Игрунки научились новому диалекту у соседней популяции
Susanne Nilsson / flickr.com
Биологи выяснили, что обезьяны-игрунки могут научиться вокализациям другой популяции своего вида, если будут часто их слышать, рассказывается в PLoS ONE. После того, как группу игрунок несколько недель держали рядом с обезьянами, общавшимися на другом диалекте, обезьяны позаимствовали у них некоторые сигналы.
Ученые неоднократно замечали, что вокализации в у птиц одного вида, живущих в разных местах, отличаются друг от друга. Это верно и для некоторых млекопитающих, в том числе и для приматов. Различия можно объяснить генетическими причинами, либо ареалом обитания. Например, уровень шума в разных местах может различаться, животным приходится к нему приспосабливаться и каким-то образом менять сигналы, чтобы слышать друг друга. Вокализации могут изменяться и передаваться из одной популяции в другую с помощью социального научения. Больше того, особи из одной популяции могут научиться у другой не одному сигналу, а диалекту, состоящему из нескольких вокализаций.
Многие виды птиц могут перенимать диалект у особей своего вида, живущих в другом месте. В то же время приматы редко учатся новым вокализациям друг у друга и прямых доказательств того, что социальное научение влияет на диалект той или иной популяции, пока нет. Ивонн Цюрхер (Yvonne Zürcher) из Цюрихского университета и ее коллеги решили проверить, как появляется разница в диалектах у разных популяций приматов, в результате научения или из-за разницы в окружении.
Для этого они провели серию экспериментов с участием обыкновенных игрунок (Callithrix jacchus). Эти маленькие обезьяны обитают в тропических лесах в центре и на востоке Бразилии. Диалекты в популяциях игрунок, живущих как в дикой природе, так и в неволе, различаются, так что за их изменением можно наблюдать. Ученые сосредоточились на трех типах вокализаций игрунок — двух сигналах контакта и сигнале «я нашел еду». Когда обезьяны находятся на близком или удаленном расстоянии друг от друга, они общаются с помощью щебечущих звуков или протяжных звуков «фии» соответственно. Сигнал «я нашел еду» означает, что игрунка нашла что-то вкусное и может им поделиться.
Авторы провели два эксперимента с участием двух популяций живущих в неволе игрунок, чьи диалекты были изучены заранее. Сначала ученые проверяли, меняется ли диалект после изменения среды обитания. Они записали вокализации одной из популяций, состоявшей из 12 животных, переселили ее в другое место и фиксировали сигналы, которые издавали обезьянки сразу после переезда, а затем через 5-7 недель после него. Всего ученые записали 4,3 тысячи вокализаций.
Оказалось, что сразу после переезда в новое место у игрунок поменялась структура сигнала «я нашел еду» (p=0,028). Но в течение 5-6 недель вокализация опять изменилась и стала такой же, какой была до переезда на новое место. Вокализации, с помощью которых обезьяны общались друг с другом на близком и дальнем расстоянии, после переезда не изменились.
Во втором эксперименте ученые поместили четырех игрунок из одной популяции (А) недалеко от популяции с другим диалектом (В). Обезьяны из популяций А и В не видели и не могли физически контактировать друг с другом, но они слышали чужие голоса, и, возможно, запахи, и могли реагировать на неизвестные им сигналы. Авторы записывали вокализации обеих групп игрунок в течение 16 недель и записали 5,9 тысяч вокализаций. Потом они посмотрели, насколько изменились сигналы, которыми обменивались «переселенцы» из группы А. В качестве референтной группы они использовали четырех обезьян из популяции В того же пола и статуса, что и игрунки из группы А.
Ученые выяснили, что сигналы контакта (щебечущие звуки и «фии») у обезьян из группы А со временем стали больше похожи на вокализации особей из популяции В (p=0,006 и p биология животные наука
Айн? Ту? Один!
Теперь по новым стандартам начнут учить с 1 сентября 2022 года. Год – на то, чтобы досконально изучить все изменения и новшества.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех стандартах, что действуют сейчас – а принимались они в 2010 году, – прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии – все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.
Что нового? Например, есть изменения в требованиях к преподаванию иностранных языков. “Российская газета” уже писала о том, что родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык (“Кто тянет за язык”, “РГ” N 84 от 20.04.2021). А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах – обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов. Обычно это два урока в неделю. Но большинство выпускников школ так и остаются на уровне “читаю-перевожу со словарем”.
По данным опроса на сайте “РГ”, качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. И практически все они считают, что для большинства учеников второй иностранный и вовсе не нужен.
Похоже, родительский “стон” услышан: в новых образовательных стандартах для основной школы написано: “Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей. и при наличии в организации необходимых условий”, – эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года.
Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?
– Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, – пояснили “РГ” в министерстве просвещения.
Так что делать пятиклашкам в 2021 году? Проблема в этом году полностью ложится на плечи родителей. Получается, именно они должны заявить директору школы: “уберите из расписания второй иностранный язык”. И директор обязан будет это сделать.
В целом в обоих документах отмечается: ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.
О том, почему потребовалось менять образовательные стандарты, “РГ” рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
– Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, – говорит Реморенко. – Изменения начали вносить еще в 2015 году – старались описать результаты образования более конкретно.
Что это значит? До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали “владеть основами математических знаний”. И никакой конкретики.
– В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например: нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач, – отмечает ректор МГПУ.
По словам Реморенко, тогда, в 2015 году, изменения собирались вносить только для русского языка и математики, но стало ясно: конкретизировать нужно требования для всех предметов.
Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
– Кстати, в декабре 2019 года была попытка утвердить еще более жесткие стандарты, где все требования к образовательным результатам расписывались не только по предметам, но и по годам обучения, – вспоминает Игорь Реморенко. – Это вызвало шквал недовольных отзывов в профессиональном сообществе.
Почему? Все просто: при использовании разных методик обучения, учебников возможны разные решения: какие темы изучать в начале, а какие – в конце курса, в каком году давать простые дроби, в каком десятичные и так далее.
И эти претензии были услышаны: в новых документах разделения по годам обучения нет. Только требования к результатам обучения за начальную школу (1-4-й классы) и основную (5-9-й классы) в разрезе всех изучаемых предметов.
Но есть все же кое-что, что не устраивает специалистов и профессионалов.
– Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого “знаниевого” свойства: многое нужно просто заучить наизусть, – поясняет Игорь Реморенко. – Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений.
Теперь это вполне “подъемная” цифра – 3-4 стихотворения. Вместе с тем если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять.
Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике – там упор сделан на решение задач, больше – в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.
Впервые и вновь. В 2021 году принимать детей в школу будут по измененным правилам
В 2021 году прием детей в первый класс пройдет по новым правилам. Об этом говорится в приказе Минпросвещения № 458. Рассказываем , на какие изменения нужно обратить внимание родителям , и отвечаем на важные вопросы: как будут зачислять детей в первый класс , можно ли выбирать учителя , вправе ли школа выбирать учеников?
Можно ли выбирать школу
В этом плане ничего не изменилось. У родителей по-прежнему есть право выбора школы. Можно отдать ребенка в школу по месту жительства , куда его обязаны принять в приоритетном порядке , без дополнительных условий , проведения отбора и вступительных испытаний , или выбрать любую другую школу независимо от места жительства и поступать на так называемые свободные места.
Когда подавать заявление
Если раньше много лет подряд подача заявлений от родителей будущих первоклашек начиналась не позднее 1 февраля , то теперь прием заявлений будет стартовать 1 апреля.
Причем и для семей , которые живут на закрепленной за школой территории , и для тех , чьи дети имеют преимущество при зачислении в 1-й класс , дата старта будет одна — 1 апреля. А завершаться прием заявлений от родителей будет 30 июня.
Если ребенок живет не на закрепленном за школой участке , то подавать заявление родителям будущих первоклассников нужно во вторую волну — с 6 июля. При этом не позднее 5 июля на сайте школ должны появиться сведения о наличии свободных мест для этой категории детей.
Если места остались , то в школу ребенка зачислят. Прием будет идти до заполнения свободных мест , но не позднее 5 сентября.
Как узнать «свою» школу
Списки закрепленных территорий публикуются на сайтах комитетов по образованию и образовательных учреждений. Родителям первоклассников есть смысл заранее уточнить номер школы по прописке. Списки закрепленных территорий ежегодно корректируются , поскольку ожидаемое количество будущих учеников первых классов должно соотноситься с количеством мест в школе.
Каждый год места в школах готовят с учетом миграции ( это касается крупных городов) и с большим запасом. В Барнауле принимают во внимание повышенную востребованность некоторых школ в центре города и в спальных районах.
Чтобы понять , к какой именно школе относится ваш дом , нужно ознакомиться с приказом ( распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района , городского округа. Такой приказ по новым правилам в обязательном порядке должны издать 15 марта и опубликовать на сайтах школ в течение десяти календарных дней.
Как будут зачислять детей
Если раньше школа должна была зачислить ребенка в течение семи дней после приема документов , то теперь согласно новому порядку распорядительный акт о приеме директор издает в течение трех рабочих дней после завершения приема всех заявлений , то есть после 30 июня.
Это касается только тех семей , которые живут на участке школы , и тех , чьи дети имеют преимущество при зачислении. Принцип такой: до 30 июня собираются все заявления , потом издаются приказы.
В течение трех дней родителей уведомят , что нужно прийти в школу и подать документы. Это могут сделать по электронной почте или телефону. Получить информацию о ходе и результатах рассмотрения заявления можно и на Портале образовательных услуг Алтайского края через поиск заявления по его номеру или по документам ребенка.
Может ли школа отказать в приеме
Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Даже если администрация школы считает , что заявитель не имеет права на поступление ребенка по месту жительства , она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе , указав причину.
Школа обязана принять всех , кто проживает на закрепленной за ней территории. Может так случиться , что поступающих по месту жительства ( не желающих поступить , а именно прописанных на закрепленной территории) окажется больше , чем количество мест в школе. В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления.
В приеме документов государственная школа вправе отказать только в случае , если свободные места закончились. Тогда родители могут обратиться в местный комитет по образованию , где им обязаны помочь устроить ребенка в другую школу.
Как подавать заявление
В приказе Минпросвещения прописаны несколько вариантов подачи заявления:
— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении,
— в электронной форме через электронную почту школы или ее сайт,
— с использованием функционала региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Большая часть заявлений в нашем регионе подается через Портал образовательных услуг Алтайского края. Для того чтобы воспользоваться им , нужно иметь учетную запись на портале «Госуслуги».
Есть еще одно новшество в приказе , которое сделает подачу заявлений о приеме ребенка в первый класс удобнее, — обязательное размещение на сайте школы необходимых бланков.
Раньше школа могла выбирать , размещать ли бланк на сайте или на информационном стенде у себя в стенах. Теперь бланк всегда можно будет скачать с сайта , спокойно заполнить дома и принести в школу готовый документ.
Кто пойдет в школу
Важно знать , что приему в первый класс подлежат дети , достигшие шести лет шести месяцев на момент начала обучения , то есть 1 сентября. Но ребенку не должно быть больше восьми лет. Зачисление в школу детей старше и младше этого возраста возможно по согласованию с учредителем образовательного учреждения — городским комитетом по образованию.
У кого будет преимущество
В соответствии с федеральным законодательством право на первоочередное предоставление места в общеобразовательной организации имеют дети военнослужащих , сотрудников полиции , прокуратуры , отдельных категорий уголовно-исполнительной системы , из многодетных семей , дети , родители которых занимают штатную должность в образовательном учреждении , куда зачисляется ребенок , и т. д.
Законом сохраняется преимущественное право поступления в первый класс за детьми , братья и сестры которых уже учатся в этой школе. Правда , только если он проживают в одной семье и зарегистрированы по одному адресу.
Может ли школа организовать конкурс на поступление
Закон не допускает проведение вступительных испытаний при поступлении в первый класс. При этом есть оговорки. Индивидуальный отбор возможен при приеме учащихся на ступень основного и среднего образования ( с 5-го по 11-й класс), при поступлении в школы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения.
Также могут проводить конкурс школы , реализующие образовательные программы , интегрированные с дополнительной предпрофессиональной подготовкой в области физической культуры и спорта.
В этом случае администрация школы может оценивать способность ребенка к занятию отдельным видом спорта , а также потребовать справку об отсутствии противопоказаний к занятиям.
Могут ли первоклассника отчислить за неуспеваемость
Отчислить по инициативе школы могут только учащегося старше 15 лет. Это согласно статьям 43 и 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будет мерой дисциплинарного взыскания.
В отношении же учащихся начальной школы недопустимо не только отчисление , но и вообще применение каких-либо мер дисциплинарного взыскания. Проблемы поведения должны решаться педагогическими методами.
Что делать , если учитель «не нравится»
Закон не предоставляет детям и родителям право выбора педагога. Но если отношения с учителем не складываются , можно попробовать перевести ребенка в параллельный класс.
Данный вопрос законодательство никак не регулирует. Это компетенция директора школы , который принимает решение на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению. В учреждении может быть принят локальный акт , регулирующий процедуру перевода из одного класса в другой.
Настаивать на переводе ребенка в параллельный класс родитель не может , он может только попросить. Поэтому стоит максимально корректно обосновать для руководителя школы причину.
- Министр образования рассказал , когда алтайских школьников вновь переведут на «дистант»
- «Практика показывает». Министр образования Максим Костенко о переходе на дистант , химических колбах и «зеленом» ЕГЭ
- Опрос: Чего так не хватает сегодня российскому образованию из советского прошлого?
- Сюжет: Образование
- Сюжет: Школа
Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции – она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.
Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Учимся учиться, или как изучать новое быстро и эффективно
Этой осенью вступают в силу очередные изменения законодательства, а с нового года нас ждет следующая партия поправок. Бухгалтеру приходится работать в постоянно меняющихся условиях, а значит, практически непрерывно что-то изучать. Поговорим о том, как выстроить процесс обучения наиболее эффективно.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик
Александра Лузина, психолог, корпоративный тренер СКБ Контур | Денис Лунёв, психолог, коуч, консультант, тренер | Анна Соловьева, эксперт по отчетности и расчету заработной платы СКБ Контур |
Зачем вы учитесь?
Очень важно задать этот вопрос себе, подчиненному или ребенку, который осваивает школьную программу. От того, есть ли цель и как она сформулирована, во многом зависит мотивация обучаемого и, конечно, успех. Кроме того, должны быть сформулированы и критерии, по которым мы планируем оценивать результаты обучения.
А. Л.: Важно понимать, для чего обучение нужно в работе, чему хочу научиться и что хочу получить в результате. У цели обязательно должны быть сроки, и в этом ее отличие от мечты. И обязательно нужно подумать, какие есть ограничения, что может помешать, если у вас какие-то табу на пути к цели. Например, заниматься сможете только раз в неделю по выходным. Задумайтесь также над тем, по каким критериям вы будете оценивать результат, фиксируйте промежуточные результаты. Так, когда человек начинает заниматься вокалом, обязательно делается запись, как он пел до занятий, через месяц, через два, чтобы была видна динамика. Показателем динамики может быть время: сначала я тратил два рабочих дня для создания этого отчета, а сейчас — два часа.
Покажем это на примере. Сейчас я бухгалтер-кассир, через полгода моя коллега — бухгалтер по учету заработной платы уходит в декретный отпуск. И у меня есть возможность занять эту должность, если я успею освоить данный участок работы. Я составляю список знаний и навыков, дроблю их на шесть месяцев, и мы с главным бухгалтером договариваемся, как будем контролировать результат. Знания будем проверять с помощью тестирования и решения реальных практических задач. Также критерием будет время, которое я трачу на определенные операции. Сейчас у меня уходит на начисление зарплаты одному сотруднику два часа, а через полгода это должно занимать не больше 20 минут.
А. Л.: Еще очень важно определить критерий, на основе которого можно будет сделать вывод, удалось достичь успеха или нет. Допустим, вы хотите через год, когда поедете в отпуск свободно говорить на английском языке. А что для вас значит свободно разговаривать на иностранном языке? Спросить, как дойти до Биг-Бена, или возможность свободно, без словаря беседовать, например, на такие сложные темы, как ядерная физика?
Почему же иногда нам так и не удается реализовать свои цели? К примеру, изучение иностранного языка откладывается в долгий ящик уже который год?
А. Л.: Часто мы ставим слишком амбициозные цели. Не думаем о рисках, о том, что может остановить на пути к этой цели. Есть ли какие-то внутренние ограничения, готовы ли мы к покорению этой вершины? Иногда страшно начать. Тогда важно сделать хотя бы что-то, пусть это будет маленькое незамысловатое действие. Бывает, что не хватает поддерживающей среды: сложно справиться в одиночку. Тогда человек идет на тренинги повышения квалификации, курсы обучения английскому языку или в спортзал, например. Приходит и понимает, что не он один не умеет это делать, есть люди, которые готовы вместе с ним учиться.
Насколько вы заинтересованы в результате?
Огромное влияние на результат оказывает то, насколько человек заинтересован в получении новых знаний, что для него стало стимулом для обучения. Информация, как и пища, усваивается намного лучше, когда поглощается с аппетитом, когда очевидна внутренняя ценность обучения.
А. Л.: Разные люди руководствуются разными мотивами. Бывает «мотивация от». Например, от страха получить штраф или выговор от руководства. И «мотивация к». Когда человек делает что-то, потому что хочет вырасти в должности или просто потому, что это ему нравится. Надо понимать, чем руководствуется человек, которому мы ставим задачи.
Д. Л.: Есть внешняя мотивация, когда человек идет учиться, потому что его послали. Это плохая мотивация. Он будет плохо учиться. А вот когда он сам придет и попросит чему-то научить или отправить на курсы, чтобы освоить новые навыки, — это хорошая мотивация. И тогда во время занятий или изучения литературы по теме у него есть внутреннее желание получить эти знания, а значит, результат будет значительно лучше.
А. Л.: Стоит учитывать еще одну особенность человеческой психики. Порой пропадает желание продолжать. Ведь это же надо находить в себе силы, выкраивать время и заниматься. Тут большое значение имеет то, ради чего все это делается. Если цель действительно вдохновляет, то и силы найдутся. Человек очень сильно воодушевляется, когда начинает видеть первые результаты. Тогда возникает драйв, азарт, желание довести начатое до конца. Вопрос в том, как поддерживать себя, пока не появится этих результатов. Нужны какие-то промежуточные радости.
Положительным подкреплением для подчиненного может быть похвала, комплимент, что он научился делать то, чего раньше никто не умел, оптимизировал процессы. Для ребенка, который делает первые успехи, например, в игре на фортепиано, это может быть словесная похвала, совместный поход в зоопарк или какая-то «вкусная радость». Себе самому тоже можно придумать маленькие радости. Например, если я отлично сдам этот проверочный тест, тогда я куплю себе путевку в отпуск или новое платье, которое мне давно хотелось, позволю себе отступить от диеты и т д. А еще взрослые, как и дети, любят учиться через игру. Тогда промежуточный результат подогревает азарт. Поэтому тестирование-подкрепление можно устраивать в формате игры, конкурса, соревнования. Сейчас есть даже дистанционные программы, построенные по этому принципу.
После окончания обучения начинается процесс освоения полученных знаний и навыков. И тут очень важно, чтобы была возможность применять их на практике, встраивать в рабочий процесс. Если речь идет об обучении подчиненного или ребенка, опять же продумать, как это будет реализовано, будет это серия дополнительных вебинаров или консультации внутреннего эксперта.
От чего зависят способности к обучению
Все мы разные. Кто-то легко и быстро усваивает самую сложную информацию, а кому-то этот процесс дается значительно сложнее. Кто-то предпочитает годами действовать по многократно выверенному алгоритму, выполнять привычные функции. А для кого-то важно постоянно учиться, пробовать что-то новое, находить более эффективные способы решения стандартных задач. И конечно, вторые в процессе своих поисков чаще совершают ошибки, приходят не туда. А какой стиль поведения характерен для вас?
Д. Л.: Первое, от чего зависит способность к обучению, это установка на непрерывное повышение квалификации. Вчерашние сертификаты уже никого не интересуют. Нужно отказаться от мысли: «Сейчас я еще вот это изучу и тогда смогу работать на таком-то рынке или с такими-то счетами». Вкладываться в развитие придется постоянно, и это не всегда деньги — где-то время, где-то другие ресурсы. При постановке задач, в том числе на обучение и развитие, надо учитывать индивидуальные особенности. В бухгалтерии есть разные задачи. Где-то нужны аналитики, которые смотрят на цифры, а видят графики, у них в голове это происходит автоматически. А где-то нам нужны коммуникаторы, которые могут с различными подразделениями наладить контакт или договориться с контрагентами.
У тех, кто готов заняться чем-то принципиально другим, кто не боится освоить новый фронт работы, выходя за пределы зоны комфорта, способности к обучению значительно выше. Они легче усваивают новую информацию. Это подтверждают данные исследования, проведенного Teachers College (Columbia University) в 2011 году.
Д. Л.: Если человек три года «сидит на зарплате», у него возникает ощущение, ложное впрочем, что о зарплате он знает все. Желание развиваться и двигаться вперед пропадает. И когда ему предлагают по этой теме книжку почитать или на семинар сходить, он идет туда с мыслью, что ничего нового не узнает. Нужно поддерживать желание развиваться.
Как оценить, способен ли человек обучаться?
Оценить опыт, который был у человека в прошлом, позволяет поведенческое интервью. Если прежде он легко осваивал новые методы и подходы, то и в будущем справится с этим. И напротив, если раньше это давалось тяжело, то и в будущем он будет делать это с большим трудом. Вопросы делятся на четыре группы.
- Попросить вспомнить ситуацию, когда человек осваивал что-то новое. Если вы хотите, чтобы он освоил новое программное обеспечение, то и спрашивать нужно, был ли у него именно такой опыт и как он осваивал тот же Word и Excel.
- Теперь нужно выяснить, какие цели он перед собой ставил. Перейти на новое ПО в кратчайший срок или, наоборот, стать экспертом в этой области и изучить его не торопясь, но глубоко и фундаментально.
- Выясните, какие действия он предпринимал, чтобы достичь этого результата. Как именно он собирал информацию? Как осваивал новую технологию? Что делал, чтобы внедрить в повседневную деятельность?
- Спросите, как он оценивает свой результат, с помощью каких критериев? Из чего можно сделать вывод, что он достиг поставленных целей и эту программу действительно освоил? Какие результаты его работы подтверждают то, что он с этой учебной задачей справился?
Как повысить уровень обучаемости?
Если постоянно действовать по шаблону, со временем ослабевает память, снижается концентрация внимания. Привычка не позволяет использовать заложенный в нас потенциал. Чтобы новая информация хорошо усваивалась, чтобы было легче находить решения в нестандартных ситуациях, нужно поддерживать гибкость ума. Мозг должен постоянно обрабатывать новую информацию, искать нестандартные решения и пути. Чтобы нервные клетки пробудились к активной деятельности, тренироваться нужно постоянно.
Д. Л.: Очень правильно, если в бухгалтерии есть возможность ротации. Полгода я сижу на одних счетах, а следующие полгода могу посидеть на других. Возможность переключаться, чтобы за два-три года я освоил всю бухгалтерию достаточно глубоко. А еще через два года мне поручают баланс составить вместо главного бухгалтера, он мне делегирует. Он, конечно, все перепроверит, но, в общем, я сам делаю сводную управленческую или налоговую отчетность. В такой ситуации желание двигаться вперед у меня не пропадет. Нужно с молодости приучать себя к постоянному развитию. Чтобы выстроить процесс непрерывного обучения, бухгалтерия может выписывать два-три профессиональных журнала. Главное, чтобы их действительно регулярно читали, чтобы специалист каждую неделю узнавал что-то новое и интересное в своей области.
А. С.: Полезно иметь подписку на рассылку профессиональных изданий, например «Бухгалтерии Онлайн». Это позволяет быть в курсе всех вступающих в силу и планируемых изменений, чтобы понимать, как перестроить свою работу. В отдельной табличке я фиксирую, какие изменения планируются, и копирую туда ссылку на источник. А когда приходит время, например наступает очередной год, я уже знаю, что изменилось и что мне важно учесть. Также я собираю в таблицы данные о том, как в разные годы изменяется МРОТ, ставки для расчета взносов и др. Это не самая оперативная информация, но когда она мне нужна, она всегда под рукой.
Чтобы информация хорошо усваивалась, у человека должна быть развита кратковременная или оперативная память.
А. Л.: Есть специальные упражнения для улучшения памяти. Также хорошо развивает интеллектуальные способности письменная речь. Причем именно рукописная. Потому что в этом процессе задействована мелкая моторика. Полезно читать художественную литературу. Чтение — это новые слова, новые сюжеты. Рисовать тоже полезно. Это тренировка синхронной работы двух полушарий. В результате скорость реакции повышается, мыслительные процессы ускоряются, человек быстрее реагирует на новые ситуации.
Не стоит браться сразу за освоение многих аспектов. Это миф, что человек может одновременно решать несколько задач, изучать материалы по нескольким масштабным темам. В этом случае эффективность снижается в разы. Лучше концентрироваться на чем-то одном. И только потом браться за другую задачу.
Также на способность усваивать информацию влияют такие банальные вещи, как физическая нагрузка, питание, прогулки на свежем воздухе.
Д. Л.: Надо питаться натуральной пищей, больше есть овощей и фруктов, а вот мяса есть меньше, много двигаться. А в момент обучения лучше вообще себя впроголодь держать, тогда информация будет усваиваться еще лучше. Потому что, когда мы сильно наелись, особенно быстрых углеводов, каких-нибудь сладостей, это, с одной стороны, подпитывает мозг, а с другой — вся информация, которую мы запоминаем, быстро выгорает. А нам нужны длинные углеводы, долгоиграющие, разные каши без молока, злаки, клетчатка, морковка. Все это способствует усвоению информации.
Полезный совет
Хотите знать, как развивать память? Читайте об этом в статье «Правила хорошей памяти».
Хотите сохранить живость ума? Читайте о том, как и какую зарядку для ума нужно делать.
«Опыт, сын ошибок трудных»
Часто основное препятствие к изучению чего-то нового — это страх допустить ошибку или не справиться с поставленной задачей. И тут есть чему поучиться у детей. Они не боятся промахов и неудач, осваивают новое с увлечением и азартом. Вспомните малыша, который учится ходить. Или ребенка постарше, когда он осваивает велосипед. Что они делают, когда в процессе обучения падают? Встают и продолжают.
Взрослым чаще свойственна осторожность, стремление оставаться в зоне комфорта, избегая неудач. Но есть и такие, кому удается сохранить «детскую» увлеченность. Их не пугает высокая вероятность ошибки. Так, у изобретателя Томаса Эдисона было множество ошибочных попыток прежде, чем он разработал один из первых коммерчески успешных вариантов лампы накаливания. А о своих неудачах он сказал так: «Это не были неудачи. Просто я изобрел 10 000 способов, которые не сработали». Не зря же говорят: на ошибках учатся. Как же быть, когда цена ошибки очень высока, например при подготовке квартального отчета или оформлении платежных документов?
А. Л.: В ситуации с высокой степенью ответственности, когда цена ошибки высока, человек учится очень быстро. Например, летчик-истребитель понимает, что любое его неверное движение может стоить ему жизни. Этот тезис применим и к ситуации, когда речь идет о финансовой ответственности. В таких случаях все процессы выстраиваются так, чтобы все действительно работало, отчеты были сданы в корректном виде и в срок и т д. Поэтому важно, чтобы финансовую ответственность в бухгалтерии нес не только главный бухгалтер.
В стрессовой ситуации нам часто открываются решения, которые при осознанном поиске бывают не доступны, потому что мы привыкли рассуждать шаблонно.
Д. Л.: Взрослые обучаются только в процессе профессиональной деятельности. К сожалению, как бы этот материал не был красиво оформлен, как бы он не был подан, если нет возможности попробовать и сделать что-то самому, то вся информация уходит в пустоту. Например, когда работу в программе только показывают на экране, в это не очень веришь. Потому что личный опыт подсказывает, что это красиво только на экране, а когда до дела доходит — совершенно другая картина. Нужно обязательно что-то сделать ручками: посчитать на калькуляторе, поработать в бухгалтерской программе. Тогда информация усваивается.
А. С.: На КУБЕ об изменениях мы рассказываем в такой модели: было/стало. Это позволяет увидеть особенности, понять, что изменилось. Очень помогают усваивать информацию цифровые примеры, ситуации из жизни. Сказать можно много, а когда есть возможность посмотреть на конкретном примере, тогда легче разобраться. После урока мы всегда даем слушателям практические задания. Их выполнение очень помогает усваивать информацию. Если в бухгалтерии есть традиция делиться с коллегами профессиональной информацией, то очень полезно включать в свой рассказ практические задания и тесты.
Домашнее задание
Если вы хотите усвоить прочитанное, внедрить свою жизнь какие-то новые навыки, действуйте. Ведь вы уже знаете, что взрослые учатся только на практике.
Поэтому рекомендуем вам выписать или подчеркнуть в статье все, что вы планируете внедрить в своей жизни. Составить план, описать промежуточные итоговые результаты и, конечно, поставить сроки. Желаем вам успехов!
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Дистанционное обучение в сентябре 2021 г.: школам выдали «приказ об удалёнке»
Министерство просвещения выпустило приказ, касающийся начальной школы, средних и старших классов всех субъектов РФ.
Исходя из риторики российских властей, 1 сентября пройдет для школ в обычном формате — переводить школьников на «удалёнку» не планируют (для студентов немного иная ситуация). Чиновники утверждают это с оговоркой, что в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, все-таки может быть принято решение о дистанционном обучении, но после 1 сентября.
Например, 16 августа министр просвещения Сергей Кравцов анонсировал начало учебного года в традиционном формате, дав понять, что речь только о начале учебного года.
«Учебный год начнется в обычном очном режиме, нам важно, чтобы ребята пришли в классы, встретились со своими учителями. Мы понимаем, что это событие — одно из самых важных для миллионов россиян: школьников, студентов и их семей, для педагогов. Так что дистанционного формата начала учебного года не предполагается», — сказал он.
При этом с 1 сентября во всех школах страны вводится новый порядок организации и осуществления образовательной деятельности, который законодательно закрепляет «удалёнку».
«Приказ об удалёнке»: будет ли дистанционное обучение с 1 сентября 2021 г.
Так, в тексте приказа Министерства просвещения Российской Федерации №115 от 22.03.2021, говорится следующее:
«При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны».
Иными словами, для перехода школ на «дистанционку» необязательно даже введения режима чрезвычайной ситуации. Достаточно будет лишь угрозы ее возникновения.
Данный режим продлится ближайшие 6 лет, начиная с 1 сентября 2021 г.
«Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 года», — говорится в документе.
Нужно отметить, что даже само 1 сентября гарантируется в очном формате не всеми чиновниками.
«Я бы не гарантировал, что учебный год везде начнется без так называемой «дистанционки». Я думаю, что в некоторых регионах будет смешанная система. Все зависит от эпидемиологической ситуации — как она будет развиваться, предсказать невозможно. Сегодня складывается впечатление, что заболеваемость в стране снижается, но это происходит не во всех регионах, а благополучная цифра достигается, в основном, за счет Москвы», — сказал 16 августа изданию «Газета.ru» первый зампред думского комитета по образованию и науке Олег Смолин.
Резюмируя, можно сказать, что чиновники очень надеются, что 1 сентября школьники не будут встречать в дистанционном формате, но за весь сентябрь и последующие месяцы в ближайшие 6 лет, они не ручаются. Для чего уже подготовили необходимую нормативно-правовую базу.
Статистика по коронавирусу в России. Данные по состоянию на 17 августа 2021 г.
Единственный перерыв в образовательном процессе, который гарантируется чиновниками в сентябре, никак не связан с пандемией. Речь идет о возможном переводе ряда школ некоторых регионов на дистанционный формат обучения сроком на 3 дня, в связи с выборами, которые будут проводиться в период с 17 по 19 сентября. На территории данных школ будут организованы избирательные участки.
13 лучших игрушек для котов, которые можно быстро сделать своими руками
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Наверняка котовладельцы часто замечали, что их питомцы охотнее играют с предметами, случайно найденными в квартире, чем с игрушками из магазина. Причины такого поведения животных необъяснимы, но факт остается фактом. Поэтому, вместо того, чтобы в очередной раз тратиться на игрушки для котов, лучше сделать их своими руками из подручных материалов. Делимся простыми идеями, которые подскажут, как развлечь своего домашнего питомца просто и быстро.
1. Игровая станция для пушистых исследователей
Приклейте рулоны от туалетной бумаги в разных положениях на плотный куск картона. Внутрь них положите мелочи, привлекающие внимание кота – например, крупные пуговицы, бусины. Кот будет пытаться достать их.
2. За считанные копейки
В основе от рулона туалетной бумаги проделайте несколько отверстий в хаотичном порядке. Проденьте сквозь них коктейльные трубочки, яркие лоскутки или помпоны. Такая игрушка займет животное надолго.
3. Из любимой картонной коробки
Всем известный факт, что коты неравнодушны к картонным коробкам. Используйте эту их особенность и сделайте из коробки игровую станцию. Внутрь коробки – мелкие предметы, а сверху – яркие шнуры, которые также будут привлекать внимание кота.
4. Мини-клубок с защитой
Давать коту играть с обычными клубками или катушками может быть опасно, так как он может подавиться нитками. Поэтому предлагаем немного модернизировать этот вариант развлечения кота. Скатайте из ниток шарик средней плотности, оставив один его конец свободным. Затем оберните клубок обычной фольгой. Коты любят ее шуршание и мягкий блеск.
5. Вторая жизнь остатков водопроводных труб
Из остатков водопроводных труб можно сделать игрушку для кота своими руками. Необходимо лишь соединить их при помощи угловых элементов, которые продаются в любом строительном магазине. Также потребуется вырезать в трубах отверстия чуть больше лапы коты, и положить внутрь разные мелочи. Кот будет пытаться достать их.
6. Мягкие помпоны
Помпоны на ниточке – любимая игрушка многих котов, которая не надоедает им долгое время. Готовые игрушки можно подвесить на дверной ручке, чтобы кот пытался достать их.
7. Делаем из кота сомелье
Коты любят играть с винными пробками, потому что они легкие. Можно просто дать коту пробку, но если есть немного свободного времени – сделайте более сложную игрушку. К примеру, обвяжите ее крючком или прикрепите яркие перышки, ленты.
8. Для рукодельниц, которые дружат с иголкой
Пошить простую игрушку для кота человек, умеющий обращаться с иголкой, сможет за пару минут. Рекомендуем выбирать ткани достаточной плотности, например, шерсть или фетр.
9. Из футболки, которая пылится в шкафу
Для изготовления такой игрушки для кота своими руками потребуется старая трикотажная футболка. Нарежьте ее на тонкие полоски, сложите их вместе и свяжите узлом. Чтобы коту было интереснее, рекомендуем использовать футболки разных цветов и отличающиеся по плотности трикотажа.
10. Утилизация гофрокартона
Гофрированный картон, из которого делают крупные коробки, пригодится для создания игрушки для кота. Нарежьте из него множество кружочков, в каждом из них сделайте посередине небольшое отверстие. Затем нанижите их на кусочек шнурка, завязав его на узелки.
11. Яркие лоскутки для кота
Нарежьте лоскутки квадратной формы. Для их заполнения подойдет поролон, обрезки ткани, нитки. Для того чтобы мешочек вызывал повышенный интерес кота, внутрь него можно положить немного кошачьей мяты.
12. Если детский носок остался без пары
Способом, описанным в предыдущем пункте, получится сделать игрушку для кота своими руками из детского носка. Просто заполните его чем-то мягким и завяжите на узел.
13. Кошачья удочка
Тонкая деревянная палочка, крепкая нить и плоски тонкой ткани – вот и все, что понадобится для изготовления кошачьей удочки. Сложите ткань внахлест, при помощи иголки проденьте через полоски нитку. Свободный конец нитки обвяжите вокруг палочки.
Когда вопрос развлечения котов решен, освобождается немало свободного времени. Почему бы не потратить его на совершенствование интерьера своего жилища? Например, ознакомиться с 15 хитростями, которые превратят детскую в комнату мечты ребенка.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как сделать игрушки для кошек своими руками
На самостоятельное изготовление игрушки для кота уйдет от одной минуты до нескольких дней. Главное – она должна быть сделана из натуральных (за редким исключением) материалов, быть интересной и безопасной.
Для чего необходимо играть с кошкой
У каждой кошки свои привычки, повадки и характер. Поэтому хозяевам приходится считаться с желаниями питомцев, уметь справляться с проблемами общения. Для решения этих вопросов и существуют игрушки.
- Гиперактивных надо уметь успокоить. Меланхоликов – наоборот – заставить бегать, прыгать, как можно больше двигаться. Тем и другим полезно хотя бы 20 минут в сутки заниматься активными играми.
- Мнение, что если в доме живет несколько животных, то им не скучно, в корне не верно. Не все так просто – начинаются междоусобицы и агрессия.
- Игры помогают котам реализовать инстинкты охотников.
- Котята, играя, укрепляют мышцы, развивают ловкость, скорость реакции. Только так вырастает сильное, здоровое животное.
- Если досуг питомца правильно спланирован, у него достаточно развлечений, это поможет сберечь мебель.
- Люди тоже любят играть, так почему же не заняться этим важным делом вместе?
Покупная игрушка или сделанная своими руками
Игрушки «ручной работы» нравятся кошкам не меньше «фирменных». Но можно их и покупать, тут дело только времени. В любом случае скупать все подряд не нужно, это дорого, а вкусы хозяина и питомца совпадают не всегда.
3 правила выбора игрушки
- Сначала необходимо присмотреться к котенку, понять его предпочтения – он любит охотиться, лазить по шторам и коврам или прятаться в укромных уголках?
- Лучше приобретать игрушки известных фирм из экологически чистых материалов, без мелких легко отрывающихся деталей («мышиный» хвост в любом случае будет оторван). Дешевые покупать не стоит из-за сомнительного качества.
- Главное развлечение для кошек – когтеточка, которую надо приобрести в первую очередь.
Какой должна быть игрушка
Кошки и сами прекрасно придумывают себе развлечения – устраивают охоту на кусочек хлеба или сыра (а потом его прячут или теряют). Особое удовольствие – погоняться за мухой, неосторожно залетевшей в дом. Покататься по паркету в хозяйских тапочках, там же сладко задремать.
Ароматные игрушки
Чтобы кот сразу заинтересовался подарком, можно сделать «ароматную игрушку».
- Из плотной ткани (войлок, хлопок, лен) по лекалам выкраивают две одинаковых детали. Ставят метки начала и конца шва. Вручную или на машинке стачивают по изнаночной стороне. Вывернув заготовку на лицевую сторону, через незашитое отверстие наполняют кусочками «хрустящего» полиэтилена и сухой «кошачьей мятой». После этого ручным швом отверстие зашивают. Такую милую безделицу дополняют шнурочками, ленточками, помпонами.
- Еще проще – наполнитель засыпать в варежку или детский носочек, оставшийся без пары. Стянуть прочной ниткой открытый край и закрепить.
- Заинтересует кошку и простой «ароматный узелок» с котовником (это название травы) из плотного льна.
Игрушки-дразнилки
Дразнилки любят не только животные. Люди тоже не прочь побаловаться с котенком. Это могут быть:
- Бантик на веревочке.
- «Удочка» с помпонами или фетровыми перьями.
- Подвесная дразнилка из картонной трубочки от бумажного полотенца (или чего-нибудь другого). Достаточно сделать 5–7 маленьких отверстий, в которые закрепить разноцветные перышки. Продеть через трубу шнурок или ленту. Завязать узел и подвесить игрушку на ручку двери, подлокотник кресла. Движение воздуха будет заставлять перышки трепетать, а зверь какое-то время будет занят.
Веселые погремушки
Чтобы знать, где находится котенок, на помощь придет звуковая игрушка-погремушка.
- Простейший вариант – в пластиковую бутылочку насыпать фасоль, горох, мелкую гальку, крупные бусины. Понадобится немного – только закрыть дно. Горлышко смазать клеем. Это надо сделать аккуратно, чтобы клей не выступал из-под крышки. Плотно закрыть. Время работы – 10 минут, 8 из которых будут потрачены на поиски емкости и наполнителя.
- Сложнее, но намного эффектнее выглядит такая погремушка, если ее обвязать пряжей.
- Обмотанная сизалю или шпагатом – уже не просто погремушка, а мини когтеточка.
- Соединив шнурком 3 -5 коробочек Киндер Сюрприза, в которых помещены колокольчики, можно получить еще одну звуковую безделушку.
Важно: плотно закрутить половинки и заклеить скотчем.
Интерактивные игры для котят и кошек
Популярными интерактивные «развивающие пособия» для кошек стали недавно, но уже появилось много примеров и мастер-классов по их изготовлению.
Делают их из дерева, пластика, картона. Не хуже покупной по «стойкости» получается самодельная игрушка из пластиковых сантехнических труб (4 штуки) и «колен» (тоже 4 единицы).
- Из подготовленных деталей надо собрать «кольцо» специальными соединителями.
- Просверлить отверстия по верхнему периметру размером немного больше кошачьей лапки.
- Аккуратно обработать края наждачной бумагой, что бы убрать «заусенцы».
- Внутрь поместить пару шариков или лакомство.
Игрушки из картона
Картон – материал доступный, не дорогой, легкий в работе. Мастера изготавливают из него домики и игровые площадки для кошек.
Построить полноценный «жилой комплекс» сложно и это займет много времени. Не каждый готов к такому «подвигу». Как вариант – подойдет картонная коробка.
Как сделать коробку интересной
Это любимая забава не только домашних, но и серьезных больших кошек из зоопарка. Надо просто поставить коробку в доступном месте. Обычно коту ничего больше и не нужно. Но такой вариант смотрится не очень эстетично, поэтому можно сделать и более красивый «домик».
- Лабиринт с «дверцами». Склеиваются 3–4 коробки, вырезаются «дверные проемы», чтобы животное свободно проходило. Крышка для лабиринта не нужна, так кот сможет перепрыгивать из одного «помещения» в другое.
- Обувная коробка – хороший интерактивный тренажер для развития ума и сообразительности. В хаотичном порядке на крышке и боковых гранях вырезать круглые отверстия достаточного диаметра. Линию соединения коробки с крышкой укрепить скотчем. Внутрь – шарик, мышку, лакомство.
Мягкие игрушки
Рукодельницам не составит труда сшить или связать любимому коту мягкую игрушку. Лучше использовать натуральный мех, фетр, пряжу. Искусственные материалы могут вызвать аллергию. Многие животные не любят синтетику.
Кошке или коту в мягкой игрушке важны размер и наличие хвоста. Еще уши, которые удобно отрывать или носить в зубах, держа «мышь» за ухо.
Для работы понадобится:
- мех (фетр);
- наполнитель – синтепон, холофайбер, поролон;
- инструменты для шитья;
- швейные катушечные нитки; прочные нитки (подойдет зубная) для пришивания украшений;
- лекала.
Форма – «мышка», «рыбка», «птица» или любая другая. В журналах, книгах большой выбор выкроек, мастер-классов по шитью и схем для вязания.
Глазки, носик, пуговки надо пришивать как можно надежнее. Лучше сделать их из фетра или вышить. Из этих же материалов, только расход будет значительно больше, шьются лежаки, домики, гамаки, удобные мягкие лабиринты.
Самые простые и доступные игры
Шарик из бумаги (фольги), грецкий орех, еловая шишка. А еще – кусочек фетра, натуральная пробка винной бутылки, карамелька в шелестящем «фантике» – это готовые кошачьи игрушки. Их дополнительно украшают перышками, нанизывают на шнур, привязывают за нитку к палочке. Котята любят играть с газетами, пакетами. Важно не давать им пластиковые!
Игрушки из подручных материалов
Для изготовления кошачьих безделушек часто используют подручные материалы, которые обычно выбрасываются в мусор.
8 идей
- пакеты для упаковки одежды из крафт-бумаги;
- мячики для пинг-понга;
- портняжная лента;
- пустые деревянные или картонные бобины ниток;
- сетчатые мешочки для стирки;
- резинки для волос;
- пластиковые стаканчики;
- упаковка для яиц.
Сделать можно много интересного. Но даже самая дорогая игрушка не заменит кошке любимую умную и интерактивную – хозяина или хозяйку.