллиардеров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ювелирный дом Chaumet получил свое элегантное название далеко не сразу – а ведь его история началась еще в далеком 1789 году. Ювелир Мари-Этьен Нито открыл в Париже на улице Сент-Оноре свой магазинчик и тихо трудился над созданием своих украшений классическом стиле – и так бы и остался в числе множества малоизвестных ювелиров тех лет, если бы не случай. Однажды Нито увидел, что по улице несется обезумевшая лошадь, а всадник слишком напуган и растерян, чтобы с ней справиться. Решительный Нито сумел остановить лошадь и вскоре получил не только благодарность, но и пост придворного ювелира. Тем перепуганным всадником был французский консул Наполеон Бонапарт, который, став императором, решил сполна отплатить за свою спасенную жизнь.
На Нито посыпались заказы от монарших особ – а он умел угодить заказчикам.
Вместе с сыном он изготовил для Наполеона консульскую шпагу, украшенную знаменитым бриллиантом «Регент», венец для коронации самого Бонапарта и диадему для Жозефины. Все работы мастера выполнены в торжественном стиле ампир, который стал популярен с воцарением Наполеона на французском престоле. Нито любил работать с жемчугом и вообще тончайшими оттенками белого цвета. По желанию августейших заказчиц – первой супруги Наполеона, Жозефины, и второй, Марии-Луизы Габсбург, – Нито изобрел особый шифр, основанный на названиях драгоценных камней. Для Марии-Луизы он создал романтичные браслеты-акронимы, в которых было зашифровано ее имя, день рождения и дату встречи с Бонапартом. Сегодня наследники дела Нито – ювелирный дом Chaumet – продолжают использовать этот прием. С помощью специального программного обеспечения мастера Chaumet разработали собственный тайный код, основанный на названиях двадцати шести драгоценных камней – они соответствуют двадцати шести буквам латинского алфавита. Из первых букв камней, использованных при создании украшения, и римских цифр, помещаемых между ними, складываются важные имена и даты. Колье с зашифрованным днем первого поцелуя, браслет с именем возлюбленного или серьги с кличкой любимой собачки – с 2005 года Chaumet создает украшения с любым тайным посланием.
А теперь – вернемся в давно ушедший XIX век. Дело Нито переняли Жан-Батист и Жюль Фоссен – отец и сын. Они, в отличие от основателей дела с их классическими формами и идеальной огранкой, предпочитали высокохудожественный натурализм в своих работах и стремились создавать драгоценные цветы и фрукты, почти неотличимые от настоящих. Вот блик на грозди винограда, вот лепесток, готовый дрогнуть при легчайшем дуновении ветерка… Преемниками Фоссенов стали снова отец и сын – Жан Валантен и Проспер Морель.
Семья Морель сумела вывести ювелирный дом на международный рынок, открыть свой филиал в Лондон и стать любимыми ювелирами королевы Виктории. Правда, изобретательная королева предпочитала украшения по собственным эскизам – но Жан Валантен и Проспер умели как нельзя лучше воплотить идеи, порожденные ее богатым воображением. Жан Валантен Морель занял первое место на Всемирной выставке 1851 года – о его мастерстве еще долго ходили разговоры… Сын не уступал отцу в своих умениях, а вот внучка Жана Валантена Мореля поспособствовала появлению современного названия ювелирного дома. Она вышла замуж за молодого и предприимчивого ювелира по имени Жозеф Шоме, который, став главной бизнеса в 1895 году, решил сменить вывеску и клеймо – а что может быть лучше, чем собственная фамилия?
Довольно скоро дом Chaumet открыл магазин на Вандомской площади. Здесь и теперь находится их главный бутик – а еще музей и штаб-квартира. Постетителей «встречает» портрет императрицы Марии-Луизы, первой и любимой клиентки того самого Нито, спасителя Наполеона Бонапарта. Императрица и спустя столетия демонстрирует те самые украшения, с которых начинался головокружительный взлет ювелирного дома.
Под руководством Жана и Марселя Шоме стиль и технологии создания украшений начали стремительно изменяться, а число клиентов неуклонно росло. На рубеже веков украшения Chaumet привлекли внимание российского дворянства. Среди поклонников ювелирного дома были Голицыны, Оболенские, Орловы и утонченный князь Юсупов. Да и американские миллионеры не отставали: для богатой американки считалось просто неприличным не иметь в личной коллекции что-нибудь от Chaumet! Мастера экспериментировали с ар нуво и ар деко, отказывались от сложных нюансных оттенков в пользу драматических контрастов, начали использовать полудрагоценные камни…
Грянула Первая мировая война, революции в России и Германии, европейская аристократия теряла свои богатства и статус… Эти годы были для Chaumet нелегкими, но от краха их спасла гибкость и умение работать с любой целевой аудиторией. Так появились более дешевые украшения для среднего класса и ювелирные часы. Сейчас, правда, часы Chaumet снова стали «люксовыми» – белое золото, уникальные бриллианты особой огранки и высокоточный механизм швейцарского производства.
Один из традиционных мотивов украшений от Chaumet – это небосвод со звездами и тоненьким серпом луны. Нашим современницам, как и европейским принцессам прошлого, ювелиры Chaumet предлагают изысканные свадебные диадемы, где полумесяц теряется в ветвях, а птицы беззаботно порхают среди облаков.
Сегодня Chaumet – это сорок пять магазинов и больше трех сотен бутиков по всему миру. С 1999 года Chaumet принадлежит LVMH Group. Как и многие другие ювелирные бренды, Chaumet предоставляет своим клиентам не только украшения, но и элитные парфюмерные коллекции.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как Наполеон заплатил за жизнь французскому ювелиру, и чем тот завоевал сердца жён миллиардеров
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Ювелирный дом Chaumet получил свое элегантное название далеко не сразу – а ведь его история началась еще в далеком 1789 году. Ювелир Мари-Этьен Нито открыл в Париже на улице Сент-Оноре свой магазинчик и тихо трудился над созданием своих украшений классическом стиле – и так бы и остался в числе множества малоизвестных ювелиров тех лет, если бы не случай. Однажды Нито увидел, что по улице несется обезумевшая лошадь, а всадник слишком напуган и растерян, чтобы с ней справиться. Решительный Нито сумел остановить лошадь и вскоре получил не только благодарность, но и пост придворного ювелира. Тем перепуганным всадником был французский консул Наполеон Бонапарт, который, став императором, решил сполна отплатить за свою спасенную жизнь.
На Нито посыпались заказы от монарших особ – а он умел угодить заказчикам.
Вместе с сыном он изготовил для Наполеона консульскую шпагу, украшенную знаменитым бриллиантом «Регент», венец для коронации самого Бонапарта и диадему для Жозефины. Все работы мастера выполнены в торжественном стиле ампир, который стал популярен с воцарением Наполеона на французском престоле. Нито любил работать с жемчугом и вообще тончайшими оттенками белого цвета. По желанию августейших заказчиц – первой супруги Наполеона, Жозефины, и второй, Марии-Луизы Габсбург, – Нито изобрел особый шифр, основанный на названиях драгоценных камней. Для Марии-Луизы он создал романтичные браслеты-акронимы, в которых было зашифровано ее имя, день рождения и дату встречи с Бонапартом. Сегодня наследники дела Нито – ювелирный дом Chaumet – продолжают использовать этот прием. С помощью специального программного обеспечения мастера Chaumet разработали собственный тайный код, основанный на названиях двадцати шести драгоценных камней – они соответствуют двадцати шести буквам латинского алфавита. Из первых букв камней, использованных при создании украшения, и римских цифр, помещаемых между ними, складываются важные имена и даты. Колье с зашифрованным днем первого поцелуя, браслет с именем возлюбленного или серьги с кличкой любимой собачки – с 2005 года Chaumet создает украшения с любым тайным посланием.
А теперь – вернемся в давно ушедший XIX век. Дело Нито переняли Жан-Батист и Жюль Фоссен – отец и сын. Они, в отличие от основателей дела с их классическими формами и идеальной огранкой, предпочитали высокохудожественный натурализм в своих работах и стремились создавать драгоценные цветы и фрукты, почти неотличимые от настоящих. Вот блик на грозди винограда, вот лепесток, готовый дрогнуть при легчайшем дуновении ветерка… Преемниками Фоссенов стали снова отец и сын – Жан Валантен и Проспер Морель.
Семья Морель сумела вывести ювелирный дом на международный рынок, открыть свой филиал в Лондон и стать любимыми ювелирами королевы Виктории. Правда, изобретательная королева предпочитала украшения по собственным эскизам – но Жан Валантен и Проспер умели как нельзя лучше воплотить идеи, порожденные ее богатым воображением. Жан Валантен Морель занял первое место на Всемирной выставке 1851 года – о его мастерстве еще долго ходили разговоры… Сын не уступал отцу в своих умениях, а вот внучка Жана Валантена Мореля поспособствовала появлению современного названия ювелирного дома. Она вышла замуж за молодого и предприимчивого ювелира по имени Жозеф Шоме, который, став главной бизнеса в 1895 году, решил сменить вывеску и клеймо – а что может быть лучше, чем собственная фамилия?
Довольно скоро дом Chaumet открыл магазин на Вандомской площади. Здесь и теперь находится их главный бутик – а еще музей и штаб-квартира. Постетителей «встречает» портрет императрицы Марии-Луизы, первой и любимой клиентки того самого Нито, спасителя Наполеона Бонапарта. Императрица и спустя столетия демонстрирует те самые украшения, с которых начинался головокружительный взлет ювелирного дома.
Под руководством Жана и Марселя Шоме стиль и технологии создания украшений начали стремительно изменяться, а число клиентов неуклонно росло. На рубеже веков украшения Chaumet привлекли внимание российского дворянства. Среди поклонников ювелирного дома были Голицыны, Оболенские, Орловы и утонченный князь Юсупов. Да и американские миллионеры не отставали: для богатой американки считалось просто неприличным не иметь в личной коллекции что-нибудь от Chaumet! Мастера экспериментировали с ар нуво и ар деко, отказывались от сложных нюансных оттенков в пользу драматических контрастов, начали использовать полудрагоценные камни…
Грянула Первая мировая война, революции в России и Германии, европейская аристократия теряла свои богатства и статус… Эти годы были для Chaumet нелегкими, но от краха их спасла гибкость и умение работать с любой целевой аудиторией. Так появились более дешевые украшения для среднего класса и ювелирные часы. Сейчас, правда, часы Chaumet снова стали «люксовыми» – белое золото, уникальные бриллианты особой огранки и высокоточный механизм швейцарского производства.
Один из традиционных мотивов украшений от Chaumet – это небосвод со звездами и тоненьким серпом луны. Нашим современницам, как и европейским принцессам прошлого, ювелиры Chaumet предлагают изысканные свадебные диадемы, где полумесяц теряется в ветвях, а птицы беззаботно порхают среди облаков.
Сегодня Chaumet – это сорок пять магазинов и больше трех сотен бутиков по всему миру. С 1999 года Chaumet принадлежит LVMH Group. Как и многие другие ювелирные бренды, Chaumet предоставляет своим клиентам не только украшения, но и элитные парфюмерные коллекции.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что за пингвины Гумбольдта?
В Приморском океанариуме у шести пар пингвинов Гумбольдта, занесенных в Красную книгу, появились птенцы. При этом у двух пар оплодотворенными оказались сразу два яйца, что для пингвинов редкость. Всего на свет вылупилось восемь пингвинят, сообщается на сайте океанариума.
Птенцы растут быстро: при весе 70-80 г при рождении уже за месяц они достигают веса в 2 кг. До первой линьки (до трех-четырех месяцев) пингвинят кормят родители полупереваренной рыбой. И самка, и самец участвуют в высиживании и воспитании потомства по очереди.
«Мы не заметили, чтобы у них был какой-то график, то есть нет такого, что один сидит два часа на яйце, потом — второй два часа», — рассказала орнитолог Приморского океанариума Ксения Любимкина. По ее наблюдениям, в одной паре самка провела в гнезде три дня, а в другой самцу пришлось свою подругу туда загонять. Эксперт также пояснила, что пингвины моногамны. Однажды создав пару, они будут вместе строить гнездо и растить потомство, не меняя партнера, и так всю жизнь.
Почему пингвины Гумбольдта такие редкие?
Пингвинов Гумбольдта еще называют перуанскими пингвинами, так как они обитают на каменистых побережьях Чили и Перу, в зоне влияния холодного Перуанского течения. В 1982-1983 годах мощная фаза Эль Ниньо (аномальное повышение температуры поверхностного слоя воды в центральной и восточной зонах экваториальной части Тихого океана) помешала подняться из глубин океана холодным водам, богатым кислородом. Из-за этого рыба погибла, а пингвины Гумбольдта лишились пропитания. В те годы популяция этого вида сократилась на 65%.
На данный момент в мире осталось около 12 тысяч пар пингвинов Гумбольдта, из них 8 тысяч — в Чили, 4 тысячи — в Перу. Поэтому вид был занесен в Международную Красную книгу (в категорию «уязвимый») и Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры.
Как выглядят пингвины Гумбольдта?
Средний рост взрослой особи 65-70 см, вес — 4,5-5 кг. Оперение у пингвинов Гумбольдта черно-серое на спине и белое с отличительной черной полосой поперек — на груди. Еще одна отличительная особенность окраса — белая полоса, которая проходит от бока вдоль головы до горла и лба, образуя «очки». Молодые птицы лет до двух имеют менее контрастную окраску. Клюв у представителей данного вида черный с розоватым основанием, лапы тоже черные.
Сколько живут пингвины Гумбольдта и как они размножаются?
Размножаются пингвины Гумбольдта круглый год и гнездятся небольшими колониями. Яйца (по два на кладку) эти пингвины откладывают с марта по декабрь, чаще всего — в промежутках между апрелем и маем, сентябрем и октябрем. Насиживают яйца по очереди в течение 40-42 дней и заботятся о вылупившихся птенцах, пока те полностью не покроются оперением, сероватым на спинке и белым на груди.
При достаточном пропитании пингвины Гумбольдта могут за один год вырастить сразу два выводка. Родители кормят птенцов ежедневно: по очереди с утра уходят добывать пищу и вечером возвращаются, чтобы накормить птенцов. По мере роста пингвинят они могут проводить вне гнезда все больше времени. На 10-12 неделе (иногда позже) подросшие птенцы на несколько недель отправляются кормиться в море.
Половой зрелости птицы достигают к двум годам. Продолжительность жизни пингвинов Гумбольдта около 15-20 лет. В неволе они могут дожить до 30 лет.
Какой образ жизни они ведут?
Свои гнезда птицы обустраивают в укромных уголках: норах, расщелинах, щелях между камнями и ямках вдоль каменистых береговых склонов. Пингвины Гумбольдта все время обустраивают гнезда в одном и том же месте и с тем же партнером. Самки легко находят место гнездования и могут узнать своего птенца по голосу. Вокруг «дома» у пингвинов есть своя небольшая территория, при этом они всегда знают своих соседей. Нередко пингвины устраивают совместную охоту на большие стаи рыб.
Чаще всего пингвины Гумбольдта кормятся стайной рыбой, кальмарами и ракообразными недалеко от берега, ныряя на 60-150 метров. В период размножения они не уходят кормиться дальше чем на 35 километров. После сезона размножения птицы «наедают» в море жировые запасы перед линькой, которая затем продолжается 2-3 недели. Во время линьки пингвины ничего не едят и остаются на берегу.
На суше пингвины Гумбольдта в безопасности, разве что птенцов приходится охранять от чаек и поморников. А в море на них могут напасть морские львы или леопарды, а также косатки.
Милые серые комочки: Приморский океанариум показал новорождённых пингвинят
Как рассказали в приморском океанариуме, всего в стае восемь птенцов. Сейчас малыши покрыты детским, графитово-серым пухом, спустя три-четыре месяца пух сменится пером, и птенцы станут больше похожи на взрослых птиц. Однако пока без характерной для этого вида пингвинов грудной полосы.
Специалисты отмечают, что пингвинята растут очень быстро. Новорождённые птицы рождаются с весом около 70-80 грамм, и за первый месяц жизни вырастают до двух килограмм.
До первой линьки птенцов кормят родители, давая им полупереваренную рыбу. Оба родителя — папа и мама — по очереди высиживают яйца, а потом и кормят детей.
Орнитолог Приморского океанариума Ксения Любимкина отметила, что птицы сменяют друг друга без какого-либо графика — так, один партнёр может «загонять» другого на гнездо, устав от обязанностей. Другой, напротив, может провести в гнезде несколько дней кряду.
«Пингвины моногамны, если они создали пару, то будут строить гнездо и растить потомство, не меняя партнёра, всю жизнь. Первыми у нас пары создали Галочка и Крылышко и Ника с Созвездием», — отметила специалист.
Также пингвины постоянны в выборе места для гнезда. Сотрудники приморского океанариума сделали для птиц ниши-пещеры, которые позволяют им чувствовать себя в безопасности. Во время выращивания птенцов пингвины часто ведут себя агрессивно, даже порой и по отношению к знакомым им орнитологам.
Отмечается, что малютки живут вместе с родителями до первой линьки — то есть, около 3-4 месяцев. Потом они учатся плавать и вскоре переходят во взрослый вольер, становясь частью стаи.
Редакция: +7 (423) 260-61-97, e-mail: [email protected]
Реклама e-mail: [email protected]
Абонентский ящик для почтовой корреспонденции: 690014, Приморский край, г. Владивосток, а/я 121.
Свидетельство о регистрации средств массовой информации: Сетевое издание «Восток-Медиа» – Эл № ФС77-77373 от 25 декабря 2019 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО «ПремьерМедиаИнвест» (ОГРН 1187746783036)
Почтовый индекс 1050642 Москва, переулок Нижний сусальный, дом 55, строение 15, этаж 4, пом I, комната 2
Восемь редких пингвинов Гумбольдта родились в Приморском океанариуме
Владивосток. 26 января. ИНТЕРФАКС – ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – Краснокнижные птенцы пингвинов Гумбольдта появились на свет в Приморском океанариуме во Владивостоке, потомство – восемь пингвинят – принесли шесть пар.
“В пингвиньей семье Приморского океанариума большое пополнение – у шести пар пингвинов Гумбольдта появились птенцы. Как правило, у пингвинов оплодотворенным бывает только одно яйцо, чтобы у пары появилось двое птенцов – это редкость. Приморскому океанариуму повезло дважды”, – сообщила пресс-служба океанариума.
Пингвинята покрыты графитово-серым пухом, такая окраска сохранится до трех-четырех месяцев.
Восемь редких пингвинов Гумбольдта родились в Приморском океанариуме
“Когда у птенцов наступит первая линька и они сменят пух на перо, дети станут больше походить на родителей, правда, у них все еще не будет характерной для пингвинов Гумбольдта полосы на груди”, – приводятся в сообщении слова орнитолога Приморского океанариума Ксении Любимкиной.
До трех-четырех месяцев пингвинята живут в гнездах вместе со своими родителями. Когда пух сменит более плотное оперение, малыши начнут учиться плавать в большом бассейне вольера. После первой линьки птенцы станут самостоятельными.
Международная Красная книга относит пингвинов Гумбольдта к категории уязвимых видов. Мировая популяция насчитывает 12 000 пар.
Как сообщалось, зимой 2018 года в Приморском океанариуме поселились шесть пингвинов Гумбольдта, привезенных из питомника в Праге. В январе 2019 года восемь пингвинов Гумбольдта привезли в океанариум из Словакии.
Специалисты отмечают, что пингвины Гумбольдта – социальные птицы, они лучше себя чувствуют в больших стаях.
Приморский океанариум, расположенный на острове Русский во Владивостоке, открылся для посетителей в начале сентября 2016 года.